Выполнили:студентки гр.Т4-10 Гиль Э. Афнагель И. Удовенко Е. Преподаватель: Литвиненко Ирина Витальевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Звуковые волны. Колокола, колокола… Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом.
Advertisements

Колокол дремавший… (колокол как источник звуковых волн)
Чистый месяц в росе плыл, Белый, стольный град Владимир Звон неведомый, родимый Над землёю рассыпал, Перворожден и силен, Плыл он, ритмом покоряя, Плыл,
Высота, тембр и громкость звука 900igr.net Источники звука. Звуковые колебания. Мир окружающих нас звуков – голоса людей и музыка, пение птиц и жужжание.
Высота, тембр и громкость звука 900igr.net Разобрать звук как явление. Разобрать звук как явление. Изучить все свойства звука. Изучить все свойства звука.
УРОК ПО ФИЗИКЕ 9 КЛАСС. Повторение пройденного 1. Приведите примеры тел, которые могут совершать колебательное движение. 2. Что общего во всех этих движения?
Цель: использовать физическую информацию для пробуждения у учащихся патриотических и гражданских чувств посредством обращения к истории, архитектуре, литературе.
Исследование характеристик звуковых волн при помощи PC. Цель: Исследовать различные источники звуковых волн, методом визуализации. Определить параметры.
План Что такое колокол? История колокола. Звуки колокола Из чего льют колокола. Целительные свойства колокольного звона. Колокола Храма Георгия Победоносца.
Презентация работы : Голос колокола в судьбе русского народа Выполнил: ученик 4 «А» класса школы 1384 Волянский Фёдор Руководитель: Романычева Мальвина.
Звук. Звуком называют колебания воспринимаемые человеческим ухом. От 16 до Гц.
Г.Пермь с. Карагай Колокольня Ивана Великого в Кремле. Построена в 1505 – 1508г.г. Высота 81 метр. Было 52 колокола, в последствии – 37.
Исследовательская работа по теме «Колокола, колокола …» Большакова Виктория СОШ 11 г. Вязники Владимирская обл. 8 класс. Руководитель : Большакова Е.В.-
Презентация к уроку по физике (9 класс) по теме: Презентация Звуковые волны
Автор: Барболина Ксения.. Звук Звук - распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.
Презентация к уроку ОПК в классе казачьей направленности по теме: «Колокола России» 5 класс.
Работу выполнили:Пантюлин А.М., Гурнова Е.Н., Синельникова О.А. – студенты группы 1В ФГОУ СПО " Камызякский сельскохозяйственный колледж" Преподаватель:
Колокол. Звуковые волны. Много лет живёте вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть, нельзя простить.
Школа юного звонаря! 1. урок……… Всё о колоколе. 2. урок……… Строение колокола и виды колоколов. 3. урок……… Звоны 4. ……… ЗАЧЁТ Этот знак обозначает, что.
Резонанс
Транксрипт:

Выполнили:студентки гр.Т4-10 Гиль Э. Афнагель И. Удовенко Е. Преподаватель: Литвиненко Ирина Витальевна.

* Цели работы * Изучить историю возникновения колокола. * Исследовать лечебные свойства колокольного звона. * Определить физические аспекты колокола. * Создать карту туристического маршрута. Задачи * Изучить литературные и электронные источники по данной теме. * Исследовать как на человека воздействует колокольный звон. * Создать презентацию по теме. * Создать карту туристического маршрута.

Колокол инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык.

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае. Появление колоколов на Руси относится к самым истокам христианства. Исторически обоснованно, что колокола пришли не из Византии, а с Запада, но широкое их распространение относится к более поздним временам. Нужно было значительное время чтобы "новые звоны" органично вошли в церковную жизнь.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи 1194 года. Вначале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились не большими, совершенно гладкими и не имели надписей.

