Иннокентий Анненский Мир природы и человека Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2010г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.
Advertisements

Творческая мастерская на тему «Особенности поэтического почерка И.Ф.Анненского» Составитель: Белоконева Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы,
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Поэзия Серебряного века Брайнина Л.В. ГОУ СОШ 530 ноябрь 2007 года ноябрь 2007 года.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Литературный альманахъ Нумеръ отъ 12 января 1898года. «Серебряный голубь» Белого… (Рецензия В. Брюсова) Роман Белого "Серебряный голубь" - одно из любопытнейших.
Гаснут свечи Гаснут свечи Гаснут свечи. За окном, в небе тёмно-синем Ярко звёздочка блестит, Манит и как-будто даже бы кричит. Я хочу её понять, Я хочу.
Тест по творчеству Н.М.Рубцова Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики.
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.
Георгий Владимирович Иванов АКМЕИЗМ КАК ТЕЧЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
Наш земляк – поэт Сергей Данилович Овсянников. Автор: Чаговец Анастасия Сергеевна, 11-А класс Руководитель: Цуканова Л.А., учитель литературы «СОШ 16»
Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..». Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно.
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.
7 класс Частицы.. Найди в предложениях частицы, определи их разряд Покой нам только снится… Лишь воет за окном все о том же, об одном, ветер в сумраке.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Транксрипт:

Иннокентий Анненский Мир природы и человека Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2010г.

Учитель А тот, кого учителем считаю, Как тень прошёл, и тени не оставил. Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем, предзнаменованьем, Всех пожалел, во всех вдохнул томленье И задохнулся... А.А.Ахматова (Памяти Иннокентия Анненского. 16 января, 1945) Что сказано в нём об Анненском-человеке и особенностях его поэзии?

Штрихи к портрету Родился в Омске, в семье крупного чиновника. Родился в Омске, в семье крупного чиновника. Преподавал древние языки, античную литературу, русскую словесность. Преподавал древние языки, античную литературу, русскую словесность. Был директором Царскосельской гимназии. Был директором Царскосельской гимназии. Стихи начал печатать поздно, в начале х годов. Стихи начал печатать поздно, в начале х годов. Он выступал также как литературный критик. Он выступал также как литературный критик. Книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910) Книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910) Анненского пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты. Анненского пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты.

У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряного века, любивших оригинальные и необычные заглавия, название. Это настоящий ларец из кипарисового дерева, в котором Анненский хранил свои тетради со стихами. Но не может не звучать и символическое значение: в русской традиции кипарис понимался как дерево скорби, а согласно античной легенде в этом дереве была заключена душа юноши Кипариса, любимца Аполлона.

Книга стихов «Кипарисовый ларец» Стихи – «жемчужины безупречного совершенства» Круг идей поэта «остр и нов» Психологически достоверно отражены «мелочи и уколы жизни»

«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?» «Он обновил весь русский стих.» «Он менял не форму стиха, - наполнение.» «Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов.» «Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.» «Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха.» «И, наконец, он увидел весь сумрак и ужас, который всем нам в нашем (20) веке предстоял.» (Борис Евсеев)

Основные мотивы лирики И. Ф. Анненского Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»). Мотив тоски и одиночества человека, живущего в неблагополучном мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания»). Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»). Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»). Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, рыночностью, уподоблением человека вещи («Кулачишка»). Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»). Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»). Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»).

Задание 1 С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность с её капризными контурами, болезненными возвратами, с её тайной и трагическим сознанием нашего безнадёжного одиночества и эфемерности. Не то я, которое противопоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». (И.Ф.Анненский) Поэт пишет о лирическом я, которое «жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». Попробуйте объяснить эту мысль, перечитывая стихотворения «Снег», «Тоска мимолётности», «Мучительный сонет» и другие.

