Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями Подготовила материал : педагог-психолог МОУ ЦПМСС «ДАРС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением поведения Подготовила материал : педагог-психолог МБОУ «Большеалексеевская СОШ» Костылева.
Advertisements

Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Сопровождение учащихся "зоны риска" в учебно - воспитательном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Дети «группы риска». Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
МОУ СОШ 81 Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель.
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Адаптация первоклассника к школе - -приспособление организма и психики ребенка к изменению привычного образа жизни, сопровождающееся специфическими их.
МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики 4 города Георгиевска Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников Вот и закончилась третья.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР СОРОКИНА О.И. Работа с «трудными» учащимися в МОУ СОШ 17 г. Подольска.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Транксрипт:

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями Подготовила материал : педагог-психолог МОУ ЦПМСС «ДАРС» Талалаева Н.И.

В образовании складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно - воспитательном процессе - социально- психологическое сопровождение Приоритетной целью модернизации образования на период до 2010 года является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории, как "здоровье«, "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность".

Сложившаяся ситуация, связанная с высоким уровнем распространенности поведенческих факторов риска среди детей и подростков, представляет собой важнейшую медико-социальную задачу. Наиболее перспективной мерой решения данной проблемы является широкомасштабная профилактика, предусматривающая вовлечение в неё как учителей, родителей, так и самих детей и подростков. В нашей школе ведутся профилактические работы в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов и.т.д. Активное вовлечение родителей, а также самих детей и подростков в профилактическую работу увеличивает её эффективность. Данная проблема существует, и разрешить её можно только совместными усилиями педагогов и родителей.

Направления работы Индивидуальная, педагогическая диагностика, родительские собрания, беседы консультации, рейды, наблюдения, встречи с детьми «О правах подростков» Патронаж, социальный контроль, просветительская работа. Психолог работает в тесном контакте с классными руководителями, и социальным педагогом. Социально- психологическое направление (работа с детьми "группы риска") в нашем учреждении осуществляется также и в работе с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле, ПДН, учащимися, имеющими проблемы в обучении и общении с одноклассниками, нарушения поведения, нарушения внутрисемейных отношений, вызывающими тревогу преподавателей. Работа с детьми "группы риска" осуществляется через индивидуальные консультации, посещения на дому совместно с классными руководителями, диагностическую коррекционно - развивающую работу, работу по профилактике среди учащихся.

Соответственно целью социально - психологического сопровождения ребенка в учебно - воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в школе. Ведущими направлениями деятельности социально- психологической службы являются: - исследовательская: выявление причин дезадаптации детей и подростков; - профилактическая: предупреждение асоциальных поступков; - специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска» В категорию трудных попадают самые разные дети: Неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив… Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что же делать?»

Сопровождение ребёнка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребёнка. Психологическое сопровождение рёбёнка осуществляется совместно с педагогом. педагог-соратник психолога в разработке подхода сопровождению каждого ребёнка и основной её «реализатор».

Три компонента психологического сопровождения 1.Систематическое отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе школьного обучения Особенности: познавательной Мотивационно- личностной сферы Системы отношения к миру и самому себе; произвольность саморегуляции; Поведение школьника в ситуации школьного взаимодействия (со сверстниками, с педагогами)и др. 2.Создание социально- психологических условий для развития личности учащегося и их успешного обучения. Предполагается,что учебно-воспитательный процесс построен по гибким схемам и может изменяться в зависимости от психологических особенностей обучающихся детей 3.Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи, детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении Система мероприятий,которые позволяют преодолеть возникающие проблемы в в психическом самочувствии,с усвоением нового материала, социально- принятых форм поведения в общении со сверстниками

