Министерство образования РФ МОУ СОШ 12 Городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» «Сходства и различия в теориях разбавленных растворов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электролитическая диссоциация Какие виды химической связи вам известны? Перечислите типы кристаллических решёток. Перечислите важнейшие классы неорганических.
Advertisements

Электролитическая диссоциация Учитель химии МОУ Нерльская СОШ Шаронова Светлана Владимировна Нерль, 2011.
Электролитическая диссоциация МОУ гимназия 32 учительхимии Кудравец Елена Александровна Дидиктическая разработка урока.
Автор: Малинина И.К. учитель химии МОБУ Пружининскя сош 8 класс.
Учитель химии второй квалификационной категории Галимуллина Лилия Наилевна, МОУ «Школа 33 Авиастроительного района города Казани.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ 8 КЛАСС.
Электролитическая диссоциация Составитель: И.Н. Пиялкина, учитель химии МБОУ СОШ 37 города Белово.
МОУ «Паликская средняя общеобразовательная школа 2» Теория электролитической диссоциации Урок изучения нового материала в 11 классе Учитель химии: Семенина.
Урок изучения нового материала. Значение растворов Для зарождения жизни (океан) Для поддержания жизни (кровь, др.) Для питания растений и животных Для.
Презентацию подготовила Гонтарь Полина, ученица 10 Э класса.
Электролитическая диссоциация. Какие виды химической связи вам известны? Перечислите типы кристаллических решёток. Перечислите важнейшие классы неорганических.
Электролитическая диссоциация. Какие виды химической связи вам известны? Перечислите типы кристаллических решёток. Перечислите важнейшие классы неорганических.
Впишите недостающие слова: 1)Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на и . Процесс распада электролита на ионы.
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Электролитическая диссоциация МОУ Навлинская СОШ 1 Учитель химии Кожемяко Г.С.
Электрический ток в жидкостях. Методы урока Проблемно-диалогический с применением информационно- коммуникационных технологий, элементов мозгового штурма,
Урок формирования знаний. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.
Урок 1. Теория электролитической диссоциации. Основные положения теории З урока по теме Автор: Ким Наталья Викторовна Учитель химии высшей категории МБОУ.
Гидролиз солей Тюнина Яна. Классификация солей СОЛИ, образованные Na2CO3ZnSO4Na2SO4 сильным основанием и слабой кислотой слабым основанием и сильной кислотой.
Основы теории электролитической диссоциации Аррениуса Предпосылки создания теории Для электролитов повышение температуры кипения, понижение температуры.
Транксрипт:

Министерство образования РФ МОУ СОШ 12 Городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» «Сходства и различия в теориях разбавленных растворов Аррениуса и Менделеева» Выполнила: ученица 10 класса «а» МОУ СОШ 12 Пириева Софья Руководитель: преподаватель химии Харитонова Лариса Григорьевна МО Нижнеудинский район, 2008 г.

В наше время теория растворов получила широкое развитие, но всего лишь 100 лет назад о ней было мало что известно. Существует много примеров из истории науки, когда почти одновременно рождались две теории, описывающие какую-либо группу явлений, казалось бы, с прямо противоположных позиций. Однако затем выяснялось, что обе теории могут быть увязаны друг с другом. При этом одна правильно обрисовывала общую картину, тогда как вторая более глубоко вскрывала сущность сторон этих явлений. В 1887 С. Аррениус сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации, а в 1889 году Д.И. Менделеев представил гидратную теорию растворов. И после этого долгие годы они вели ожесточенные споры о том, чья же теория верна. Так сложилось, что Сванте Аррениус, оказался более настойчивым в пропаганде своего учения в научной печати, поэтому большинство химиков приняли его сторону. Лишь сорок лет спустя, благодаря трудам великого русского химика И.А. Каблукова родилась современная синтетическая теория растворов, которая объединила эти противоположные взгляды в единое, стройное учение. Вступление

Отсюда вытекает цель работы: изучить основные идеи, определить основные различия и возможные точки соприкосновения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса и гидратной теории растворов Д.И. Менделеева. Задачи: 1.Изучение и анализ учебной, научно- популярной литературы, материалов в сети «Интернет» по данной теме. 2.Разработка и проведение химического эксперимента по данному вопросу. 3.Подготовка презентации.

