Нервно-психическое развитие детей. Нервно-психическим развитием (НПР) ребенка называется совершенствование, качественное изменение его интеллектуальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рефлексы новорожденных. Классификация рефлексов 1) сегментарные двигательные автоматизмы а ) сегменты мозгового ствола ( оральные автоматизмы ) б ) сегменты.
Advertisements

Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 12 месяцев жизни.
Тема 3 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Существенная черта психики младенца – многоканальность развития: формирование психики одновременно происходит в различных.
Презентацию подготовила учитель-логопед дошкольного отделения 1 ГБОУ СОШ 1415 Антипенко Анна Романовна 1.
ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ. Выполнила Андреева М.В., Воспитатель МКОДУ Венгеровский детский сад 2.
Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
Педагогический портфолио Бушуевой Ирины Николаевны.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СО 967 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Мышечная система человека. Основные группы мышц человеческого тела. Цель: познакомиться с основными группами мышц их функциями.
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
Развитие речи у ребенка на первом году жизни Выполнила Ширякова О.И. 513 группа лечебного факультета.
Патологические знаки в неврологии. Рефлекс – реакция организма на внешние раздражители. При нарушении в работе мозга или нервной системы возникают патологические.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Составитель: Педагог-психолог Левшукова Алла Владимировна.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Горлова Любовь Ивановна ГДОУ д/с 67 Выборгского района.
Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ: воспитатели группы раннего возраста СИНЯВСКАЯ Т.Б., ПОДОЛЬСКАЯ В.А.
Транксрипт:

Нервно-психическое развитие детей

Нервно-психическим развитием (НПР) ребенка называется совершенствование, качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений, основанное на совокупности врожденных качеств и имеющее результатом более адекватное взаимодействие ребенка с внешней средой.

Возрастные особенности ликвора у детей. Показатель Возраст до 14 дня14 дн.-3 мес.4-6 мес.Старше 6 мес. Цвет и прозрачность Белок, г/л Цитоз, мкл. Вид клеток Проба Панди Сахар, ммоль/л Часто ксантохромная, кровянистая, прозрачная 0,4-0,8 3/3-30/3 Преимущественно лимфоциты, единственные нейтрофилы От + до ++ 1,7-3,9 Бесцветная, прозрачная 0,2-0,5 3/3-25/3 Преимущественно лимфоциты До + 2,2-3,9 Бесцветная, прозрачная 0,18-0,36 3/3-10/3 Лимфоциты Редко + 2,2-4,4 Бесцветная, прозрачная 0,16-0,24 3/3-10/3 Лимфоциты - 2,2-4,4

РефлексОписаниеВозраст Рефлексы орального автоматизма Ладонно- ротовой Бабкина Открытие рта (иногда + закатыванием глаз, разгибание ног) при давлении пальцем на ладони. 0–3 мес. Ротовой Эшериха Хоботковое выпячивание рта при надавливании на верхнюю или нижнюю губу. 0–1 мес. СосательныйРитмичные движения губ, языка при поглаживании губ и вокруг рта. 0–2 мес. Поисковый Куссмауля Поворот головы и вытягивание губ при поглаживании щеки около угла рта. 0–2 мес. Основные рефлексы новорожденных

РефлексОписаниеВозраст Спинальные автоматизмы ЗащитныйПоворот головы в сторону при укладывании на живот (после 2 – 3 мес. – упор на руки) 0 – 2 мес. Опоры и шаговый Выпрямление ног и упор на них, шаговые движения при наклоне вперед (после 3 мес. – стояние). 0 – 3 мес. Хватательный Робинсона Непроизвольное хватание предмета, вложенного в кисть. 0 – 3 мес. Ползания БауэраПопытки ползти при давлении ладонями на стопы в положении лежа. 0 – 3 мес. Стартовый МороРазведение рук + разжимание кистей, затем сведение (объятие своего тела) в ответ на громкий звук, разгибание ног, похлопывание по бедру. 1–16 нед. Рефлекс ГалантаИзгибание позвоночника дугой (и, часто, разгибание ноги), открытой в сторону штрихового раздражения паравертебральной области сверху вниз. 0 – 4 мес.

Основные рефлексы новорожденных РефлексОписаниеВозраст Позотонические автоматизмы 1 – 16 нед. Шейный тонический Симметричный: сгибание рук при сгибании головы в положении на спине. Ассиметричный: при повороте головы повышение тонуса разгибателей (больше рук) с той же стороны, сгибателей – с другой. Сохранение этого рефлекса после 6 нед. (поза фехтовальщика) наблюдается при ДЦП. 0 – 4 нед нед. УстановочныйОдновременный поворот туловища в ту же сторону при повороте головы. 1-4 мес. Цепной установочный При повороте головы последовательно поворачивается в ту же сторону плечевой пояс, туловище, позже – также тазовый пояс. >5 мес.

