Ведущие тенденции литературы критического реализма начала ХХ в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Advertisements

Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель. Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе,
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
«БОЛЬНАЯ СОВЕСТЬ ВЕКА…» Исследовательский проект, посвященный творчеству Всеволода Михайловича Гаршина.
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
ЦЕЛИ УРОКА: Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова. Охарактеризовать нравственную проблематику.
Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Реализм Презентацию подготовил: Ученик 9 Ш класса Кузьмин Даниил Учитель: Борисова Елена Алексеевна.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Транксрипт:

Ведущие тенденции литературы критического реализма начала ХХ в

План Основные тенденции творчества В.В. Вересаева.Основные тенденции творчества В.В. Вересаева. Ведущие мотивы и специфика творчества А.С. СерафимовичаВедущие мотивы и специфика творчества А.С. Серафимовича

Литература 1. Акимов В.М. сто лет русской литературы от серебряного века до наших дней. С.-П., Басинский П. Федякин С. Русская литература конца XIX-XX в. И первой эмиграции. М., Изучение поэзии «серебряного века в целом». М., Карсалова Е. В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии. М., Пинаев С.М. над бездонным провалом в вечность. Русская поэзия серебряного века. М., Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века, М., Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., Русская литература серебряного века Под ред. В.В.Агеносова. М., Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс серебряный век русской поэзии. Под ред. Максидоновой: В 2 ч., 1999 чI Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Розанов, северянин чII Ахматова, Пастернак, Цветаева

В.В. Вересаева. ( )

В.В. Вересаев был одним из демократических писателей-реалистов рубежа XIX-XXвв. В своих произведениях изображал интеллигенцию в ее отношении к народу и революции, занимался художественным исследованием ее психологии, быта, жизни.

Литературная биография Вересаева открывалась стихами, которые он начал писать в возрасте лет. К счастью, он скоро понял, что у него нет дара поэта и перестал сочинять стихи. Проблема интеллигенции ставится им в рассказах «Загадка» (1887), и «Товарищи» (1892).

Первым произведением, с которым вошел в большую литературу В.В.Вересаев его повесть «Без дороги» (1894). Написанная в форме дневника, повесть прозвучала как жестокая и смело сказанная правда о народнической интеллигенции, переживающей трагедию крушения тех идеалов, которые еще вчера казались ей безупречно правильными. Рассказ ведется от имени Дмитрия Чеканова – молодого врача, разделявшего когда-то народнические иллюзии, затем разочаровавшегося, но не отказавшегося от идеи служения народу.

Все сложные вопросы, поставленные Вересаевым в повести «Без дороги», решаются в рассказе «Поветрие» (1897), являющемся эпилогом к предыдущему произведению, где Наташа Чекалова и студент Даев нашли свой путь, став марксистами. Повестью «Без дороги» Вересаев утвердился в русской литературе как писатель большой социальной темы, общественно значимой проблематики.

Крестьянские рассказы Вересаева («Лизар», «К спеху», «В путах», «В сухом тумане», «Ванька», «Об одном доме» и др. ) написаны в лучших традициях русской очерково-публицистической прозы. Воссоздание человеческих характеров с позиции демократически настроенного интеллигента получает здесь свое дальнейшее развитие.

С наибольшей выразительностью все особенности творчества В.В. Вересаева проявились в «Записках врача» (1901) – произведении, над которым Вересаев работал с 1892 по 1900 гг. Они представляют интерес и для современного читателя, в частности тем, что там поставлены многие проблемы врачебной этики и что писатель оценивает своего герои не с узко- профессиональной, а с общественно- эстетической, общечеловеческой точки зрения.

А.С. Серафимович ( )

Он видел свой долг писателя в том, чтобы целенаправленно и самоотверженно служить делу освобождения народа от социального рабства, эксплуатации и угнетения. В своих произведениях дооктябрьского периода Серафимович писал о людях труда, порабощенных экономически и духовно (рассказы «На льдине», «На плотах», «Стрелочник», «Машинист», «Маленький шахтер», «Маленький парикмахер», «На реке» и др.)

Одной из ведущих тем творчества Серафимовича с 1907 г. становится тема – деревни. В повестях «Две ночи», «Сухое море», «Фетисов курень» ( ) запечатлены черты непокорности, присущие трудовому крестьянству, очерчены бунтарские натуры мужиков; в особенности выразительны характера деревенских женщин с их страстными устремлениями и порывами к новой, вольной жизни.

Особо следует отметить повесть «Пески» (1908). Повесть раскрывает губительность власти денег над людскими душами, выявляет философскую мысль о великом зле и разрушительной силе собственных инстинктов, которые уродуют нравственный мир человека и ведут к распаду семейных отношений..

Целям наиболее полного воплощения поэтической идеи служат используемые писателем средства художественной условности, в частности, реалистической символики. Образ старой мельницы, замшелой, полуразрушенной, с лениво работающими колесами, как и образ желтых сыпучих песков, неумолимо надвигающихся на зеленый лес и губящих все живое в природе, символизируют враждебные человеку силы зла.

В романе «Город в степи» Серафимович, по его собственному признанию, задался целью «художественно показать образование и рост буржуазии одновременно с ростом рабочего класса, обнажая при этом всю беспощадность давления капитала на рабочую жизнь».

Действие первого романа Серафимовича «Город в степи» (1912) связана с бурным ростом капитализма в 90-е годы, с судьбами тех, кто был самым непосредственным образом вовлечен в процесс капитализации в России, - предпринимателей, рабочих, технической интеллигенции. Город только что возник, но жизнь в нем формируется по общим законам капиталистического развития.

Давая высокую оценку романа, А.В. Луначарский писал: «Перед нами громадный организм города, возникшего около железной дороги по - американски растущего, так, что меняется не только его облик, но и характер его жителей и их взаимоотношений. Процесс капиталистического набухания города, процесс расслоения его на классы показан на десятках людей, из которых каждый представляет собой замечательную тень.»

Пафос романа «Город в степи» - в утверждении неизбежности революции и интересе к нравственной проблематике. Это, с одной стороны, как бы осмысление недавнего революционного опыта, изображение пути к революции 1905 г., а с другой – устремленность в будущее. Все сложные личные и социальные конфликты несут в романе отсвет нарастающего рабочего движения.

В течение своей долгой жизни (он прожил 86 лет) Серафимович шагал с эпохой, и в своем творчестве отразил наиболее важное и значительное из того, чему сам «свидетелем жизни был».