Основная часть Теоретическая часть Основные положения теории С. Аррениуса и Д. И. Менделеева Электролитическая диссоциация происходит в результате движения в растворе заряженных частиц – ионов. Причина появления в растворах заряженных частиц была совершенно непонятной. Само название «электролит» (от греч.lysis – разрушение, растворение) предполагало, что ионы появляются в растворе при пропускании через него электрического тока. Электролитическая диссоциация происходит в результате движения в растворе заряженных частиц – ионов. Причина появления в растворах заряженных частиц была совершенно непонятной. Само название «электролит» (от греч.lysis – разрушение, растворение) предполагало, что ионы появляются в растворе при пропускании через него электрического тока. В 1887 году С.Аррениус, исследуя электропроводность водных растворов, высказал предположение, что в таких растворах вещества распадаются на заряженные частицы – ионы. Ученые – современники Аррениуса - вначале не поняли его теорию. У многих из них в то время еще не было четкого понимания, чем ионы отличаются от нейтральных атомов. В результате диссертация Аррениуса получила ряд отрицательных отзывов. К числу самых непримиримых противников Аррениуса принадлежал Д.И. Менделеев, создавший «химическую» теорию растворов, он считал, что в растворах происходят, химические взаимодействия между растворенным веществом и растворителем. В 1887 году С.Аррениус, исследуя электропроводность водных растворов, высказал предположение, что в таких растворах вещества распадаются на заряженные частицы – ионы. Ученые – современники Аррениуса - вначале не поняли его теорию. У многих из них в то время еще не было четкого понимания, чем ионы отличаются от нейтральных атомов. В результате диссертация Аррениуса получила ряд отрицательных отзывов. К числу самых непримиримых противников Аррениуса принадлежал Д.И. Менделеев, создавший «химическую» теорию растворов, он считал, что в растворах происходят, химические взаимодействия между растворенным веществом и растворителем.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАСТВОРОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ При образовании раствора в общем случае происходит изменение свойств и растворителя, и растворенного вещества. Сторонники «физической» теории растворов трактовали образование раствора как суммарный результат молекулярного движения и взаимного сцепления частиц. Наоборот, приверженцы «химической» теории подчеркивали преобладающую роль взаимодействия между различными частицами в растворе, полагая, что силы, действующие в растворах, чисто химические. Эти крайние точки зрения дополняют друг друга, поэтому правильнее было бы не противопоставлять их, а объединять. При образовании раствора в общем случае происходит изменение свойств и растворителя, и растворенного вещества. Сторонники «физической» теории растворов трактовали образование раствора как суммарный результат молекулярного движения и взаимного сцепления частиц. Наоборот, приверженцы «химической» теории подчеркивали преобладающую роль взаимодействия между различными частицами в растворе, полагая, что силы, действующие в растворах, чисто химические. Эти крайние точки зрения дополняют друг друга, поэтому правильнее было бы не противопоставлять их, а объединять. Понятие о сольватации (частный случай – гидратация) было введено И. А. Каблуковым (1891). В результате различных взаимодействий в растворе могут возникнуть соединения переменного состава между частицами растворенного вещества и растворителя. Такие соединения называются сольватами (для водных растворов - гидратами). Понятие о сольватации (частный случай – гидратация) было введено И. А. Каблуковым (1891). В результате различных взаимодействий в растворе могут возникнуть соединения переменного состава между частицами растворенного вещества и растворителя. Такие соединения называются сольватами (для водных растворов - гидратами).

Практическая часть ХИМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СВАНТЕ АРРЕНИУСА И Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА Для подтверждения основных положений теории Менделеева проведена серия экспериментов: Для подтверждения основных положений теории Менделеева проведена серия экспериментов: 1.Растворение спирта в воде с уменьшением объема раствора. Для эксперимента взяли 5 мл этанола и 5 мл воды. После растворения спирта в воде объём раствора составил 9 мл. Это произошло в результате того, что при протекании данной реакции образовалась химическая связь, между катионом гидроксония и этилат – анионом, которые находятся близко друга от друга. Такую реакцию называют гипертермической: C 2 H 5 OH + H 2 O = C 2 H 5 O - H 3 O + C 2 H 5 OH + H 2 O = C 2 H 5 O - H 3 O +

V мл.Веществоt 5C 2 H 5 OH20 C 5Н2ОН2О 9pаствоpa24 C

2. Растворение серной и хлороводородной кислот в воде, сопровождающееся выделением тепла. 2. Растворение серной и хлороводородной кислот в воде, сопровождающееся выделением тепла. В ходе эксперимента мы растворяли концентрированную серную кислоту в воде и фиксировали изменение температуры. Исследование тепловых эффектов при разбавлении серной кислоты дало поразительные результаты. Оказалось, что чем сильнее разбавляется серная кислота, тем меньше теплоты выделяется. Дело в том, что вокруг каждого иона образуется многослойная сфера из огромного числа молекул воды – химики образно называют такой слой гидратной шубой иона.

