Закон Биогенетический. - в психологии - перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прямоугольный треугольник.. Треугольник, у которого один угол равен 90º, называется прямоугольным треугольником. С С вввв оооо йййй сссс тттт вввв аааа.
Advertisements

Соотношение между онто- и филогенезом Биогенетический закон.
Прямоугольный треугольник.. Треугольник, у которого один угол равен 90º, называется прямоугольным треугольником.
Давно люблю я школьные звонки… А впрочем, и не может быть иначе, С них начинается живая вязь строки И первые раздумья над задачей. В детстве для многих.
РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ Ларичева Светлана Леонидовна, учитель математики МОУ СОШ 129.
Творческое объединение «Волшебная палитра» Руководитель педагог I –ой категории Макашкина Алина Михайловна.
26 сентября Европейский день языков. Европейский день языков был провозглашён СССС оооо вввв ееее тттт оооо мммм Е Е Е Е вввв рррр оооо пппп ыыыы (и поддержан.
Подготовили проект учащиеся 1 а класса Руководитель: Бондаренко Н.А.
Компьютерные презентации Использование анимации и звука в презентации.
ПППП аааа рррр аааа лллл лллл ееее лллл оооо гггг рррр аааа мммм мммм ПППП рррр яяяя мммм оооо уууу гггг оооо лллл ьььь нннн ииии кккк КККК вввв аааа.
Построение графиков функций и поверхностей. MathCad. Тема 2.
Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
Построение и редактирование геометрических объектов КОМПАС-3D. Тема 2.
УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА Автор Орёл Артём. Содержание: ОООО бббб щщщщ ееее ееее о о о о пппп рррр ееее дддд ееее лллл ееее нннн ииии ееее п п п п ееее рррр.
Андреева Елена Владимировна Преподаватель начальных классов классов МОУ СОШ 5 г. Лесосибирска.
Информационные технологии Курс практич. занятий и лабораторных работ. Преподаватель: Михаил Брониславович Масюкевич 4 44 часа (3-й курс, II семестр).
Единое информационное пространство образовательного учреждения. Задачи и информационные ресурсы.
Условные обозначения и правила снятия мерок для построения чертежей швейных изделий. (конструирование)
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2008 в картинках.
АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ: Качин Иван, 3 класс г. Рыбинск.
Транксрипт:

Закон Биогенетический

- в психологии - перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем (закон Мюллера-Геккеля). Теоретическая модель, согласно коей в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение (рекапитуляция) признаков, свойственных их биологическим предкам. переносразвитиезакон Мюллера-Геккелямодельповторениерекапитуляцияпереносразвитиезакон Мюллера-Геккелямодельповторениерекапитуляция

Утверждает, что о о о о о нннн тттт оооо гггг ееее нннн ееее зззз есть краткое и быстрое повторение фффф ииии лллл оооо гггг ееее нннн ееее зззз аааа, что в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и ээээ тттт аааа пппп ыыыы культурно-исторического развития человечества. Эта модель была распространена на развитие психики ч ч ч ч ч ееее лллл оооо вввв ееее кккк аааа. Соответственно ей, развитие психики и и и и и нннн дддд ииии вввв ииии дддд аааа в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот п п п п п рррр оооо цццц ееее сссс сссс очень мало может повлиять в в в в в оооо сссс пппп ииии тттт аааа нннн ииии ееее и о о о о о бббб уууу чччч ееее нннн ииии ееееребенка.

С позиций материализма, отсюда вытекает признание предопределенности хода психического развития ребенка, игнорирование конкретно-исторического х х х х х аааа рррр аааа кккк тттт ееее рррр аааа этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с внешним миром - прежде всего со взрослыми, от характера и содержания его собственной деятельности (-> пппп сссс ииии хххх оооо лллл оооо гггг ииии яяяя в в в в оооо зззз рррр аааа сссс тттт нннн аааа яяяя). Опираясь на этот зззз аааа кккк оооо нннн з з з з з аааа кккк оооо нннн б б б б ииии оооо гггг ееее нннн ееее тттт ииии чччч ееее сссс кккк ииии йййй, З. Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, и распространил выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.

Биогенетический закон, закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи ( оооо нннн тттт оооо гггг ееее нннн ееее зззз) является коротким и быстрым п п п п п оооо вввв тттт оооо рррр ееее нннн ииии ееее мммм( рррр ееее кккк аааа пппп ииии тттт уууу лллл яяяя цццц ииии ееее йййй) важнейших этапов эволюции вида ( фффф ииии лллл оооо гггг ееее нннн ееее зззз аааа). Факты, свидетельствующие о рррр ееее кккк аааа пппп ииии тттт уууу лллл яяяя цццц ииии ииии (например, зззз аааа кккк лллл аааа дддд кккк аааа у зародышей наземных пппп оооо зззз вввв оооо нннн оооо чччч нннн ыыыы хххх жаберных щелей), были известны ещё до появления эволюционного учения Ч. Дарвина.

