Школа работала с 1992 по 1997 гг. в п.Черноголовка Московской обл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Advertisements

Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Роль учителя в современной школе. Достойна уважения, почета Учителя нелегкая работа! Здоровья от души и крепких сил, Чтоб каждый день лишь радость приносил.
Формирование и развитие личности педагога через «Я-концепцию» учителя.
Роль элективных курсов в повышении качества образовательного процесса по математике.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов.
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения Яхутлева Н.Н. учитель начальных классов,
КРУЖОК «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ» Учитель: Смирнова Татьяна Геннадьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Родительское собрание ТЕМА:"Портфолио в начальной школе"
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Транксрипт:

Школа работала с 1992 по 1997 гг. в п.Черноголовка Московской обл.

В основе школы свободного развития лежат идеи Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, других педагогов - приверженцев естественного воспитания и обучения. Природосообразность свобода выбора приоритет детских образовательных ценностей

1. Предназначение человека - выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами. 2. Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребёнка. Ученик образовывается в личном проживании культурно-исторических, естественнонаучных, художественных и иных образовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовой информации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира. 3. Дидактическая эвристика - теория и методология образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и учителя в ходе их совместной деятельности. Отличительная особенность эвристической деятельности - наличие в ее результате нового для учеников и учителя образовательного продукта. 4. Метапредметы. Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. Его ключевые элементы - образовательные первосмыслы, "стягивающие" разнопредметные области к общим основаниям. 5. Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен. Многие учащиеся занимаются с опережением возрастных образовательных стандартов. Дети не только усваивают обычные знания, но и становятся конструкторами своего образования: ставят цели и задачи по каждому предмету, учатся их достигать и осознавать свои результаты. 6. Ситуативное обучение. Основная форма эвристического обучения - не урок, а образовательная ситуация. Обучение состоит из цепи ситуаций, возникающих спонтанно или организуемых учителем; заданными остаются образовательные технологии, применяемые учителем для обеспечения творчества детей. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы, ведут научные исследования по словесности, математике, естествознанию. 7. Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель обеспечивает деятельность ученика по созданию, развитию и последующему сопоставлению его личного образовательного продукта с культурно-историческими аналогами. 8. Культурно-историческая ориентация. В основе целей, содержания и технологии обучения - учения отечественных философов-космистов. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение иностранных языков ученики знакомятся с культурами других народов.

1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже, если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь, это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью. 2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки. 3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью – рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками. 4. НЕ ЗАДАВАЙ ДЕТЯМ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия. 5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого. 6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы. 7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь "переводчиком" всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.

В Школе свободного развития обучаются дети от 5 до 16 лет по всем базовым учебным курсам и дополнительным предметам. В классах - не более 10 человек. Каждый из учителей составляет собственные программы занятий с учётом индивидуальности каждого ученика. Сами дети также участвуют в разработке и реализации своих целей и планов по всем учебным курсам. Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов, связанных с базовыми образовательными стандартами и личностными способностями учеников. Начиная с 1 класса ребёнок может выбрать любую интересующую его тему и с помощью учителя провести углублённую индивидуальную работу. Каждый из учеников школы имеет на своем счету десятки придуманных стихов и сказок, собственных математических исследований, компьютерных программ, работ по истории и мифологии, живописи, музыке и другим предметам. Эти работы распечатываются и передаются родителям, продаются на школьных ярмарках. Школа издает сборники детских творческих работ по всем предметам. Учителя также публикуют свои работы в журналах, газетах, методических сборниках.

Каждый день в школе проводится специальное занятие - рефлексия, где ребята и учителя анализируют свои успехи и трудности, формулируют цели следующего дня, корректируют ход обучения. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар работающих в школе учителей, на котором обсуждаются успехи и трудности детей, методические проблемы, разрабатываются программы образования отдельных учеников.

Первым этапом разработки учебных программ становится составление каждым учителем ведущих образовательных установок по своим видам деятельности. Образовательные установки учителей обсуждаются на педагогических занятиях- семинарах. Цели такого обсуждения для учителей: выяснить, что именно каждый из работающих с одними и теми же детьми планирует достичь; согласовать свои ориентиры; прояснить и продвинуть разработку конкретных учебных программ

Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него, как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Эти программы выступают совместным продуктом деятельности детей и учителей. На следующий год составление программ повторяется вновь. Предыдущие программы используются в качестве сопоставительных аналогов.

