Асимметрия головного мозга и межполушарное взаимодействие. Исследовательская работа Выполнила: Учащаяся 9 класса школы 50 Королева Наталья Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Асимметрия больших полушарий мозга и особенности развития способностей детей различающихся по латеральному профилю Исследовательская работа.
Advertisements

Выполнила: учащаяся 10 класса МОУ СОШ 42 Иванова Анна Викторовна Научный руководитель: учитель биологии Савелова Наталья Геннадьевна.
Приемы педагогической кинезиологии как средство здоровьесбережения младших школьников Методика « Гимнастика мозга» Из опыта работы педагогов МОУ «Начальная.
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
«Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста методом кинезиологиии»» Определения,
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Взаимосвязь асимметрии полушарий головного мозга с развитием творческих способностей у учащихся Выполнила: Ищенко Екатерина Александровна 10 1 класс МОУ.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад 82 г. Томска.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие умственных способностей и физического здоровья на уроках в начальной школе. Иванина Валентина Викторовна учитель.
КИНЕЗИОЛОГИЯКИНЕЗИОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень Мишель де Монтень.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Новокузнецкий филиал Тема: Несформированность зрительного восприятия как одна причин школьной неуспеваемости у младших.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Готовим ребёнка к школе.. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко.
«Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению». «Обучая левое полушарие, вы обучаете только.
Сизова Ирина Владимировна Педагог - психолог Квалификационная категория – высшая Стаж работы 20 лет ГБОУ начальная школа – детский сад 696.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ Мастер – класс для родителей МДОБУ «Детский сад» 14 «Светлячок» Учитель-логопед: КоньшинаТ.Н.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Транксрипт:

Асимметрия головного мозга и межполушарное взаимодействие. Исследовательская работа Выполнила: Учащаяся 9 класса школы 50 Королева Наталья Руководитель: Педагог – психолог, учитель информатики Волкова Светлана Генриховна

Цель исследования: Выявить, существуют ли особенности развития детей различающихся по латеральному профилю, т. е. в зависимости от доминирующего полушария, определить профиль функциональной асимметрии учащихся 9-го класса Задачи исследования: Рассмотреть понятие и виды межполушарной ассиметрии; Изучить методики определения асимметрии Определить преимущественное доминирование правого или левого полушария головного мозга (т.е., определить ведущую руку, ногу, глаз, ухо); (моторной асимметрии) у учащихся 9-го класса Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека и дать рекомендации учащимся 9-го классов Познакомить учащихся с результатами исследования и со способами развития межполушарного взаимодействия Методы исследования: 1. Изучение методической литературы по проблеме исследования. 2. Анкетирование и тестирование учащихся. 3. анализ, сравнение.

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер 1.Функциональная асимметрия головного мозга

Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека. Под моторной (двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела. Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции. Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий. Созревание правого полушария происходит более быстрыми темпами. Толчком к созреванию левого полушария считается появление у ребёнка осознания себя (в 2 года) К 6 годам у мальчиков левое полушарие может быть более активным, чем у девочек. У девочек только к 13 годам определяется доминирование одного из полушарий. Праворукий, но левоглазый ребёнок запаздывает в развитии на начальных этапах,так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Праворукий, но левоглазый ребёнок запаздывает в развитии на начальных этапах,так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. В дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.

Определение моторной асимметрии Определение ведущей руки: Определение ведущей ноги: а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая); б) сделать шаг с места (ведущая нога первая); в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая); Определение ведущего глаза: а) моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз); б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу? в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону. Определение ведущего уха: а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? в) каким ухом оборачиваетесь при оклике? г) представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?

По доминированию полушария,по итогам опроса, учащиеся распределились следующим образом Таблица 1. ВсегоЛево- рукие Право- рукие Амбидек стры %5,6%77,7%16,7% В таблице 2 представлено процентное соотношение типов латерализации после проведения проб. Таблица 2. Приняли участие Левору- кие Право- рукие Амбидек стры %5,6%33,4%61% 32%-праворукие 28%-смешаный тип, преимущественно правая рука ведущая 6%- смешанный тип, обе руки активны 28%-смешанный тип, низкая степень праворукости 6%- леворукие

Выводы: У учащихся 9 класса преобладает преимущественно левополушарный и смешанный тип ассиметрии. В работе собран большой материал, который поможет учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «менее активное» полушарие. Эта работа помогла мне осознать, что если научиться определять функциональную асимметрию у учащихся, то эта методика может быть использована педагогами, школьными психологами, социальными педагогами, как диагностика при формировании профильных классов и вспомогательный материал при выборе методов и приёмов обучения учащихся. Развитие межполушарного взаимодействия Упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, графических навыков и пространственной ориентации. Упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания и памяти. Дыхательно-координационные упражнения. Упражнения для профилактики нарушения зрения. Упражнения, формирующие мыслительные операции. Зеркальное рисование, Двойные рисунки. Рисунок лежачей восьмерки.

МЫСЛЬ О ПЕРЕКРЕСТКЕ ("X") сообщает мозгу о желании использовать в работе движение обеих половин тела одновременно. Перекрестье «X» по своему физиологическому действию похоже на упражнение «Ленивые восьмерки». Оно активизирует левое и правое полушария мозга для одновременного совершения движения и расслаб­ ления тела, а также организует работу обоих глаз Улучшаются следующие навыки: организованность в работе по математике и письму, повышается концентрация внимания; координация движений в повседневной жизни и спорте; развивается умение планировать и выделять главное в работе. «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.

Ресурсы 1.Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», Бабаев Ю. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, – с Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. /М. В. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. Фарбер // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. – Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, – с. 477– Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», Гаврилов И. Ростки проблем, ростки чудес // Школьный психолог, «Левша». – – 7. – с Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997Доброхотова Т. А. Левши / Т. А. 6. Доброхотова, Н. Н. Брагина – М.: Книга, – 231 с. 7.Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, – 240 с. 8.Дубровина М. Ю. И др. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная).Антропологические подходы в современном образовании. Новокузнецк, Ефимова И.В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. – СПб.: КАРО, Молодых Е. С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц подросткового и юношеского возраста. Автореф. дис… канд. биол. наук. – Томск, – 89 с. 11.Реан А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: «Питер», – с Савенков А. Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия, – с Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, – 95 с. 14.Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Москва – «Мир», Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г 17.Сайт : webpolyglot.ru. Спасибо за внимание