Введение в Отечественную историю. История как наука Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном. Отцом истории считается древнегреческий историк Геродот,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Advertisements

История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Раздел 1. Лекция 1.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ СЕГОДНЯ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Основные элементы научного знания в средней школе История Обществознание География.
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
ПОЛИТОЛОГИЯ. 1. Политология как научная дисциплина 2. Политология в системе социальных и гуманитарных наук 3. Функции и методы политологии 1. Политология.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Введение в изучение истории России в 6 классе
Транксрипт:

Введение в Отечественную историю

История как наука Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном. Отцом истории считается древнегреческий историк Геродот, который дал первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших на в период VI в. до н.э. - III на территории Северного Причерноморья. Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном. Отцом истории считается древнегреческий историк Геродот, который дал первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших на в период VI в. до н.э. - III на территории Северного Причерноморья.

История России – наука, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов. История России – наука, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов. Предметом изучения истории России является изучение прошлого России как единого сложного и противоречивого процесса, закономерностей политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. Предметом изучения истории России является изучение прошлого России как единого сложного и противоречивого процесса, закономерностей политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. В отличии от других общественных наук В отличии от других общественных наук ( философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и в политике. ( философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и в политике.

История – многоотраслевая наука Она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания (истории экономической, политической, социальной, военной, государства и права, религии и др.) Она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания (истории экономической, политической, социальной, военной, государства и права, религии и др.) К историческим наукам относятся: археология – изучает древнейший период истории России по вещественным источникам( орудиям труда, домашней утвари, украшениям, по поселениям и могильникам, кладам); К историческим наукам относятся: археология – изучает древнейший период истории России по вещественным источникам( орудиям труда, домашней утвари, украшениям, по поселениям и могильникам, кладам); этнография – наука, изучающая быт и культуру народов. этнография – наука, изучающая быт и культуру народов.

Вспомогательные исторические дисциплины Имеют достаточно узкий предмет исследования, но являются очень важными, так как позволяют углубить отдельные аспекты исторического знания. Имеют достаточно узкий предмет исследования, но являются очень важными, так как позволяют углубить отдельные аспекты исторического знания. К ним относятся: генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств; К ним относятся: генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств; геральдика – наука о гербах; нумизматика – наука о монетах и их чеканке; хронология – наука, изучающая системы летоисчисления и календари; палеография – наука, исследующая рукописи и старинное письмо; геральдика – наука о гербах; нумизматика – наука о монетах и их чеканке; хронология – наука, изучающая системы летоисчисления и календари; палеография – наука, исследующая рукописи и старинное письмо; Фалеристика -

Социальные функции Отечественной истории

Познавательная, интеллектуально- развивающая функция Исходит из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. Исходит из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории.

Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция определяет формирование научного мировоззрения. История дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики это ориентировка на искаженный исторический опыт. определяет формирование научного мировоззрения. История дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Воспитательная функция Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, активно формирует такие гражданские ценности, как патриотизм и интернационализм; позволяет понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, в ошибках политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, активно формирует такие гражданские ценности, как патриотизм и интернационализм; позволяет понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, в ошибках политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы. Изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать это на конкретных примерах общественно-политических явлений. Изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать это на конкретных примерах общественно-политических явлений.

В исторической науке существуют различные подходы в изучении истории: В исторической науке существуют различные подходы в изучении истории:

Религиозный (теологический, провиденциальный) Религиозный (теологический, провиденциальный) Объяснение исторических процессов божественной волей ( Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Фиолетов); Объяснение исторических процессов божественной волей ( Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Фиолетов); Естественно-научный: Естественно-научный: Географический детерминизм - когда природная среда рассматривается как главный фактор исторического развития ( Ш. Монтескье, Л.И. Мечников); Демографический – решающее значение в истории имеет народонаселение ( Т. Мальтус); ( Т. Мальтус); Этногенетический – различающий социальную и этническую историю ( концепция пассионарности Л.Н. Гумилева)

Формационный ( социально- экономический) подход – Формационный ( социально- экономический) подход – Человечество в процессе исторического развития проходит ряд стадий Человечество в процессе исторического развития проходит ряд стадий ( формаций)- первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. ( формаций)- первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом производства, который определяет особенности социально- политической организации общества. Формации различаются между собой способом производства, который определяет особенности социально- политической организации общества. ( К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, историки марксистского направления)