Рефлексы новорожденных и грудных детей. А. Рефлексы орального автоматизма у новорожденных: 1 ладонно-подбородочный; 2 поисковый; 3 хоботковый; 4 сосательный. Б. Спинальные двигательные автоматизмы у новорожденных; 5 защитный; 6 рефлекс ползания (Бауэра); 7 рефлекс опоры и автоматическая походка; 8 хватательный и рефлекс Робин­зона.

Рефлексы новорожденных и грудных детей.

Возраст формирования основных моторных функций Функция Средний возраст формирования (месяцы) Поворот (с живота на спину)3.6 Поворот (со спины на живот)4.8 Способность сидеть (с поддержкой)5.3 Способность сидеть (без поддержки)6.3 Ползание на животе6.7 Способность самостоятельно садиться7.5 Ползание на четвереньках7.8 Вставание с поддержкой за руки8.1 Ходьба с поддержкой8.8 Ходьба11.7 Ходьба назад14.3 Способность бегать14.8

Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни. Движение или умелостьСредний срокВременные границы Улыбка5 нед.3-8 нед. Гуление7 нед.4-11 нед. Держание головки3 мес.2-4 мес. Направленные движения ручек4 мес.2,5-5,5 мес. Переворачивание5 мес.3,5-6,5 мес. Сидение6 мес.4,8-8,0 мес. Ползание7 мес.5-9 мес. Произвольное хватание8 мес.5,75-10,25 мес. Вставание9 мес.6-11 мес. Шаги с поддержкой9,5 мес.6,5-12,5 мес. Стояние самостоятельное10,5 мес.8-13 мес. Ходьба самостоятельная11,75 мес.9-14 мес.

Факторы риска задержки развития, которые могут быть выявлены при проведении оценки развития ВозрастФакторы риска 4,5 мес.Не садится, подтягиваясь за руки. 5 мес.Не переворачивается. 7-8 мес.Не сидит без поддержки мес.Не стоит с поддержкой. 15 мес.Не ходит 2 годаНе может идти по ступенькам. 2,5 годаНе может подпрыгнуть на двух стопах. 3 годаНе может кратковременно стоять на одной, ноге. 4 годаНе может прыгать на одной ноге. 5 лет Не может идти по прямой линии назад и вперед или балансировать на одной ноге в течение 5-10 сек. Моторика общая

Факторы риска задержки развития, которые могут быть выявлены при проведении оценки развития Тонкая моторика ВозрастФакторы риска 4,5 мес.Не садится, подтягиваясь за руки. 5 мес.Не переворачивается. 7-8 мес.Не сидит без поддержки мес.Не стоит с поддержкой. 15 мес.Не ходит 2 годаНе может идти по ступенькам. 2,5 годаНе может подпрыгнуть на двух стопах. 3 годаНе может кратковременно стоять на одной, ноге. 4 годаНе может прыгать на одной ноге. 5 лет Не может идти по прямой линии назад и вперед или балансировать на одной ноге в течение 5-10 сек.

Факторы риска задержки развития, которые могут быть выявлены при проведении оценки развития Речь ВозрастФакторы риска 4,5 мес.Не садится, подтягиваясь за руки. 5 мес.Не переворачивается. 7-8 мес.Не сидит без поддержки мес.Не стоит с поддержкой. 15 мес.Не ходит 2 годаНе может идти по ступенькам. 2,5 годаНе может подпрыгнуть на двух стопах. 3 годаНе может кратковременно стоять на одной, ноге. 4 годаНе может прыгать на одной ноге. 5 лет Не может идти по прямой линии назад и вперед или балансировать на одной ноге в течение 5-10 сек.

Факторы риска задержки развития, которые могут быть выявлены при проведении оценки развития Познание ВозрастФакторы риска 4,5 мес.Не садится, подтягиваясь за руки. 5 мес.Не переворачивается. 7-8 мес.Не сидит без поддержки мес.Не стоит с поддержкой. 15 мес.Не ходит 2 годаНе может идти по ступенькам. 2,5 годаНе может подпрыгнуть на двух стопах. 3 годаНе может кратковременно стоять на одной, ноге. 4 годаНе может прыгать на одной ноге. 5 лет Не может идти по прямой линии назад и вперед или балансировать на одной ноге в течение 5-10 сек.

Факторы риска задержки развития, которые могут быть выявлены при проведении оценки развития Психосоциальная сфера ВозрастФакторы риска 4,5 мес.Не садится, подтягиваясь за руки. 5 мес.Не переворачивается. 7-8 мес.Не сидит без поддержки мес.Не стоит с поддержкой. 15 мес.Не ходит 2 годаНе может идти по ступенькам. 2,5 годаНе может подпрыгнуть на двух стопах. 3 годаНе может кратковременно стоять на одной, ноге. 4 годаНе может прыгать на одной ноге. 5 лет Не может идти по прямой линии назад и вперед или балансировать на одной ноге в течение 5-10 сек.