3.Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи, детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении в школе 12 г.Бердска В школе организованы 2 класса,в которых обучаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации. В сентябре уч.г.для уч-ся 4кл.(сейчас это 8 в класс),имеющих трудности в обучении, вследствие этого негрубые расстройства школьного поведения и учебной мотивации. Организация коррекционно-развивающего педагогического процесса, индивидуально-групповой коррекционно-развивающей работы, направленной на исправление(коррекцию) индивидуальных недостатков развития - дала хорошие результаты. Из 12 учащихся успевают 12 по всем предметам. Повысилась самооценка, сформирован навык общения, учебные навыки. В работе с детьми педагоги учитывают индивидуальные особенности, учат детей адаптироваться как под постепенно убыстряющийся процесс обучения, так и в социуме. В уч.г. создан 2 В класс (сейчас это 7 кл. ), где дети обучаются по программе 8 вида. Класс был сформирован из учащихся, которые пришли из разных школ города с низким уровнем интеллектуального развития, степенью подготовленности к усвоению знаний, отношением к учению,познавательными интересами. Но учиться пришли с желанием. Основное внимание было уделено повышению уровня интеллектуального развития учащихся, развитию навыков общения.

Динамика развития Эти дети имели малый опыт общения со сверстниками и взрослыми,т.к. обучались индивидуально. В работе с этими детьми учитывался характер их деятельности: М медлительность, импульсивность, инертность; тревожность, т.к. она влияла на работоспособность. Так же учитывался показатель самооценки т.к.низкая самооценка («я-плохой»)влияла и на учебную деятельность. Особое внимание было уделено повышению уровня интеллектуального развития учащихся, развитию навыков общения. В основу был положен принцип активного включения в процесс познания в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. Коррекционно-развивающая работа проводилась больше индивидуально. В процессе психологического сопровождения детей проводилась углубленная подробная диагностика, которая помогла увидеть результаты работы с детьми. Дети приняли позицию ученика, сформирована учебная мотивация,не пропускали занятия в любые погодные условия.(кроме болезни) Совместная деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, логопеда, создание психологического комфорта),способствовала развитию у детей положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, повышению учебных, коммуникативных навыков.

Таким образом, психолого -педагогическое сопровождение развития ученика с различными образовательными потребностями, проблемами в образовательном пространстве, обеспечивает его социально- личностное развитие, стимуляцию его познавательной деятельности, способствует успешной адаптации в социуме.

Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска» Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропотолога Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое Учебно- педагогические Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин Поведенческие Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение Токсикомания Гиперактивность Другое

В помощь классному руководителю по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе 1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости. 2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости. 3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмету. 4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителям. 5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда. 6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельности ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее уроков). 7. Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее: 8. Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу. 9. Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся. 10. Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик. 12. Записал ли задание на дом. 13. Как вел себя ученик после звонка с урока.

В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы: 1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам) 2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности. 3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя. 4. Проявляет ли настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках. 5. Живо или безразлично относиться к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся. 6. Проявляет ли любознательность к чему- либо. 7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично). 8. Как управляет своим поведением на уроках. 9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, громкий протест, возмущение,).

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми: Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрики- за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы. 1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности. 2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров. 3. Включать в посильные общественные дела. 4. Хвалить самостоятельность. 5. Стимулировать личную ответственность. 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись. 7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный. 8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. 9. Можно на время освободить от работы- дать время упокоиться. 10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно. 11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми: Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы ( о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей- он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза. 1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». 2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним. 3. Не призывать к совести, не читать морали. 4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену. 5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности. 6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги. 7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 8. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике. 9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми: 1. Игнорируйте истерические реакции. 2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики. 3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения. 4. Не стремитесь угодить. 5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение. Это его подсознательная цель. 6.Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решен ия и поступки. 7.Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделит ься среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания. 8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний. 9. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой т.к. он лжив, и способен входить в доверие. 10. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного. 11.Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью) 12. Если ребёнок осознал свой проступок, то побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся. 13.Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины. 14. Ужесточить режим, пресекать бесцельное времяпровождение. 15. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным. 16. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое. 17. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». 18. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.

Спасибо за внимание.