КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ Т.В.СоколоваО.В.Проскурня.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование информационных технологий для диагностики и коррекции знаний младших школьников.
Advertisements

«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Выполнил: заместитель Директора по УВР Е.В. Опра.
« ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » 27 февраля 2007 г.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Методический день по теме: Совершенствование обучающего и воспитательного потенциала уроков как фактора повышения качества знаний в условиях модернизации.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Веселова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ.
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Некоторые подходы к классификации уроков. Урок Дидактической цели (И.Т.Огородников И.Н.Казанцев) Цели организации занятий, содержания и способов проведения.
«…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.). Примерная структура каждого типа урока по ФГОС.
Транксрипт:

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ Т.В.СоколоваО.В.Проскурня

ИЗ ИСТОРИИ Древняя Греция – индивидуальное обучение Древняя Греция – индивидуальное обучение Средние века – индивидуально-групповая система обучения Средние века – индивидуально-групповая система обучения НО! Потребности общества: Повышение массовости образования Повышение массовости образования Улучшение качества образования Улучшение качества образования 17 век – Ян Амос Коменский – классно- урочная система обучения 17 век – Ян Амос Коменский – классно- урочная система обучения

Особенности классно-урочной системы обучения Постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс) Постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс) Работа по годовому плану (переход из класса в класс) Работа по годовому плану (переход из класса в класс) Учебный процесс в виде последовательных взаимосвязанных частей (уроков) Учебный процесс в виде последовательных взаимосвязанных частей (уроков) Каждый урок посвящается одному предмету Каждый урок посвящается одному предмету Постоянное чередование уроков (расписание) Постоянное чередование уроков (расписание) Руководящая роль учителя (педагогическое управление) Руководящая роль учителя (педагогическое управление) Использование разных форм, методов и средств обучения (вариативность деятельности) Использование разных форм, методов и средств обучения (вариативность деятельности)

Особенности классно-урочной системы ПРЕИМУЩЕСТВА Строгая организационная структура (простота управления) Строгая организационная структура (простота управления) Экономичность (один учитель – много учеников) Экономичность (один учитель – много учеников) Предпосылки коллективности, взаимообучения, соревновательности, воспитания, развития Предпосылки коллективности, взаимообучения, соревновательности, воспитания, развитияНЕДОСТАТКИ Ориентация на среднего ученика Ориентация на среднего ученика «Скучно» сильным (опережение невозможно), не успевают слабые (оставляют на второй год) «Скучно» сильным (опережение невозможно), не успевают слабые (оставляют на второй год)

Модификации классно-урочной системы ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ: учитель – старшие ученики – младшие ученики (учитель – мониторы – учащиеся) – до 300 учеников, низкое качество ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Батавская (США) – время учителя делится на работу с классом и индивидуальную работу с учащимися Батавская (США) – время учителя делится на работу с классом и индивидуальную работу с учащимися Маннгеймская (Великобритания - Европа – США) – классы сильных, средних и слабых учеников, отбор через экзамены (тесты) – разные типы школ Маннгеймская (Великобритания - Европа – США) – классы сильных, средних и слабых учеников, отбор через экзамены (тесты) – разные типы школ и др.

Типы и виды уроков Тип урока определяется основной дидактической целью и дидактической структурой: ЦМ – НМ – ЗОП – К – (ОМ,ДЗ) ТИПЫ: ЦМ-НМ – урок изучения нового материала ЦМ-НМ – урок изучения нового материала ЗОП – урок закрепления и применения знаний ЗОП – урок закрепления и применения знаний ЗОП-НМ – урок систематизации и обобщения знаний ЗОП-НМ – урок систематизации и обобщения знаний К – урок контроля К – урок контроля (ЦМ-НМ-ЗОП-К в разных комбинациях) – комбинированный урок (ЦМ-НМ-ЗОП-К в разных комбинациях) – комбинированный урок ВИДЫ: лекция, киноурок, КВН, зачет и др.

Методическая структура урока – вид урока ЗОП – повторение изученного ранее ЗОП – повторение изученного ранее К – контроль усвоения пройденного материала К – контроль усвоения пройденного материала ЦМ – введение в новую тему ЦМ – введение в новую тему НМ – изучение нового материала НМ – изучение нового материала ЗОП – закрепление изученного на уроке ЗОП – закрепление изученного на уроке К – контроль усвоения материала урока К – контроль усвоения материала урока ДЗ – задавание урока на дом ДЗ – задавание урока на дом

Методическая структура урока – вид урока ЗОП – просмотр учебника и своих записей в тетради ЗОП – просмотр учебника и своих записей в тетради К – тест К – тест ЦМ – показ кинофрагмента ЦМ – показ кинофрагмента НМ – чтение учебника с обдумыванием ответов на вопросы учителя НМ – чтение учебника с обдумыванием ответов на вопросы учителя ЗОП – проговаривание ответов отдельными учениками с коррекцией их ответов учителем и учениками ЗОП – проговаривание ответов отдельными учениками с коррекцией их ответов учителем и учениками К – тест К – тест ДЗ – задавание урока на дом ДЗ – задавание урока на дом Урок самостоятельной работы с учебником

