Анализ рассказа «Кусака» Автор: учитель МОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики Автор: учитель МОУ «Красночетайская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боль за все живое. ( по рассказу Л. Андреева « Кусака »)
Advertisements

Урок литературы в 7 классе Составила: учитель русского языка и литературы МОУ Попасновская ООШ Кулундинского района Шамкина Татьяна Александровна.
Урок литературы в 7 классе Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Шермейская ООШ» Оборина Мунира Габлахановна.
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».
По рассказу Л.Андреева «Кусака» Автор Чемакина М.В.
ГБОУ средняя общеобразовательная школа Российско-Словацкой дружбы Презентация к уроку: « Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака» Разработала:
Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака». Да, меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим,
Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака». Нравственные проблемы в рассказе.
Урок литературы в 7 классе по технологии «Раскрытие содержательной структуры слова в художественном тексте» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Теория Технологические этапы урокаПриемы РКМЧП 1.ВЫЗОВ1.Обращение к личному опыту учащихся. 2.Прогнозирование по названию. 2.ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ1.Чтение.
1 Урок диалогового общения Л. Андреев «Кусака» Нравственная основа рассказа. Сочувствие «всему живому». МОУ Порожненская СОШ Шипуновсого района Учитель.
Леонид Николаевич Андреев «Кусака» «Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, А по тому, как ведем себя с животными.» Чак Паланик.
Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям.
Добрый день, уважаемые ребята и гости. Сегодня в центре нашего внимания невыдуманная история собаки, героини рассказа Л.Андреева «Кусака».
Шестнадцатое марта. «Мы в ответе за тех, кого приручаем…». Аналитическая беседа по рассказу Леонида Андреевича Андреева «Кусака».
Великое благо – верить. И любить. Г. Троепольский Учитель нач. классов Папырина Екатерина Михайловна.
Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака».. Да, меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что.
Преданность, верность, дружба в рассказе Александра Ивановича Куприна «Белый пудель»
Транксрипт:

Анализ рассказа «Кусака» Автор: учитель МОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики Автор: учитель МОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики Селянкина Галина Юрьевна

Эпиграф к уроку: Мы так оскудели, что нам от словца От злого прикрыться-то нечем. Друзьям и родным надрываем сердца И души друг другу калечим. Николай Якунин.

О как же выдержит рассудок О как же выдержит рассудок Могучий ураган судьбы. Могучий ураган судьбы. В нем столько дьявольского свиста, В нем столько дьявольского свиста, Попробуй сердце отворить, Попробуй сердце отворить, Все то, что стыдно и нечисто, Все то, что стыдно и нечисто, Тебя хотело б повалить. Тебя хотело б повалить. В нем столько мути, праха, дыма В нем столько мути, праха, дыма И скрыта вечная стезя. И скрыта вечная стезя. Но устоять необходимо, Но устоять необходимо, И сердце затворить нельзя! И сердце затворить нельзя! Ирина Семёнова.Ирина Семёнова.

Оборудование: Оборудование: 1) портрет Л. Андреева; 1) портрет Л. Андреева; 2) выставка книг Л. Н. Андреева; 2) выставка книг Л. Н. Андреева; 3) иллюстрации о животных. 3) иллюстрации о животных. 4) компьютер; 4) компьютер; 5) проектор. 5) проектор.

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева ( ). 1. Продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева ( ). 2. Помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему, поставленную писателем в своём произведении - проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас. 2. Помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему, поставленную писателем в своём произведении - проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас. 3. На основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе. 3. На основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе. 4. Воспитывать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, чувство ответственности по отношению к ним; а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность. 4. Воспитывать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, чувство ответственности по отношению к ним; а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность. 5. Способствовать выработке навыков выразительного чтения. 5. Способствовать выработке навыков выразительного чтения.

Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным. Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным. Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку. Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку. Сострадание, жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие. Сострадание, жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие. Сострадательность, милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (уст.), благость (уст. книжн.). Сострадательность, милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (уст.), благость (уст. книжн.). Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность. Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.

( ).