«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а стальной – только по совпаденью – влажный, почти парной, когда зелень темней от сочности, когда солнце ещё не вышло, но уже тучи не могут, не смеют плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими, просветлёнными, почти нежными? Сейчас я из сада. Как хороши эти большие гофрированные листья среди бритой лужайки, ещё эти пятна вдали, то оранжевые, то ярко-красные, то белые… Я шёл по песку, песок хрустел, я шёл и думал… Зачем не дано мне дара доказать другим и себе, до какой степени слита моя душа с тем, что не она, но что вечно творится и ею, как одним из атомов мирового духа, непрестанно создающего очаровательно-пёстрый сон бытия? Слово?.. Нет, слова мало для этого… Слово слишком грубый символ … слово опошлили, затрепали, слово на виду, на отчёте… Поэзия, да: она выше слова.» И. Анненский

Задание 2 Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный сонет». Что сближает письмо и стихотворение? Как и в чём их объединяет позиция автора? Что привносит в текст поэтическая интонация, музыка поэтического слова? Найдите в стихотворении все лексические повторы. Как они помогают передать душевное состояние лирического героя?

Едва пчелиное гуденье замолчало, Уж ноющий комар приблизился, звеня... Каких обманов ты, о сердце, не прощало Тревожной пустоте оконченного дня? Мне нужен талый снег под желтизной огня, Сквозь потное стекло светящего устало, И чтобы прядь волос так близко от меня, Так близко от меня, развившись, трепетала. Мне надо дымных туч с померкшей высоты, Круженья дымных туч, в которых нет былого, Полузакрытых глаз и музыки мечты, И музыки мечты, еще не знавшей слова... О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне! Какие детали земной жизни названы в стихотворении? Какие знаки другого мира указаны в третьей строфе сонета? Попытайтесь объяснить образ: И музыки мечты, ещё не знавшей слова... Вспомните определение сонета как стихотворной формы и скажите, как вы понимаете последние две строчки? Можно ли сделать вывод о том, что уже в поэтике первого трилистника проявились элементы символистских и акмеистических систем?

Тоска мимолетности Бесследно канул день. Желтея, на балкон Глядит туманный диск луны, еще бестенной, И в безнадежности распахнутых окон, Уже незрячие, тоскливо-белы стены. Сейчас наступит ночь. Так черны облака... Мне жаль последнего вечернего мгновенья: Там все, что прожито, - желанье и тоска, Там все, что близится, - унылость и забвенье. Здесь вечер как мечта: и робок и летуч, Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов, И где разорвано и слито столько туч... Он как-то ближе розовых закатов.

«Тоска мимолётности» Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток? Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток? О каком состоянии героя можно догадаться по словам: в безнадёжности, уже незрячие тоскливо-белы стены, так чёрны облака, Там всё, что прожито, желанье и тоска, // Там всё, что близится, унылость и забвенье. О каком состоянии героя можно догадаться по словам: в безнадёжности, уже незрячие тоскливо-белы стены, так чёрны облака, Там всё, что прожито, желанье и тоска, // Там всё, что близится, унылость и забвенье. Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит здесь вечер как мечта...? Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит здесь вечер как мечта...?

Поэзия Анненского ассоциативна. «Он действительно любит намёки, «недосказы», и поэтому опускает звенья поэтической логики. Но эти звенья почти всегда восстановимы.» Л.Гинзбург Задание 3

Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не уйти в облака. Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед! Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег... И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны - На томительной грани Всесожженья весны. «Снег"

Какая верность взгляда, и какой твёрдой рукой это написано! Но почему, например, снег синий? Какова здесь логика эпитета? Зима – грузная, зима – обуза, с нею трудно. Лёд – синий, обнажённый, лишённый покрова; нищ тот, кто всего лишён, предоставлен холоду. Синева льда сцеплена с нищенством. Дальнейший ход ассоциаций: нищенский – заплаканный. Но лёд заплакан, вероятно, ещё и потому, что местами подтаял и на нём проступает вода. Тяжесть и холодная обнажённость окончательно осмысляются в единстве со второй частью стихотворения. Л.Гинзбург

Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег... И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны - На томительной грани Всесожженья весны. Прочитайте три четверостишия стихотворения «Снег» и попытайтесь показать единство двух его частей, о которых говорит Л. Гинзбург. Объясните дальнейшую цепь ассоциаций образов.

Использованная литература. Учебник литературы под редакцией Ю.И.Лыссого. Материалы сети Интернет.