при t 0 = 20 С; W-( %) концентрация вещества Также мы растворяли соляную кислоту в воде и получили такие результаты:

3. Растворение безводного медного купороса и воды с изменением цвета. 3. Растворение безводного медного купороса и воды с изменением цвета. Безводный сульфат меди(II) CuSO4 бесцветен. При растворении в воде происходит гидратация ионов; гидратированные ионы меди имеют голубую окраску. При взаимодействии раствора с растворителем образуется химическая связь с выделением энергии: 1) либо на разогрев жидкости 2) либо разрыв связей между катионами и анионами. CuSO 4 5H 2 O При помощи нескольких кристалликов медного купороса можно легко доказать присутствие воды в ректификате. Для этого нагреем в тигле несколько кристалликов сульфата меди до образования бесцветной безводной соли. Затем щепотку полученной соли добавим к пробе спирта и встряхнём. Наличие воды обнаруживается по голубому окрашиванию раствора.

4. Растворение солей в воде с изменением температуры. 4. Растворение солей в воде с изменением температуры. То, что при образовании растворов молекулы растворителя и растворённого вещества не просто перемешиваются, можно продемонстрировать многими опытами. Если суммарная энергия гидратации катионов и анионов при образовании раствора больше энергии кристаллической решетки, растворение будет сопровождаться нагреванием, а если меньше – охлаждением раствора. Именно поэтому при растворении в воде таких веществ как LiCl, безводный CaCl 2 и многих других раствор нагревается, а при растворении КCl, К NO 3, NН 4 NO 3 и некоторых других – охлаждается. Охлаждение может быть таким сильным, что стакан, в котором готовят раствор, покрывается снаружи росой и может даже примерзнуть к мокрой подставке. То, что при образовании растворов молекулы растворителя и растворённого вещества не просто перемешиваются, можно продемонстрировать многими опытами. Если суммарная энергия гидратации катионов и анионов при образовании раствора больше энергии кристаллической решетки, растворение будет сопровождаться нагреванием, а если меньше – охлаждением раствора. Именно поэтому при растворении в воде таких веществ как LiCl, безводный CaCl 2 и многих других раствор нагревается, а при растворении КCl, К NO 3, NН 4 NO 3 и некоторых других – охлаждается. Охлаждение может быть таким сильным, что стакан, в котором готовят раствор, покрывается снаружи росой и может даже примерзнуть к мокрой подставке.

При tо = 18,5 С При tо = 18,5 С При tо = 20 С При tо = 20,5 С Все эти явления доказывают, что между растворимым веществом и водой происходит химическое взаимодействие.

Заключение: 1. В течение XIX в. и первой четверти XX в. происходила серьезная борьба двух теорий растворов Аррениуса и Менделеева. 1. В течение XIX в. и первой четверти XX в. происходила серьезная борьба двух теорий растворов Аррениуса и Менделеева. 2. К началу XX века возможности теории Аррениуса исчерпаны, все сегодняшние открытия делаются на основе теории растворов Менделеева. 2. К началу XX века возможности теории Аррениуса исчерпаны, все сегодняшние открытия делаются на основе теории растворов Менделеева. 3. Благодаря работам И. А. Каблукова к 1915 году соперничавшие теории объединились в единую теорию. 3. Благодаря работам И. А. Каблукова к 1915 году соперничавшие теории объединились в единую теорию.

Список литературы БЭКМ, 2004 г. БЭКМ, 2004 г. Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. М: Мир, Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. М: Мир, К. Зоммер, К. Х. Вюнш, М. Цеттлер. Химия. Справочник школьника и студента. К. Зоммер, К. Х. Вюнш, М. Цеттлер. Химия. Справочник школьника и студента. Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. Издательство химия Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. Издательство химия К. Зоммер, К. Х. Вюнш, М. Цеттлер. Химия. Справочник школьника и студента. К. Зоммер, К. Х. Вюнш, М. Цеттлер. Химия. Справочник школьника и студента. Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. Издательство химия Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. Издательство химия