1898 г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры. - «Алеша - дурачок» - «Алеша - дурачок» - «В Сабурове». - «В Сабурове» г. - в «Журнале для всех» - «Петька на даче» г. - в «Журнале для всех» - «Петька на даче» г. - знакомство с Горьким. Затем появляются рассказы: «Ангелочек», «Молчание», «Жили-были», «Набат», «Стена», «Бездна», «Иностранец», «В тумане» и др. 2 цикла фельетонов «Впечатления» и «Москва» г. - знакомство с Горьким. Затем появляются рассказы: «Ангелочек», «Молчание», «Жили-были», «Набат», «Стена», «Бездна», «Иностранец», «В тумане» и др. 2 цикла фельетонов «Впечатления» и «Москва». «Этапные» произведения Л. Андреева: «Этапные» произведения Л. Андреева: «Баргамот и Гараська» (1898). «Баргамот и Гараська» (1898). «Красный смех» (1904). «Красный смех» (1904). «Жизнь Василия Фивейского» (1906). «Жизнь Василия Фивейского» (1906). «Жизнь человека» (1907). «Жизнь человека» (1907). «Рассказ о семи повешенных» (1908). «Рассказ о семи повешенных» (1908). «Дневник Сатаны» (1918). «Дневник Сатаны» (1918).

Но для нас в его творчестве более всего важны не выводы, к которым приходил писатель, а сами поиски истины. Но для нас в его творчестве более всего важны не выводы, к которым приходил писатель, а сами поиски истины. Его произведения дороги нам жгучим ощущением противоречий времени, непримиримостью ко злу, порывами из тьмы к свету, защитой прав социально обездоленной личности, отстаиванием гуманистических ценностей. Его произведения дороги нам жгучим ощущением противоречий времени, непримиримостью ко злу, порывами из тьмы к свету, защитой прав социально обездоленной личности, отстаиванием гуманистических ценностей.

Л. Андреев всегда в тревоге за человека, чтобы тот не жил хлебом единым, не погрязал в мелочах. Он зовет отрешиться от повседневной суеты, эгоистических забот, мещанского прозябания и задуматься над высшими целями человеческого существования. Л. Андреев всегда в тревоге за человека, чтобы тот не жил хлебом единым, не погрязал в мелочах. Он зовет отрешиться от повседневной суеты, эгоистических забот, мещанского прозябания и задуматься над высшими целями человеческого существования. Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных несчастных. Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных несчастных.

Анализ рассказа «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Писатель сам поясняет свою позицию: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых.

1. Есть ли у вас собака ? 1. Есть ли у вас собака ? 2. Расскажите, за что вы ее любите, и смогли бы вы обмануть, предать своего друга? 2. Расскажите, за что вы ее любите, и смогли бы вы обмануть, предать своего друга? 3. Кто из русских писателей, кроме Л. Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга? 3. Кто из русских писателей, кроме Л. Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга?

«Муму» И. С. Тургенева; «Муму» И. С. Тургенева; «Каштанка» А. П. Чехова; «Каштанка» А. П. Чехова; Рассказы Л. Н. Толстого о собаке: Рассказы Л. Н. Толстого о собаке: «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Собака, петух и лисица», «Булька», «Бешеная собака» и др.; «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Собака, петух и лисица», «Булька», «Бешеная собака» и др.; «Белый пудель» А. И. Куприна; «Белый пудель» А. И. Куприна; «Белый Бим черное ухо» Г. Н. Троепольского и др. «Белый Бим черное ухо» Г. Н. Троепольского и др.

Давайте определим тему и идею произведения.

Тема милосердия и жестокости человека, тема ответственного отношения к животным. Тема милосердия и жестокости человека, тема ответственного отношения к животным. Обращение к записям на доске). Обращение к записям на доске). Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность. Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана). Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана).

1) Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми». 1) Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми». 2) Как Кусака получила свое имя. 2) Как Кусака получила свое имя. 3) Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми. 3) Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми. 4) Отъезд дачников. 4) Отъезд дачников. 5) Кусака снова одна. 5) Кусака снова одна.

7. Понравился ли вам рассказ ? 7. Понравился ли вам рассказ ? 8. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»? 8. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»? 9. Какие моменты вам запомнились, взволновали вас? 9. Какие моменты вам запомнились, взволновали вас? 10. Так как же жила Кусака до встречи с людьми? 10. Так как же жила Кусака до встречи с людьми? 11. Почему Кусака боялась людей? 11. Почему Кусака боялась людей? 12. Как она получила свое имя? 12. Как она получила свое имя? 13. Почему она полюбила Лелю? 13. Почему она полюбила Лелю? 14. Как относились Леля и другие дети к Кусаке? 14. Как относились Леля и другие дети к Кусаке? 15. Как Кусака выражает свою ненависть и любовь? 15. Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?

