Автор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: ученица 11 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 11 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель:
Advertisements

Цели и задачи: Цель: Исследование особенностей выбора профессии современной молодёжью. Задачи: определить профессии, которые пользуются популярностью у.
Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки. Учитель математики МОУ СОШ 4 г. Тобольска. 2007год.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, Центр психолого.
О СОСТОЯНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (по данным анкетирования, проведенного совместно с Министерством образования Московской области)
Профориентационная работа школьного психолога. Цель: помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора.
Отсутствие информации о профессиях, востребованных через 7-10 лет в нашем регионе Отсутствие информации о профессиях, востребованных через 7-10 лет в.
1 Результаты исследования Состояние профориентационной работы в общеобразовательных школах Республики Таджикистан Д.Куддусов, ИИЦ «Соцсервис»
это система педагогической, психологической, информационной и организационной работы с учащимися основной школы, содействующая их самоопределению по завершении.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Часы школьного компонента 1. Увеличение часов базового компонента -Курс окружающий мир 2 класс – по часу в неделю - Часы математики в 3а, в 4в кл. – по.
ПРОЕКТ Профориентационный центр школы как средство актуализации профессионального самоопределения учащихся Тюменская область; Ханты – Мансийский автономный.
ОУ СОШ 10 Апрель Структура организации предпрофильной подготовки и распределение обязанностей между субъектами данного процесса. Заместитель директора.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ Организация профориентационной работы в ГБОУ СОШ 1970.
Твоя профессиональная карьера Откидач Г. В. педагог-психолог МОУ СОШ 3 г. Усолье-Сибирское.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Профдиагностика в профильном обучении. Основные методы профдиагностики: наблюдение беседа анкетирование тестовые испытания.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
Транксрипт:

Автор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель: педагог-психолог СОШ п.Опытный Аврамова Наталия Анатольевна.

Цель - изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 9-х – 10-х классов СОШ п. Опытный и определение готовности к выбору профиля обучения. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить интересы и склонности учащихся 3. Определить способности учащихся. 4. Изучить нацеленность учащихся на определенный профиль обучения. 5. Выявить мотивы и факторы, влияющие на выбор будущей профессии. 6. Изучить рынок труда. 7. Изучить согласованность интересов и склонностей со способностями учащихся. 8. Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения. 9. На основе полученных результатов разработать предложения и рекомендации.

Методы исследования: –анализ и обобщение литературы –тестирование –опрос –анкетирование –качественная и количественная обработка данных Организация исследования: В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х классов и 89 учащихся 10-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 52 родителя учащихся 9-х классов. В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х классов и 89 учащихся 10-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 52 родителя учащихся 9-х классов.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, для организации профильного обучения, а также для организации системы работы по развитию отдельных способностей учащихся и направлению их интересов и склонностей (организация кружков, секций, факультативных занятий, профориентационных курсов). Апробация: результаты данного исследования доложены педсовете, доведены до учащихся и их родителей, доложены на школьной научно-практической конференции, на районной научно-практической конференции 2005 г., на Республиканской научно-практической конференции Excelsior Методики: «Художник или мыслитель» «Художник или мыслитель» «Анкета интересов» «Анкета интересов» «Труд для вас» «Труд для вас» Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами) Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами) Тест Голланда Тест Голланда Анкета для родителей 9-классников (разработана авторами) Анкета для родителей 9-классников (разработана авторами)

Распределение испытуемых по интересам. (9класс)

Распределение испытуемых по интересам (10 класс)

Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (9класс) Труд для вас Интересный 72,4% Умственный 44,8% Любой, лишь бы деньги платили 24,1% Любой, не вредный для здоровья 24,1% творческий 17,2% Физический 13,8% Легкий и попроще 13,8% Тяжелый, но хорошо оплачиваемый 10,3% Любой, но законный 10,3%

Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (10класс) Труд для вас Умственный 60,4% Интересный 62,5% Любой не вредный для здоровья 20,8% Творческий 20,8% Полезный людям 20,8% Любой лишь бы деньги платили 12,5% Тяжелый, но хорошо оплачиваемый 10,4% Любой, но законный 6,3% Физический 6,3%

Сравнение предпочтений десятиклассников уч. года к определенным видам труда с их же результатами в уч. году

Сравнение предпочтений девятиклассников и десятиклассников к определенным видам труда

Распределение испытуемых по типам мышления (9 класс) Художественный и логический 52,3% Логический тип 30,9% Художественный 21,4%

Предпочитаемые области знаний девятиклассников

Соотношение выбранных профилей с предпочитаемыми областями знаний (9 класс)

Опрос родителей у 74% родителей мнение относительно профиля обучения совпадает с мнением детей у 20% - мнение не совпадает 2% - не определились с профилем обучения для своего ребенка 4% - не предлагали ребенку профиль обучения 19% родителей не обсуждали с ребенком будущий профиль обучения, из них 2% - не знают какой профиль выбрал их ребенок 81 % родителей уже обсуждали вопрос о профиле обучения

Соотношение выбранных профилей и данных о количестве обучающихся в профильных классах 34 38, , , физико- математический биолого- химический универсальный гуманитарный не определились выбиралиобучаются

Отношение десятиклассников к выбранному профилю обучения

Предпочитаемые области знаний десятиклассников

Соотношение профилей обучения с предпочитаемыми областями знаний (10 класс)

Соотношение выбора учебного заведения девятиклассников и уч.г

Рынок труда Строители (каменщики, бухгалтера Строители (каменщики, бухгалтера маляры, штукатуры) экономисты маляры, штукатуры) экономисты Слесари филологи Слесари филологи Инженеры юристы Инженеры юристы Продавцы операторы ПЭВМ Продавцы операторы ПЭВМ Электрогазосварщики учителя Электрогазосварщики учителя воспитатели воспитатели швеи швеи ВостребованныепрофессииНевостребованныепрофессии

Мотивы выбора будущей профессии (9 кл.): высокая материальная обеспеченность (37%) высокая материальная обеспеченность (37%) сам труд (27,5%) сам труд (27,5%) условия труда (24%) условия труда (24%) возможность творить (20,6%). возможность творить (20,6%). контакты с людьми контакты с людьми перспективность, полезность результатов труда(18,9%). перспективность, полезность результатов труда(18,9%). меньше всего привлекают частые командировки и возможность без особого труда получить профессию(6,8%). меньше всего привлекают частые командировки и возможность без особого труда получить профессию(6,8%). Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии их решение (65,5%), их решение (65,5%), способности (41,3%). способности (41,3%). меньшее влияние оказывают родители (31%), родственники (17,2%) и жизненные обстоятельства (17,2%). меньшее влияние оказывают родители (31%), родственники (17,2%) и жизненные обстоятельства (17,2%). на 10,3% учеников повлияли книги и фильмы, на 10,3% учеников повлияли книги и фильмы, на 3,4% педагоги, друзья и знакомые. на 3,4% педагоги, друзья и знакомые.

Мотивы выбора будущей профессии (10 класс.) Мотивы выбора будущей профессии (10 класс.) перспективность (возможность профессионального роста) и перспективность (возможность профессионального роста) и высокую материальную обеспеченность (19%) высокую материальную обеспеченность (19%) сам труд (16,2%), сам труд (16,2%), контакты с людьми и условия труда - 10,8%. контакты с людьми и условия труда - 10,8%. меньше всего привлекает возможность без особого труда получить профессию (6,7%) меньше всего привлекает возможность без особого труда получить профессию (6,7%) и возможность творить (2,7%). и возможность творить (2,7%). Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии способности 27,7% способности 27,7% жизненные обстоятельства 22,2% жизненные обстоятельства 22,2% 13,8% выбрали профессию сами 13,8% выбрали профессию сами на выбор 11,7% школьников повлияли родители на выбор 11,7% школьников повлияли родители меньшее влияние на учеников оказывают педагоги и друзья (8,3%) меньшее влияние на учеников оказывают педагоги и друзья (8,3%) а также книги, фильмы (2,7%) а также книги, фильмы (2,7%)

