Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Учитель русского языка и литературы школы-интерната 15 Алексеева О.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Advertisements

Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Двоеточие и тире в БСП. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
МОУ Соколовская СОШ Зонального района Алтайского края Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения Интерактивный плакат ГОРСТ Ольга.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Спишите, расставляя ударения: Согнутый, сосредоточение, средства, таможня, танцовщица, творог, торты, убыстрить, углубить, украинский.
Бессоюзное сложное предложение (фишбоун как схема для запоминания правила) Составила Тарасенко С.И. учитель русского языка МБОУ СОШ пос. Известковый Амурского.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ. ТЕМА УРОКА: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовска я, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
Тема урока. Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Урок 16 Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Между частями бессоюзного сложного предложения можно ставить четыре разных пунктуационных знака: запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. На этом уроке.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Определение Бессоюзное сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более частей, связанных между собой по смыслу, интонационно, но без.
Транксрипт:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Учитель русского языка и литературы школы-интерната 15 Алексеева О.И.

Цели урока: - повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении; - формирование навыков структурирования и анализа бессоюзного сложного предложения; - закрепление пунктуационных умений учащихся.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова. Средством их связи служит интонация и смысловое значение.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Анализ предложений ПримерКомментарий 1.Потоки воды журчат по мостовым, осел рыхлый снег, звенит капель. 1.Предложение состоит из трех частей, между которыми нет союзов. Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная. 2.Части предложения связаны по смыслу, так как в них перечисляются явления природы (между ними можно поставить союз и). 3.Между частями предложения нужно поставить запятые. 2.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли об лед. 1.Предложение состоит из двух частей, между которыми нет союзов. Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная. 2.Обе части предложения связаны по смыслу (между ними можно поставить союз и) и осложнены обособленными членами предложения. 3.Между частями предложения нужно поставить точку с запятой.

Упражнение 1 Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор. 1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря. (А.С.Пушкин) 2.Время стоит еще раннее( ) шестой час в начале( ) золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце. (М.Е. Салтыков-Щедрин) 3. Одето небо черной мглою ( ) в тумане месяц чуть блестит. (М.Ю.Лермонтов)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Схемы Примеры что 1. [ ] : [ дополнение ] интонация предупреждающая Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант. Внимание! Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Между частями сл. предл. можно вставить глаголы: и увидел, и понял, что… и др.) а именно 2. [ ] : [ пояснение ] интонация объяснительная Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. потому что 3. [ ] : [ причина ] интонация предупреждающая Мы вернулись домой: начинался дождь.

Упражнение 2 Прочитайте предложения, определите, к какому типу сложных они относятся. Опуская союзы, переделайте данные предложения в бессоюзные сложные. Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца. Любите книгу, потому что она поможет в жизни. Ночью я слышала, что ветер свистел непрестанно.

Упражнение 3 Перепишите, расставляя знаки препинания. Проверьте себя, подставляя нужные по смыслу союзы. Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать. Успокойтесь рана не опасна. Дорога адская ручьи снег грязь.

Тире в бессоюзном сложном предложении СхемыПримеры и 1. [ ] -- [ быстрая смена событий ] неожиданный результат Сыр выпал – с ним была плутовка такова. а, но 2. [ ] -- [ ] резкое противопоставление Он гость – я хозяин. Когда, если то 3. [ время, условие] -- [ ]Ехал сюда – рожь начинала колоситься. поэтому, так что 4. [ ] -- [ вывод, следствие ]Ласточки летают низко над землей – жди дождя. будто, словно 5. [ ] -- [ ] сравнение Молвит слово – соловей поет.

Упражнение 4 Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Для рыбы нужна чистая вода ( ) будем охранять наши водоемы. Игнат спустил курок ( ) ружье дало осечку. Стояла она долго ( ) устали ноги и глаза.

Упражнение 5 Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы.,;:_ 1.Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. (М.Ю.Лермонтов) 2.Об одном вас прошу стреляйте быстрее. (М.Ю.Лермонтов) 3.Поработаешь до поту поешь в охоту. (Пословица) 4.Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал. (Н.А.Некрасов) 5.Лето припасает зима поедает. (Пословица) 6.Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул. (А.Фет)