Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культурная ситуация. Вводный урок литературы в 11 классе. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация.
Advertisements

Презентация к уроку литературы в 11 классе по программе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. (базовый уровень)
Презентация к уроку по теме: «Литературный процесс конца 19 - начала 20 веков». Урок-лекция.
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация. XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. Александр Блок.
Общая характеристика. Россия пережила три революции: года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японская война гг. -Первая мировая.
Россия рубежа XIX – XX веков Учитель русского языка и литературы МОУ Новосельцевская СОШ Андреева Г. А.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
ВВОДНЫЙ УРОК Характеристика литературного процесса на рубеже веков. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края Турушева.
Серебряный век русской поэзии.. Повторение. Древнерусская литература. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
ВВОДНЫЙ УРОК Характеристика литературного процесса на рубеже веков. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края Турушева.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § Прочитать §18 и ответить на вопросы перед ним.
ЦЕЛЬ: отметить характерные черты времени рубежа веков; дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех.
Серебряный век русской поэзии Этот мир очаровательный, Этот мир из серебра….
Работу подготовил Ожгибесов Илья Ученик 11 «а» класса.
Революция г.г. Революция г.г.. План: План: Политические силы. Политические силы. Причины революции. Причины революции. Этапы революции.
Образ тумана в коротких рассказах И.А.Бунина «Звезды стали тусклы и далеки, Небеса – туманны и глубоки…» (И.Бунин)
Курбанова Ольга Михайловна Преподаватель литературы Профессионального лицея «Молодежная мода» 13.
Транксрипт:

Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культурная ситуация. Вводный урок литературы в 11 классе. 1

Цель : показать взаимосвязь литературы и общественно- политической мысли конца 19 века - начала 20 века с историческими процессами в стране и мире и их взаимовлияние. Задание : записать основные положения лекции. 2

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? 3

Россия пережила три революции: - революция 1905 года, - Февральская революция 1917 года, - Октябрьская революция Русско-японская война г.г. Первая мировая война Гражданская война 4

Основные политические силы России в начале 20 века - защитники монархизма. - сторонники буржуазных реформ, - идеологи пролетарской революции. 5

Два пути переустройства России переустройство «сверху» переустройство «снизу». 6

средствами исключительных законов, « приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще не видела история». Переустройство «сверху» - Средства переустройства «сверху» Манифест 11 октября 1905 года Государственная Дума 7

Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил В.И.Ленин. Переустройство «снизу» - Средства переустройства «снизу» Теоретическая подготовка революции Террор 8

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания. Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? 9

- открытие рентгеновских лучей, - определение массы электрона. - исследования радиации, - создание квантовой теории, - создание теории относительности, - изобретение беспроволочной связи. 10

Как говорил философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом. 11

В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний». 12

Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей». 13

В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904) : «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой- то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно- философских и религиозных исканий» 14

«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и – в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества» ( Горький в письме к Пятницкому ( 1901) 15

« Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» ( Н.Бердяев) 16

Фридрих Ницше, обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старой морали : « а нищих надо бы совсем уничтожить», « укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни». 17

Н. Бердяев писал: « Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви». 18

19 Задание на дом: Учебник Журавлева стр Прочитать и знать содержание. Дополнить записи, сделанные на уроке. Словарь «серебряный век», «модернизм», «декаданс». Читать: Бунин. Рассказы.