Однако лишь Дарвин дал (1859) этим фактам последовательное естественно-историческое объяснение, установив, что стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундаментальную закономерность эволюции органического мира. Теория естественного отбора позволила Дарвину объяснить противоречивое сочетание целесообразности строения организмов с рекапитуляцией признаков далёких предков. Немецкий эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Однако лишь Дарвин дал (1859) этим фактам последовательное естественно-историческое объяснение, установив, что стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундаментальную закономерность эволюции органического мира. Теория естественного отбора позволила Дарвину объяснить противоречивое сочетание целесообразности строения организмов с рекапитуляцией признаков далёких предков. Немецкий эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных.естественного отбора противоречивоесочетание целесообразности организмоврекапитуляциейФ. Мюллерпринципракообразныхестественного отбора противоречивоесочетание целесообразности организмоврекапитуляциейФ. Мюллерпринципракообразных

Двумя годами позже Геккель придал принципу рекапитуляции форму Биогенетический закон, схематизировав при этом дарвиновские представления. Биогенетический закон сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюционные исследования в эмбриологии, сравнительной анатомии и палеонтологии. Двумя годами позже Геккель придал принципу рекапитуляции форму Биогенетический закон, схематизировав при этом дарвиновские представления. Биогенетический закон сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюционные исследования в эмбриологии, сравнительной анатомии и палеонтологии.представлениябиологииэмбриологиианатомии палеонтологиипредставлениябиологииэмбриологиианатомии палеонтологии

Вокруг Биогенетический закон развернулась продолжительная и острая дискуссия. Противники Биогенетический закон пытались истолковать Биогенетический закон в духе механицизма, витализма или безоговорочно его отвергали. Отстаивая Биогенетический закон, дарвинисты стремились углубить его содержание и освободить от схематичности. Они критиковали представления Геккеля, ошибочно разделявшего явления эмбрионального развития на 2 неравноценные группы: палингенезы, отражающие историю вида, и ценогенезы, возникшие в качестве приспособления зародышей к условиям среды и затемняющие, «фальсифицирующие», палингенезы. Вокруг Биогенетический закон развернулась продолжительная и острая дискуссия. Противники Биогенетический закон пытались истолковать Биогенетический закон в духе механицизма, витализма или безоговорочно его отвергали. Отстаивая Биогенетический закон, дарвинисты стремились углубить его содержание и освободить от схематичности. Они критиковали представления Геккеля, ошибочно разделявшего явления эмбрионального развития на 2 неравноценные группы: палингенезы, отражающие историю вида, и ценогенезы, возникшие в качестве приспособления зародышей к условиям среды и затемняющие, «фальсифицирующие», палингенезы.дискуссиямеханицизмавитализма представленияпалингенезы ценогенезыкачествепалингенезыдискуссиямеханицизмавитализма представленияпалингенезы ценогенезыкачествепалингенезы

Несостоятельным оказалось и первоначальное представление Геккеля о прямом порядке воспроизведения в развитии особи этапов истории вида. Было показано (в т. ч. и самим Геккелем), что гетерохронии,гетеротопии, эмбриональные приспособления, редукция и другие процессы глубоко изменяют течение онтогенеза, исключая возможность прямой рекапитуляции признаков предков. Новое освещение Биогенетический закон получил в теории филэмбриогенеза русского биолога А. Н. Северцова. Несостоятельным оказалось и первоначальное представление Геккеля о прямом порядке воспроизведения в развитии особи этапов истории вида. Было показано (в т. ч. и самим Геккелем), что гетерохронии,гетеротопии, эмбриональные приспособления, редукция и другие процессы глубоко изменяют течение онтогенеза, исключая возможность прямой рекапитуляции признаков предков. Новое освещение Биогенетический закон получил в теории филэмбриогенеза русского биолога А. Н. Северцова.представление гетерохрониигетеротопии редукцияонтогенеза рекапитуляцииосвещение филэмбриогенезапредставление гетерохрониигетеротопии редукцияонтогенеза рекапитуляцииосвещение филэмбриогенеза

Явление рекапитуляции Северцов рассматривает под углом зрения закономерностей эволюции онтогенеза. Биогенетический закон расценивается им как следствие эволюции, осуществляющейся путём надставки (анаболии) конечных стадий онтогенеза; ценогенезы же являются закономерным путём эволюции вида и имеют палингенетическую природу. Вопреки мнению, будто Биогенетический закон неприложим к растениям, ряд ботаников приводил примеры рекапитуляции у растений. Явление рекапитуляции Северцов рассматривает под углом зрения закономерностей эволюции онтогенеза. Биогенетический закон расценивается им как следствие эволюции, осуществляющейся путём надставки (анаболии) конечных стадий онтогенеза; ценогенезы же являются закономерным путём эволюции вида и имеют палингенетическую природу. Вопреки мнению, будто Биогенетический закон неприложим к растениям, ряд ботаников приводил примеры рекапитуляции у растений.рекапитуляции онтогенезаанаболиионтогенезаценогенезырастениямботаниковрекапитуляции онтогенезаанаболиионтогенезаценогенезырастениямботаниковрекапитуляции

Обстоятельный анализ Биогенетический закон с ботанической точки зрения был проведён советским учёным Б. М. Козо-Полянским (1937); им предложена формулировка закона рекапитуляции с учётом своеобразия онтогенеза и индивидуальности растений. Дальнейший прогресс представлений о рекапитуляции, подтвердивший ограниченность геккелевской трактовки Биогенетический закон, связан с успехами эволюционной морфологии, экспериментальной эмбриологии и генетики, которые обобщены в учении И. И. Шмальгаузена об организме как целом в индивидуальном и историческом развитии. Обстоятельный анализ Биогенетический закон с ботанической точки зрения был проведён советским учёным Б. М. Козо-Полянским (1937); им предложена формулировка закона рекапитуляции с учётом своеобразия онтогенеза и индивидуальности растений. Дальнейший прогресс представлений о рекапитуляции, подтвердивший ограниченность геккелевской трактовки Биогенетический закон, связан с успехами эволюционной морфологии, экспериментальной эмбриологии и генетики, которые обобщены в учении И. И. Шмальгаузена об организме как целом в индивидуальном и историческом развитии.индивидуальностипрогресс представленийморфологииэмбриологии генетикиорганизмеиндивидуальностипрогресс представленийморфологииэмбриологии генетикиорганизме