Колокол-это самозвучащий музыкальный инструмент». Такое научное опре­деление дает Энциклопедический словарь. «Оп­рокинутая чаша с малиновым звоном» опреде­ление второе, поэтическое; один из древнейших символов православной Руси, а ныне еще и при­мета ее возрождения - определение третье. Метал­лическая чаша, перевернутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык» (см. рис.); при их взаимном перемещении (например, движении «языка» при помощи верев­ки) происходит удар о стенку чаши, и та издает звук. Это - четвертое определение.

У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звуча­ния, и богатый, характерный только для него набор добавочных тонов более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по кото­рым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона. Рассмотрим физический механизм звучания. При ударе языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает ее упругое дрожание, которое представляет со­бой сумму многих собственных колебаний звуковой частоты. Cтена колеблющегося колокола разделена «меридианами покоя», число которых может быть 4 или 6, или 8, или 10. В те моменты, когда в данном из секторов стенка «всучивается», в соседних - она в покое. Но есть и другие виды колебаний колокола. Чтобы представить их, перейдем от объема к плоскости: мысленно превратим колокол в круглую плоскую метал­лическую пластину. Закрепим ее в центре, насыпем тонкий ровный слой песка и приведем в колебательное движение, проводя по краю пластины смычком. На поверхности пластины образуются песчаные узоры - фигуры Хладни (название дано по имени изучавшего их немецкого ученого Э. Ф. Хладни).

Причина их образования собственные колебания пластины: колеблющиеся секторы пластины, вспучиваясь, стряхивают с себя песок, и он собирается вдоль линий покоя. Хладниевые фигуры, таким образом, свидетельствуют о том, что пластина разделена, не только меридианами, но и параллелями покоя. Каждому сочетанию меридианов и параллелей покоя соответствует своя частота колебаний: более высоким частотам соответствует более дробная сетка линий покоя.

На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопро­сов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной сте­нок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоничес­кое звучание, т.е. такое, при котором добавочные тоны (обертоны) гармонично сочетались с основным, создавая единое пре­красное целое. Все практические находки тщательно записывались, составлялись таблицы размеров, масс, состава метал­ла. Эти сведения часто храни­лись в секрете. Основные таб­лицы были сделаны в XVI в.

Но только в XVIII в. удалось найти такую «правильную» форму колокола, при кото­рой он звучал особенно гармонично: было значительно расширено основание и наращена нижняя часть, ей придан вид заостренной массивной «губы». Вырабо­ тался тип русского колокола. В нем диаметр нижней части равен высоте колоко­ла, а диаметр верхней части - половине диаметра нижней. В тоже время литейщики пришли к выводу, что при таком профиле колокол может давать, совмещая, три гармонических тона, но при этом сила трезвучия поглощает добавочные тона. Несколько слов о «языке» колокола. «Язык» изготавливают из железа. Масса его обычно составляет 1/25 от массы колокола. Форма может быть различной: она зависит от способа воз­буждения звука раскачивают ли «язык» или раскачивают колокол; первый способ русский, второй западноевропейский. В начале XX в. по количеству, качеству и величине колоколов, гармонии дава­емых ими звуков Россия занимала в мире первое место. Обратим теперь внимание на явление резонанса. Устройство колокола тако­во, что его звучание это дуэт металла и столба воздуха в нем, который приходит в колебательное движение с частотой, равной частоте колебаний стенок совер­шая вынужденные колебания. Чтобы собственная частота колебаний столба воз­духа совпадала с частотой колебаний стенок колокола, столб должен иметь опре­деленные параметры и ударять по нему надо в определенные моменты. Благодаря резонансу возрастает амплитуда и энергия звуковой волны и, как следствие, грамотность звука. В звоне (звуке) колокола, т. е. в его звуковом спектре, присутствуют неслыш­ные звуки ультразвук и инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек биологическая система, и поэтому, так или иначе, отзывается на их воздействие.

