Психология больших социальных групп. План: 1.Психология больших социальных групп. 2.Методы изучения больших социальных групп. 3.Психология нации. 4.Психология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Признаки больших социальных групп: специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; специфическая.
Advertisements

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие социальной структуры, ее виды и уровни. 2. Характеристика видов и элементов социальной структуры.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся.
Вспомним!Что такое структура общества? Дайте характеристику каждому элементу Что вызывает затруднение, где не хватает знаний?
Нации и межнациональные отношения Нации и межнациональные отношения.
Социально-демографическая структура как часть социальной стратификации Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. План темы 1. Сущность и особенности общественного сознания. 2. Структура общественного сознания. 3. Общественная психология и идеология.
Социальная сфера жизни общества 8 класс. Цель : Сформировать представления учащихся о социальной структуре общества.
Социальная структура и стратификация общества. Социальная мобильность Лекция 4.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
МБОУ «Мордовско-Пимбурская СОШ». Урок по обществознанию в 11 классе. Учитель Лашманова Людмила Петровна.
Нации и межнациональные отношения Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
Этнические общности Подготовили студентки группы 1-9-Б Задремайлова Ирина, Кожан Юлия и Немкина Ульяна Преподаватель: Исалова А. А.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Транксрипт:

Психология больших социальных групп

План: 1.Психология больших социальных групп. 2.Методы изучения больших социальных групп. 3.Психология нации. 4.Психология социальных классов. 5.Стихийные группы и массовые движения Толпа Масса Публика. 6. Социальное движение.

1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.

Структура группы: психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы); эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).

2. Методы изучения больших соц.групп: 1)методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии); 2)методы социологии (различные приемы статисти- ческого анализа); 3)приемы языкознания (анализ знаковых систем); 4)методы изучения художественной литературы, журналистики; 5)современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.

3. Психология нации: Этнос (нация) – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация. Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселе- ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордос- ти, проявлением национализма и шовинизма.

Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента. Структура национальной психологии – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.

К системообразующим относятся: национальное самосознание; национальный характер; национальные интересы, ориентации; национальные чувства и настроения; традиции и привычки.

Динамические компоненты: мотивационные особенности интеллектуально-познавательные особенности, эмоционально-волевые особенности коммуникативно-поведенческие особенности национально-психологические особенности.

4. Психология социальных классов Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Структура психологии классов: верхний (политическая, экономическая элита; верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий); средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий); базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики); низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры; социальное дно.

5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.

Виды толпы: пассивная – любопытствующая (эмоциональ- ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством). активная – эмоциональный фон отчетливо выражен. агрессивная (доминируют эмоции – гнева); паническая (главная эмоция – страх); стяжательная (продовольственные программы); демонстрирующая (показать себя).

Закон единства толпы (Лебон): 1)происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать; 2)толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав- ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания; 3)человек в толпе способен совершать более агрессив- ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе; 4)отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.

Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства: 1.анонимность; 2. заражение – бессознательная, невольная подвер- женность индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след- ствием, либо дефицита, либо избытка информации). 3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

5.2. Масса – более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобное толпе, она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, манифестации, митинга. Организаторы известны заранее, действие их более четкие, продуманные, тактика поведения.

5.3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким- то зрелищем (зрительный зал, стадион). В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.

6. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Социальные движения обладают разным уровнем: широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств); движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации).

Основные черты: 1.движения подготавливает определенное общественное мнение; 2.целью имеет изменение ситуации; 3.формируются программы движения; 4.отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей; 5.используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.). Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.

Реклами- руемый товар Основное лицо, рекламирующее товар Типы убеждающих обращений Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обра­щение, используемое в рекламном ролике. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой? Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые? Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему? Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах)