Проект BRIDGE: предварительные результаты внешней оценки Е.А.Ленская
Цели проекта To increase collaborative effort between Russian and UK universities by means of joint programme development leading to dual degrees or other mutually recognised academic qualifications To develop a model of university partnership brokering and dual degree development that will be replicable across other countries To extend the reach and availability of UK awards to Russian students To develop a community of innovators in Russia and the UK To facilitate a change in Russian higher education leading to a more outcomes- based, learner-centres, interactive and accountable system To provide learning points for UK and Russian higher education management To progress change in Russias systems as they follow the Bologna process.
Количественные результаты Создано 58 партнерств, из которых 44 программ двойных дипломов, а 14 исследовательских партнерств Половина разработанных курсов валидирована в России и Великобритании, 7 – только в Великобритании, 3 только в России (данные на декабрь 2009) Но по сведениям британских вузов валидировано еще больше курсов
Количественные результаты Более половины курсов уже преподаются по крайней мере год, 3 запущены в 2009, 4 планируются к запуску в 2010 и только 3 не состоятся вообще Три четверти британских вузов говорят о том, что партнерство продолжается, 13% надеются вскоре его возродить и только 11% более с российскими вузами сотрудничать не планируют По результатам 14 исследовательских проектов опубликовано 53 совместных работы и планируются еще несколько Есть совместные изобретения и запущенные в производство разработки В программах проекта участвуют около 800 студентов
Качественные результаты Некоторые вузы позаимствовали британскую модель оценки качества и способ реализации программ Большинство отмечает профессиональный рост своего штата Студенты очень довольны программами, особенно интерактивным стилем преподавания, практикоориентированностью, диалогом с тьюторами, прозрачностью систем оценки и большей независимостью обучаемого Им хотелось бы большего участия британских преподавателей Ценят не столько сертификат, сколько полученные умения
Проблемы Слабое владение навыками маркетинга в российских вузах, отсутствие диалога с работодателями Недобор студентов при высокой плате за обучения- часть курсов британские партнеры сочли нерентабельными и они были отвергнуты Иногда российские партнеры полагали, что британцами движет желание сиюминутной прибыли, а не стремление к долгосрочному партнерству Недостаток интереса со стороны Правительства был огорчителен, но партнерству не препятствовал
Основные достижения с точки зрения россиян Программа обогатила вузы всей России, а не только Москвы и Петербурга Партнерство было равным и курсы разрабатывались с учетом российских нужд Проект стал катализатором изменений в области оценки качества высшего образования в России С помощью привлеченных средств удалось запустить курсы, но главное- вузы получили доступ к новому опыту
Основные выводы BRIDGE выполнил все поставленные перед ним задачи Во многом успех достигнут благодаря слаженной работе группы экспертов Решение о том, чтобы деньгами распоряжался британский партнер было неудачным, хотя и вынужденным Небольшие вложения дали очень существенные результаты Они были выше там, где британский партнер был настроен не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочное партнерство Сообществу BRIDGE нужна поддержка, без нее сообществу трудно поддерживать развитие новых партнерств Рекомендуется создать программу, которая бы являлась наследницей и надстраивалась над результатами BRIDGE