Зачитать отрывки: Зачитать отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям...». «С тех пор собака не доверяла людям...». «И в ту же минуту подкравшаяся собака...». «И в ту же минуту подкравшаяся собака...». «Единственное, что могла Кусака...». «Единственное, что могла Кусака...».

Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима. Кусака одинока Кусака одинока 1. Никому не принадлежала. 1. Никому не принадлежала. 2. Не было имени. 2. Не было имени. 3.«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью». 3.«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью». Кусака любит и любима Кусака любит и любима 1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. 1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. О пище не надо заботиться. О пище не надо заботиться. 2. Появилось имя. 2. Появилось имя. 3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». 3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». «Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости». «Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости».

Кусака одинока Кусака одинока 4. Ребята бросали камнями и палками. 4. Ребята бросали камнями и палками. 5)Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали; 5)Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали; 6)Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу. 6)Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу. 7)Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить. 7)Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить. Кусака любит и любима Кусака любит и любима 4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. 4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. 5)Ласкали и играли с ней. 5)Ласкали и играли с ней. 6)У нее отняли нестерпимую злобу. 6)У нее отняли нестерпимую злобу. 7)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким. 7)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

Природа тоже неравнодушна к судьбе Кусаки. 16. Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы?

1) долгая морозная зима 1) долгая морозная зима 2) черные окна пустой дачи 2) черные окна пустой дачи 3) желтыми огнями загорелась осень 3) желтыми огнями загорелась осень 4) заплакало небо 4) заплакало небо 5) частые дожди, холод, слякоть 5) частые дожди, холод, слякоть 6) мрак осенней длинной ночи 6) мрак осенней длинной ночи 7) неприветливое небо 7) неприветливое небо 1) наступила весна 1) наступила весна 2) тихая дача огласилась громким говором 2) тихая дача огласилась громким говором 3)солнце, тепло 3)солнце, тепло 4) ясное небо 4) ясное небо 5) весенний воздух 5) весенний воздух 6) цветущие яблони и вишни 6) цветущие яблони и вишни

17. Почему Кусаку не взяли в город? 17. Почему Кусаку не взяли в город? Как вы оцениваете этот поступок? Как вы оцениваете этот поступок? 18. Хорошо ли поступила Леля по отношению к своему другу? 18. Хорошо ли поступила Леля по отношению к своему другу? 19. Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему? Кусака о Леле или Леля о Кусаке? 19. Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему? Кусака о Леле или Леля о Кусаке? 20. Как бы вы поступили на месте Лели? 20. Как бы вы поступили на месте Лели?

Зачитать конец рассказа со слов «Наступила ночь». 21. О чем бы сказали нам собаки своем воем, если бы умели говорить человеческим языком? 22. Что вам слышится в вое собаки?

Людские души - души разные, Людские души - души разные, Не перечислить их, не счесть. Не перечислить их, не счесть. Есть злые, добрые и праздные, Есть злые, добрые и праздные, И грозовые души есть. И грозовые души есть. Иная в силе не нуждается,Иная в силе не нуждается, Её дыханием коснись -Её дыханием коснись - И в ней чистейший звук рождается,И в ней чистейший звук рождается, Распространяясь вдаль и ввысь.Распространяясь вдаль и ввысь. Другая хмуро - неотзывчива, Другая хмуро - неотзывчива, Другая каменно – глуха. Другая каменно – глуха. Для света звезд Для света звезд Для пенья птичьего, Для пенья птичьего, Для музыки и для стиха. Для музыки и для стиха. В. Тушнова.В. Тушнова.

Подведение итогов. Подведение итогов. 1) Чему вас научил этот урок? 1) Чему вас научил этот урок? 2) Получили ли вы что-нибудь новое на этом уроке? 2) Получили ли вы что-нибудь новое на этом уроке? 3) Какие выводы для себя вы сделали? 3) Какие выводы для себя вы сделали?

Домашнее задание. Домашнее задание. Написать ответы на вопросы: Написать ответы на вопросы: 1. О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»? 1. О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»? 2. Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец? 2. Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?