Личностные типы испытуемых

Выводы: 1. В ходе проведенного исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. На основании изучения литературных источников определены основные виды труда и профессий, выделено понятие профориентации, рассмотрены основы профильного обучения. В ходе опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы: В ходе опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы: 2. Наибольший интерес для учащихся представляют такие области, как педагогика, журналистика, химия, литература (для 9-классников) и спорт, военное дело техника, биология (для 10-классников). Все учащиеся также имеют представление о том, каким видом труда они хотели бы заниматься. Наибольшее предпочтение учащиеся отдают интересному труду; умственному труду; труду не вредному для здоровья. Наиболее предпочитаемые области знаний 9-классников: физкультура, психология, ОИВТ и русский язык, химия. Наиболее предпочитаемые области знаний 10-классников: биология, химия, алгебра, физкультура. Все учащиеся также имеют представление о том, каким видом труда они хотели бы заниматься. Наибольшее предпочтение учащиеся отдают интересному труду; умственному труду; труду не вредному для здоровья. Наиболее предпочитаемые области знаний 9-классников: физкультура, психология, ОИВТ и русский язык, химия. Наиболее предпочитаемые области знаний 10-классников: биология, химия, алгебра, физкультура.

3. Были определены основные черты характера, тип мышления и тип личности учащихся. 4. Изучив нацеленность учащихся на определенный профиль обучения, мы отметили, что наиболее предпочитаемым оказался гуманитарный; далее в порядке убывания следуют: физико-математический, биолого-химический, универсальный. Есть процент учащихся не определившихся с выбором (9- классники). У большинства учащихся 10-х классов выбор по отношению к профилю обучения изменился. 5. Среди мотивов выбора будущей профессии учащиеся чаще всего называли высокую материальную обеспеченность, перспективность, сам труд, условия труда. К факторам, оказавшим, по мнению девятиклассников, наибольшее влияние на выбор профессии оказало их решение и их способности; а по мнению десятиклассников - способности и жизненные обстоятельства. К факторам, оказавшим, по мнению девятиклассников, наибольшее влияние на выбор профессии оказало их решение и их способности; а по мнению десятиклассников - способности и жизненные обстоятельства. Были выявлены выбранные профессии десятиклассников. Но не все учащиеся определились с выбором профессии. Были выявлены выбранные профессии десятиклассников. Но не все учащиеся определились с выбором профессии.

6. В ходе изучения рынка труда нами были выявлены востребованные и невостребованные профессии. Соотнеся интересы учащихся с рынком труда, мы отметили, что учащиеся не осведомлены с положением на рынке труда. 7. Была отмечена несогласованность выбора профиля с интересами учащихся, а также то, что интересы учащихся не всегда совпадают с их способностями. 8. Изучив мнение родителей было отмечено что родители в большинстве своем уже обсуждали вопрос о профиле обучения. Довольно часто мнение родителей относительно профиля совпадает с мнением детей.

9. На основе полученных результатов нами были разработаны следующие рекомендации: несмотря на то, что в СОШ п. Опытный ведется профориентационная работа (профориентационный курс для девятиклассников, классные часы, экскурсии, беседы, элективные курсы, спецкурсы), необходимо уделять больше внимания подготовке учащихся к выбору будущей профессии: начинать профориентационную работу с более раннего возраста (7 – 8 класс); ознакомлять с различными видами профессий; регулярно выявлять и соотносить интересы, склонности и способности учащихся; ввести в портфолио учащихся страничку профессионального самоопределения; проводить беседы и консультации, профессиональные пробы; расширить работу с родителями по профессиональному самоопределению детей (информировать о существующих профилях обучения, о положении на рынке труда, проводить совместные детско - родительские профориентационные игры).