Колокола, как мы уже говорили, размещают на колокольнях специальных башнях с открытым верхним ярусом, стоящим рядом с храмом, или на звонницах - особых надстройках с проемами на самом храме. Колокольня Ивана Великого в московском Кремле (построенная в гг.) В их устройстве тоже используются явление резонанса, причем с древних вре­мен. Так, в верхней части колоколен и звонниц, их шатрах (см. рис.) распола­гаются «слухи» (2) - отверстия (окошечки, убывающие по величине к вершине) для резонанса звука. Размеры отверстий делаются такими, чтобы частота колебаний столба воздуха в них совпадала с частотой звучания колокола, («звона») (3). Кроме того, в толщу стен барабанов (4) иногда встраивают пустые глиняные кувшины или горшки - «голосники», которые выполня­ют такую же роль, как и «слухи»

Колокола формуются обыкновенно по способу вольной глиняной мазки, при помощи шаблонов, и только небольшие колокольчики формуются в опоках. Мазку производят или в литейном чану, или же внутри сушильной камеры, если таковая имеется надлежащих размеров. На отечественных колокольных заводах формовка колоколов производится так: сначала приготовляют сердечник. На него наносится временная рубашка, и уже по этой последней выделывается кожух.

Оформление колоколов в России, даже на первых стадиях развития литейного дела, зависело от законов построения колокольного орнамента как такового, а также от господствующего стиля своей эпохи.

С середины XVII века новизна требований, присущая Царским и Патриаршим колокольным заказам, заставляла мастеров искать новые изобразительные и декоративные формы. Известно, что во времена Патриарха Никона на колоколах начали отливать рельефные скульптурные изображения в полный рост, один из колоколов Никоновского периода сохранился в Новоиерусалимском монастыре

Традиция парадных рельефных изображений на колоколах была продолжена вплоть до отливки « Царь – колокола» Московского Кремля, Лаврского «Царь – колокола», а также Кремлевского «Большого Успенского" колокола и колоколов Храма Христа Спасителя. Все это не могло не стать примером для других литейщиков- современников.

Консонантные сочетания различных групп тонов и наличие дискретных призвуков, не связанных ни с каким из консонансов, позволяют внимательному слушателю находиться как будто в движении, постоянно "разглядывать" звук колокола. Слух человека старается найти для себя гармоническую опору в колокольном строе, и в то же время, впечатление от звона обогащается "букетом" отдельных призвуков.

Колокольные звоны применяли в лечении психосоматических заболеваний, таких как гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и другие. Звоны использовали также при невротических реакциях, нарушениях контактов с окружающими, но самым впечатляющим явилось облегчение болевого синдрома у онкологических больных. Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Ученые установили: волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров!

Недаром говориться: "Если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал". Православный человек рождался, жил и умирал со звоном. Известны многочисленные случаи, когда внезапно раздавшийся удар колокола предотвращал преступление и самоубийство, приводил к раскаянию, призывал в храм отчаявшегося человека, который получал в нем успокоение и обретал жизненные силы и смысл существования.

Будничный звон Успенского собора Ростов Егорьевский Новодевичий монастырь Ростов Ионинский звон Успенского собора

Колокола занимают особое место в истории России. Первое упоминание о них относится к 1066 году и связано со звонницей Святой Софии Новгородской. Отношение к колоколам было почти таким же, как и к живым существам. Очень часто их "награждали" каким-либо пышным или забавным именем или прозвищем. В независимости от своего названия каждый из них имеет свою историю величественную, трагичную или забавную.

Издревле на Руси с особым благоговением и почитанием относились к колоколам. Трудно представить себе древнерусский город в праздничный или воскресный день без колокольного звона. Колокола стали для русского человека одним из любимейших образов песен, сказок, преданий, поговорок и загадок.

1. Давыдов А.Н. Колокола и колокольные звоны в народной культуре // Колокола: история и современность. М., С. 7–17 Давыдов А.Н. Колокола и колокольные звоны в народной культуре // Колокола: история и современность. М., С. 7–17 2. Коновалов И.В.Колокола и звонари // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., С Коновалов И.В.Колокола и звонари // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., С Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 10 класс // ВАКО. М., С