«Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА 2010 ГОД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
Advertisements

ГЕРОИ НОВОГОДНИХ СКАЗОК Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 14 Выполнил: ученик 3 Б класса Воронцов Максим Руководитель:
Баба Яга - кто она?. В чащобе густой, среди ягод и мхов, Где людская вовек не ступала нога, Жила одинокая Баба-Яга. В чащобе густой, среди ягод и мхов,
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга» Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная.
Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Проект подготовила: ученица 5 А класс Бондаренко Снежанна.
Выполнил Климов Михаил ученик 3 б класса МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы 1 им. В.И.Кузнецова Научный руководитель Ерина Алла Витальевна,
ПОДГУРСКАЯ ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна ГБОУ «Школа 2129»г.Москва.
В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
Баба Яга – кто она? Выполнили: ученики 1 класса Руководитель: Боброва Л.А.
Герои волшебных сказок. Баба Яга. Баба-яга - один из самых популярных героев русской сказки. Она живёт в ма­ленькой избушке, затерявшейся «за трид­цатью.
Учитель: Филимонова Людмила Ивановна УРОК: «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ВО 2 КЛАССЕ.
До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят.
Если бы Баба Яга не ела мальчиков? Выполнили работу ученицы 6 а класса: Балакина Елена, Курова Юлия.
Исследовательская работа. «Какой персонаж в русских народных сказках Баба- Яга» Работу выполнили ученики 2 класса Руководитель Якушева О.А
Выполнили: ученица 1 Б класса МОУСОШ 19 Рогозинская Валерия Руководитель: Н.В. Борисенко.
Волшебное путешествие в русскую сказку Автор: Антонова Л.И. Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 30 города Белова»
ПРОЕКТ «Здравствуй, Баба Яга!» Цель проекта: познакомиться с личностью Бабы Яги, раскрыть интересные факты об этой героине. Игнатьева Наталья Алексеевна.
Транксрипт:

«Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА 2010 ГОД

Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья. «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: - Фу, фу! Русским духом пахнет!»

Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка.

Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов Севера и фольклорным образом сказочного персонажа – Бабы –Яги. Задачи: Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги; Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги; Выявить этимологию слова Яга в языке древних народов Севера. Гипотеза: Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о народах Севера. Гипотеза: Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о народах Севера.

ИМЯ В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда. Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде. В языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор. Можно предполажить, что Яга проживала в сосновом лесу. Об этом же свидетельствуют и сказки. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

ЖИЛИЩЕ Следует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается в потолок, а ногами в двери. Но ведь она отнюдь не богатырша. Почему же так мало помещение? Зная, что живёт она между двумя мирами, будет логичнее отнести её к миру мёртвых, нежели живых, а домик её – скорее могила. Проведём аналогию с погребальными сооружениями обских угров. Чаще всего их делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда в боковой стене) делали окошко- дверь. Внутрь клали вещи умершего. Сверху на середине погребального сооружения одна или две пары черепов оленей с рогами. Ну, чем не избушка Бабы-яги?

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Обратимся вновь к погребальным обрядам народов севера. Гробы были трёх видов: гроб- колода, гроб-лодка и дощатый. Лодку распиливали на две части (гроб и крышка) или отпиливали от неё нос и корму, края заделывали досками. Чем не ступа?

ВНЕШНОСТЬ Внешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы Вернёмся к погребальным обрядам угров. Покойникам расплетали косы, обряжали в зимнюю одежду (ягушку), лицо покрывали «лицевым покрывалом». Когда умерший казался особенно опасным, в рот ему клали камень. На одежде делали надрезы, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер. Что же касается костяной ноги, то у народов севера существовал обычай при рождении девочкам ломать одну ножку, чтобы в будущем ей было легче рожать. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.

Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником между миром живых и мёртвых - шамане. У народов севера часто эту роль выполняли женщины. Они обладали даром общения с духами. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы. Живет Баба-яга со своими дочерьми. (Кстати, в хантыйском языке дочери – «яги»). Она знает язык животных и растений.

Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. Жили шаманы на некотором удалении от селений, и вполне вероятно, были первыми, с кем встречались русские путешественники, которые шли покорять Сибирь. Шаманские камлания производили на них сильное впечатление. Чужая страна и природа были полны загадок, страшили своей неизвестностью и непредсказуемостью. Может, именно страх перед неизвестностью породил такое странное существо, живущее между двумя мирами – живых и мёртвых - и вобравшее в себя черты тех и других.

Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование.

Интернет-ресурсы n/024.htmlhttp://legendy.claw.ru/shared/6/informatio n/024.html ttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba- yaga.htmttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba- yaga.htm