Этапы развития речи Первый этап - подготовительный - развитие гуления и лепета. Начинается на 2-м месяце жизни с кратковременного гуления (ребёнок произносит отдельные гласные звуки). К 5 месяцам появляется длительное «певучее» гуление. В 6 месяцев ребенок произносит первые слоги (лепет). Второй этап – возникновение сенсорной речи - понимание отдельных элементов речи взрослого (зона Вернике). Начинается с 7-8 месяцев жизни. Параллельно с возникновением сенсорной речи интенсивно развивается лепет, который обогащается интонациями. Объём сенсорной речи зависит от воспитания ребёнка: если оно адекватное, к 1 году ребёнок понимает около 300 – 400 слов.

Третий этап – возникновение моторной речи (зона Брока – необходима для воспроизведения речи). Обычно первые слова ребенок произносит на месяце, к году большинство детей произносят слов. Этот этап характеризуется расширением возможностей сенсорной речи. Первая моторная речь очень своеобразна – она диффузна. Одно слово может означать разные понятия (н., слово « мама» - может означать выражение и радости, и страха, и др.). С 2-х лет речь состоит из 2-х слов (сущ. + глагол). К 1,5 годам ребенок понимает целые предложения, словарный запас составляет 30 слов. К 2 годам воспринимает несложные рассказы и сказки, выполняет большое количество просьб. Во втором полугодии второго года происходит скачок формирования моторной речи: улучшается артикуляция, словарный запас возрастает до произносимых слов. К концу 2 года начинается формирование суждений.

Этапы развития моторной речи 1 этап – выделение объекта (до 1,5 лет), воспроизведение его в своей речи. 2 этап – ребёнок называет себя в третьем лице, не выделяя себя. 3 этап – выделение субъекта (с 2-х лет). Ребёнок выделяет себя, в речи появляется много личных местоимений ( « я », « моё »). Это период детской « жадности ». Этот период характеризуется согласованием слов с массой ошибок (« я вставаю » (я встаю) и др.). Встречается много упрощений в речи ребёнка : столик – толик.

4 этап – период « почемучек ». К 3 годам ребёнок задаётся многими вопросами (Почему идет дождь? Почему трава зелёная? и др.). Ребёнок постоянно и много говорит. Много остроумных высказываний. 5 этап – ребёнок легко всё запоминает. С 3-х до 5 лет он легко осваивает иностранные языки. Именно в этот период у ребёнка действует долговременная память. 6 этап – к 5 годам развитие психической жизни заканчивается. Ребёнок полностью овладевает родным языком.

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ Новорожденный ребенок: Зрительные ориентировочные реакции (Аз) Слуховые ориентировочные реакции (Ас) С 1-го месяца до 12 месяцев: Зрительные ориентировочные реакции (Аз) Слуховые ориентировочные реакции (Ас) Эмоции (Э) Движения общие (Дво) Движения руки (Двр) Подготовительный этап развития активной речи (Ра) Навыки

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ Развитие активной речи (Ра) Развитие понимания речи (Рп) Сенсорное развитие (С) Игра и действие с предметами (И) Движения (Дво) Навыки

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ От 2-х лет до 2-х лет 6 мес. Активная речь (Ра) Сенсорное развитие (С) Игра и действие с предметами (И) Конструктивная деятельность Навыки (Н) Движения (Дво) От 2-х лет 6 мес. до 3-х лет Активная речь (Ра) Сенсорное развитие (с) Игра (И) Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность Навыки (Н) Движения (Дво)

МЕТОД КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ НПР ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА I группа. Дети с нормальным развитием. Дети с опережением в развитии. II группа. Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок. Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1- 2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок.

МЕТОД КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ НПР ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА III группа. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы. IV группа. Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока. Дети с дисгармоничным развитием/часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы. V группа. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков. Дети с дисгармоничным развитием/часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы.

Определение группы НПР осуществляется в следующей последовательности: 1.Необходимо определить, есть отставание в развитии или нет. Если отставания нет, развитие соответствует I группе. В этом случае надо посмотреть есть ли опережение, на сколько эпикризных сроков и по всем или части показателей для определения варианта развития I группы. 2.Если отставание есть, надо найти показатель с наибольшей глубиной отставания. Этот показатель определит группу развития.

Определение группы НПР осуществляется в следующей последовательности: 3. Посмотреть, равномерно отставание или нет. Если отставание равномерно, поставить степень (1-ая, 2-я или 3-я). Если отставание неравномерно, дать формулировку соответствующего негармоничного или дисгармоничного развития. 4. В периоде новорожденности группа развития не определяется. 5. При отставании в развитии ребенка в возрасте 1 мес. за эпикризный срок принимают 10 дней. 6. При определении группы развития и степени отставания решающее значение приобретает минимальный уровень одного или нескольких показателей, относящихся к каждой линии развития.

Примеры записи и оценки НПР детей раннего возраста с использованием методов количественной оценки Ребенок 2 мес. Аз – 2 мес.Аз – 2 мес. Ас – 2 мес.Ас – 2 мес. Э – 2 мес.Э – 1 мес. Дво – 2 мес.Дво – 1 мес. Заключение: НПР соответствуетЗаключение: НПР с возрасту (1 группа).задержкой на 1 эпикризный срок (2 группа 1 степень).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