Культурно-исторический Культурно-исторический (культурно-цивилизационный) – (культурно-цивилизационный) – А)приоритетное значение придает развитию духовной сферы, признанию единства исторического процесса, вере в разумный характер исторического процесса ( Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ф. Гегель); А)приоритетное значение придает развитию духовной сферы, признанию единства исторического процесса, вере в разумный характер исторического процесса ( Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ф. Гегель); Б) концепция локальных цивилизаций Б) концепция локальных цивилизаций ( О. Шпенглер, А.Тойнби, ( О. Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я. Данилевский); Н.Я. Данилевский);

Методология истории России это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико- материалистической теории исторического познания. это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико- материалистической теории исторического познания. Принципы это главные, основополагающие положения науки. Принципы это главные, основополагающие положения науки. Метод это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления исторические факты; способ извлечения из фактов новых знаний. Метод это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления исторические факты; способ извлечения из фактов новых знаний.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий исследователя. Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий исследователя. Принцип историзма – все факты, явления и события истории изучаются в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип историзма – все факты, явления и события истории изучаются в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

принцип социального подхода: принцип социального подхода: предполагает изучение истории с учетом определенных социальных интересов; предполагает изучение истории с учетом определенных социальных интересов; При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей. При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей.

Принцип антропоцентризма Принцип антропоцентризма в изучении истории подразумевает, в изучении истории подразумевает, что человек должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования. что человек должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования.

Принцип альтернативности Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Методы исторических исследований хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке; хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке; проблемно-аналитический, предусматривающий анализ истории России по конкретным проблемам; проблемно-аналитический, предусматривающий анализ истории России по конкретным проблемам; синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России; синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России; сравнительно-исторический (имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным историческим процессам и явлениям; выявить происшедшие изменения на пути общественного развития ); сравнительно-исторический (имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным историческим процессам и явлениям; выявить происшедшие изменения на пути общественного развития );

ретроспективный (метод моделирования) - позволяет восстановить процесс по выявленным ранее типологическим особенностям; ретроспективный (метод моделирования) - позволяет восстановить процесс по выявленным ранее типологическим особенностям; системно-структурный – позволяет представить развитие общества в определенные исторические периоды как сложную систему социально-экономических, политических, культурных институтов и структур; системно-структурный – позволяет представить развитие общества в определенные исторические периоды как сложную систему социально-экономических, политических, культурных институтов и структур; статистический – позволяет анализировать отдельные стороны исторического развития на основе накопления и обработки количественных показателей, отражающих динамику исторических процессов; статистический – позволяет анализировать отдельные стороны исторического развития на основе накопления и обработки количественных показателей, отражающих динамику исторических процессов; социологический - этот метод историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности; социологический - этот метод историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности; герменевтический – метод прочтения исторических текстов, их понимания и интерпретации; герменевтический – метод прочтения исторических текстов, их понимания и интерпретации; Биографо-генеалогический – метод изучения истории через биографии исторических деятелей, родословные великих князей и царей. Биографо-генеалогический – метод изучения истории через биографии исторических деятелей, родословные великих князей и царей.

Источники изучения истории России Многообразны: археологические материалы; археологические материалы; Летописи ( «Повесть временных лет»;общерусские ( например, Фотиев свод, Николаевская летопись) и местные (например, Новгородская летопись и др.); Летописи ( «Повесть временных лет»;общерусские ( например, Фотиев свод, Николаевская летопись) и местные (например, Новгородская летопись и др.); Государственные правовые документы («Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649, жалованные грамоты дворянству и др.); Государственные правовые документы («Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649, жалованные грамоты дворянству и др.); Памятники литературы («Слово о полку Игореве» и др.); Памятники литературы («Слово о полку Игореве» и др.); Периодическая печать ( газеты и журналы разного времени и различной идеологической и политической направленности); Периодическая печать ( газеты и журналы разного времени и различной идеологической и политической направленности); Документы политических партий и общественных организаций; Документы политических партий и общественных организаций; Экономические и хозяйственные документы ; Экономические и хозяйственные документы ; Эпистолярное наследие (воспоминания, дневники, письма исторических деятелей и современников событий); Эпистолярное наследие (воспоминания, дневники, письма исторических деятелей и современников событий); Кино и фотодокументы Кино и фотодокументы Видимые знаки отличия (ордена, медали, служебные знаки и значки) Видимые знаки отличия (ордена, медали, служебные знаки и значки)