В результате реальные учебные программы и курсы наполняются личными образовательными установками учителей и учеников, выходящими за стандартные рамки обычных школьных дисциплин. Главные образовательные установки и образовательный минимум сохраняются, но их расширение и развитие происходит всякий раз по особому. Например, наряду с геометрией на уроках математики ученики могут изучать авангардную геометрическую живопись: кубизм, супрематизм и т.п.; физическое явление может расшириться до нравственно-философского; музыка будет изучаться на основе физической ритмики.

представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями. опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых первосмыслов Учебные метапредметы, которые разработаны в Школе свободного развития: Числа, Буквы, Культура, Мироведение.

1. Усвоение государственных образовательных стандартов: - на уровне отметки "5" базовые стандарты усваивают 45-56% учеников; - на уровне "4" %; - на уровне "3" %; - на уровне "2" - 0-0,8% Эти данные на 8-12% превышают аналогичные средние показатели учеников массовой московской школы. Уровень усвоения госстандартов имеет тенденцию к улучшению на 3- 5% в год. 2. Определение государственных образовательных стандартов. В конце учебного года от 4 до 25% учеников успешно выполнили контрольные нормативы по всем учебным предметам следующего года обучения. От 12 до 75% учеников успешно справлялись с отдельными курсами и темами.

3. Дополнение и расширение государственных стандартов. Кроме базовых образовательных курсов в школе действует система дополнительных курсов, факультативов, кружков, индивидуальных занятий с "продвинутыми" учениками. Ученикам предлагается на выбор ряд дополнительных предметов: - одни из них продолжают базовые курсы (математика, словесность, английский язык); - другие дополняют и расширяют их (славянская культура, древнерусская словесность, народные игры); - третьи вводятся по желанию учеников (резьба по дереву, кулинария, компьютер). Индивидуальные занятия организуются: - периодически, для помощи детям в подготовке их творческих работ; - по желанию учеников или родителей, проявляющих интерес к определенным учителям или предметам. За три года число дополнительных предметов возросло с 8 до 17, средняя плотность их посещения увеличилась с 2,6 до 4 человек в час. 4. Деятельностные результаты образования (личностные качества). Наибольшее развитие получили самоорганизация (до 83%), самореализация (до 83%), саморазвитие (до 88% учеников); наименьшее - рефлексия (от 54 до 66%). 5. Творческие результаты образования (эвристическая продукция). Ежегодно ученикам предлагались на выбор темы творческих работ, которые условно можно разделить на 7 типов: - научное исследование; - сочинение (не только литературное, но и сборник собственных задач, естественнонаучный трактат и пр.); - техническое произведение (поделка, модель, схема, компьютерная программа и т.п.); - художественное произведение (живописное или музыкальное); - зрелищное произведение (инсценировка, спектакль, спортивное выступление); - педагогическое произведение (урок, проведенный в роли учителя, придуманная игра, викторина, кроссворд); - модернизация элемента (высказанная и обоснованная идея, гипотеза, придуманный образ буквы, числа и пр.).

- примерно у половины учеников можно ожидать продукцию высокого и среднего уровня; - другая половина после одного - двух лет занятий способна удовлетворительно решать творческие задачи; - детей, не способных ни к какому виду творчества, не обнаружено.

Школа свободного развития в ходе становления дополнилась эвристическим содержанием, согласно которому ученики не только гармонично развивались, но и учились действовать продуктивно, то есть создавать образовательную продукцию, развивая при этом соответствующие личностные качества. Образовательная концепция школы построена на основе дидактической эвристики.

Для «свободных школ» в порядке вещей предоставлять возможность школьникам любого возраста самостоятельно решать, что им делать, когда, где и как заниматься выбранным делом. При этом все учатся с большой охотой и полной концентрацией внимания. Взрослые и дети собираются вместе по своей инициативе, что-то обсуждают, читают, играют, работают в мастерских. В одно и то же время кто-то может изучать химию, математику или другой предмет, кто-то играть в шахматы, а кто-то заниматься обустройством общей жизни. Но, как ни странно, свобода выбора вовсе не приводит к тому, что ученики делают лишь то, что им легко дается. Опыт показывает, что дети сами хотят знать свои сильные и слабые стороны и готовы упорно работать над собственным развитием. Даже младшие воспитанники «свободной школы» знают, что они и только они сами отвечают за свое образование. Взросление в условиях большой ответственности дает им уверенность в собственных способностях и силах. Одна из серьезнейших проблем современной традиционной школы мотивация. Самомотивация, развиваемая в «свободной школе», пожалуй, основное ее достижение.

al.com/3081.html al.com/3081.html nal/2006/1028.htm nal/2006/1028.htm s/index.htm st.ru/pedagogics/ _0.html