Психологическая структура урока ЗОП – просмотр учебника и своих записей в тетради ЗОП – просмотр учебника и своих записей в тетради К – тест К – тест ЦМ – показ кинофрагмента ЦМ – показ кинофрагмента НМ – чтение учебника с обдумыванием ответов на вопросы учителя НМ – чтение учебника с обдумыванием ответов на вопросы учителя ЗОП – проговаривание ответов отдельными учениками с коррекцией их ответов учителем и учениками ЗОП – проговаривание ответов отдельными учениками с коррекцией их ответов учителем и учениками К – тест К – тест ДЗ – задавание урока на дом ДЗ – задавание урока на дом Урок самостоятельной работы с учебником

ХОРОШИЙ УРОК Дидактическая структура не нарушает логики процесса обучения Дидактическая структура не нарушает логики процесса обучения Методическая структура соответствует дидактической Методическая структура соответствует дидактической Подавляющее большинство учеников работают вместе с педагогом Подавляющее большинство учеников работают вместе с педагогом

Посещение и анализ уроков Контроль результатов обучения – главная обязанность администрации – объективность, достоверность информации Завуч – около 300 уроков Завуч – около 300 уроков Директор – Директор – Каждый предмет в каждом классе не реже двух раз в год (рекомендация!)

Дифференциация педагогов Учителя с высокими результатами обучения – распространение опыта (рынок!) Учителя с высокими результатами обучения – распространение опыта (рынок!) Учителя со средними показателями – работа в МО Учителя со средними показателями – работа в МО Учителя с низкими показателями: Учителя с низкими показателями: «Дальше школы не пошлют, меньше класса не дадут» - увольнение, если возможна замена «Дальше школы не пошлют, меньше класса не дадут» - увольнение, если возможна замена Старающиеся – помощь по их просьбе (совместное планирование урока и затем его обсуждение) Старающиеся – помощь по их просьбе (совместное планирование урока и затем его обсуждение) Показатели неформальные!!!

Хороший учитель Оптимальные результаты обучения (наилучшие в данных условиях, достигнутые без перегрузки учеников и учителя) Оптимальные результаты обучения (наилучшие в данных условиях, достигнутые без перегрузки учеников и учителя) Бесконфликтность по отношению к участникам образовательного процесса Бесконфликтность по отношению к участникам образовательного процесса

Анализ урока. Цель: взять лучшее, не повторять ошибки Оптимальность постановки задач (обучения, воспитания, развития) – оценка урока по их достижению Оптимальность постановки задач (обучения, воспитания, развития) – оценка урока по их достижению Оптимальность отбора содержания учебного материала Оптимальность отбора содержания учебного материала Выбор типа, вида, структуры урока Выбор типа, вида, структуры урока Выбор методов, форм, средств обучения на каждом этапе урока Выбор методов, форм, средств обучения на каждом этапе урока Реализация принципов обучения Реализация принципов обучения Выполнение плана урока Выполнение плана урока Домашнее задание Домашнее задание Дополнительно: выделение главного, межпредметные связи, дифференциация, объективность оценок и пр. (аспектный анализ) Дополнительно: выделение главного, межпредметные связи, дифференциация, объективность оценок и пр. (аспектный анализ)

Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап проектирования: 1) ставить общественно и личностно значимые цели обучения; 2) выбирать, корректировать и составлять программу на основе Государственных образовательных стандартов с учетом особенностей и интересов учеников (в том числе разноуровневые программы, предусматривающие отдельные занятия для отстающих в учении школьников и углубленное изучение предмета заинтересованными учениками); 3) осуществлять тематическое и поурочное планирование с учетом крупноблочного преподавания и преимущественно дедуктивной логики изучения учебного материала.

Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап реализации: 4) осуществлять мотивацию учения школьников 5) ориентироваться на три информационных канала восприятия - слуховой, зрительный, двигательно-моторный; 6) четко выделять главное, основное в содержании учебного материала в соответствии с планируемым уровнем обучения (узнавание, воспроизведение, применение по образцу или алгоритму, творческое применение знаний); 7) составлять и использовать опорные схемы, "сигналы", таблицы, отражающие логику учебного материала, акцентирующие внимание учащихся на основном содержании; 8) периодически использовать учебник в качестве источника информации; 9) использовать проблемные методы обучения; 10) разрабатывать дифференцированные задания для учащихся с учетом их подготовленности и индивидуальных особенностей восприятия, памяти, мышления;

Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап реализации: 11) организовывать групповую работу; 12) разрабатывать и применять дидактические игры; 13) давать домашнее задание с элементами творческой работы, дифференцированное с учетом подготовки и индивидуальных особенностей и интересов учащихся, с возможностью выбора учащимися заданий; 14) добиваться выполнения домашнего задания учащимися, усвоения содержания домашнего учебного материала всеми школьниками; 15) доводить до каждого ученика требования к знаниям и умениям и их оценке; 16) разрабатывать разноуровневые контрольные работы, позволяющие поэлементно оценить знания и умения школьников; 17) осуществлять контроль знаний с позиций системности и объективности.

Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап анализа: 18) оценивать результаты работы учителя; 19) выявлять причины достижений и неудач в учебном процессе. Бесконфликтность: 20) определять и учитывать психологические особенности учащихся в процессе обучения; 21) предвидеть реакцию учеников на действия учителя; 22) осуществлять бесконфликтное общение.