Изучение творчества Бориса Екимова в школе Проект для 9-11-х классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: «Эхо прошедшей войны …» (По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)
Advertisements

Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА БУНИНА (1870–1953)
Урок внеклассного чтения Борис Екимов «Ночь исцеления»
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловской сош», 2010.
"Живая душа" Бориса Екимова. Презентация.
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
O Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую короткую, - имеется.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ С КЛАССОМ Маркина Г.Н., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9В класса МОУ СОШ 4 г.Волжска.
САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ НА РУКАХ!
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
«… не бывает совсем не пострадавших от войны…» Урок литературы по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Транксрипт:

Изучение творчества Бориса Екимова в школе Проект для 9-11-х классов

Результаты вашего проекта Создайте модели уроков «Борис Екимов – признанный мастер русской прозы» Предположите, что окажется самым важным для создания этих моделей? Проверьте свои предположения: -Какова взаимосвязь жизненного и творческого пути писателя? -Какая тема является «сквозной» в его творчестве и почему? -В чем своеобразие художественного мира Бориса Екимова? -Как решается в его творчестве проблема традиций и новаторства?

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка, вскоре его Семья переехала в Казахстан, а с 1945 г. писатель поселился в г. Калач-на-Дону Волгоградской области. О своем жизненном и творческом пути он говорит так: «Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного. Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения ( читать я научился в 4 года).

КорКор -Каковы этапы творческой биографии писателя? - После школы – Сталинградский механический Институт. Завод, служба в армии. В Подмосковье, где занимался в литературном кружке. Снова завод. Электромонтер. -60-е годы. Первые литературные опыты: зарисовки природы, характеров, ситуаций, какие- то мысли, цитаты… 1965 год. Первый рассказ в журнале «Молодая гвардия» гг. – «Звезда», «Наш современник».Рассказы «Казенный человек», «Офицерша». В издательстве «Современник» вышла небольшая книжка «Девушка в красном пальто». Окончил Высшие литературные курсы при литературном институте, в настоящее время выпущено более двадцати его книг. Борис Петрович Екимов – лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат премии имени И.А.Бунина, является лучшим мастером русского рассказа. Его творчество поставлено в один ряд с прозой М.А.Шолохова, А.И.Солженицына, В.М.Шукшина. -Подумайте, чем вызван постоянный интерес писателя к судьбам пожилых людей, деревенских стариков и старух? Проанализируйте рассказы «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…».

Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки в рассказе «Ночь исцеления»? Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Жалел мальчик и того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали. Обращаем внимание на слова повествователя «…Воспоминание резануло по сердцу»; «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…»; «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло…» Почему автор так часто использует слово «сердце»? В душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое» сердце. В нем зародились и милосердие, и сострадание. «Ночь исцеления» – так называется рассказ. О чьем исцелении рассказывает писатель? О бабушкином! Она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, что не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Б.Екимов рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад в военное время и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас стала для него важнее. Природа словно бы радуется этому выздоровлению, исцелению героев: «Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белый снег посверкивал живыми искрами…». Теперь нет темных красок, страшное исчезло.

Какие ценности и смыслы заключены в самих названиях произведений писателя? У своих. Рассказы. Волгоград. Ниж.- Волжск. кн. из-во, Короткое время бородатых. Повесть (студенческие строительные отряды). Волгоград, Последняя хата. Рассказы. – М., Современник, Елка для матери. Рассказы.- М., Советская Россия, За теплым хлебом. Рассказы. М., Современник, Холюшино подворье.- М., Ночь исцеления. Рассказы, повесть.- М., Советский писатель, Родительский дом. Роман. – М., Современник, Рассказы. Частное расседование. Повесть. – М., Художественная литература Пиночет: повести и рассказы. – М., Вагриус, Предполагаем жить. Повесть. -/Новый мир. – – 5-6. Старый да малый, житейские истории. - / Новый мир. – Рассказ «Папин сын».

В рассказах Бориса Екимова перед читателями предстают в единстве мир природы и мир человеческой души. -Докажите это на материале его произведений. -Запоминаются яркие названия миниатюр писателя: «Собирание зверобоя и душицы», «За шиповником», «Цветение садов», «Арбузный мед», «У родника». -Борис Екимов описывает отдельные, незначительные, на первый взгляд, события, из которых, словно из кусочков мозаики, складываются картины жизни. -О чем повествует автор в рассказе «Декабрь»? В экспозиции даны короткие, мимолетные зарисовки из жизни природы: «Солнце какой уж день не видно. Где-то встает оно за сизой зимней, осенней невидью. Хмурый день просыпается долго, до самого полудня, и скоро гаснет. Ранние сумерки торопят ночь… Впереди долгий зимний вечер». -Почему вдруг меняются краски, интонация рассказа и настроение повествователя? -Автор описывает, как, открыв дверцу кухонного шкафа, он почувствовал запах трав: «…в лицо пахнет пряный острый дух чебреца, холодок мяты, зверобой, сладость сушеных яблок и абрикосов, шиповник…С этими травами особенно вкусен чай. Лето красное, лето зеленое греет декабрьский ненастный вечер. Сразу вспомнил, как собирал эти

травы: чебрец, зверобой, душицу». Не случайно Борис Екимов стал лауреатом литературной премии имени И.А.Бунина. -Подумайте, что сближает творчество этих писателей? Проверьте свои предположения. -Мотив воспоминаний о добром, прекрасном, вечном, о том, что «сердцу мило». В рассказе «Декабрь» несколько раз повторяется глагол «вспоминается»: без памяти о светлых мгновениях жизнь человеческая мрачна, безотрадна, бессмысленна. И у Бунина в рассказе «Антоновские яблоки» постоянно звучит слово «память»: «Вспоминается мне ранняя погожая осень…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад». И у Бунина, и у Екимова человек и природа неразрывно связаны между собой, жизнь природы помогает глубже понять судьбы человека и мира. Творчество обоих писателей объединяет философский подтекст: «…Жизнь не стоит на месте, - старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но тем и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении». (И.А.Бунин. Жизнь и творчество). Борис Екимов продолжает бунинские традиции и раскрывает внутренний мир человека через многообразные проявления мира природы. В его рассказе «Цветение садов» слиты воедино мир природы и мир человеческой души: «Вместе с вишней цветет у забора пахучая смородина. Желтый цвет ее сладок до приторного. Недаром так любят её тяжелые шмели. Теплым днем с утра до ночи гудят над ней, пьют нектар, пригибая тонкие ветки. Эту сладость чует язык, когда осторожно возьмешь зубами пахучий цветок смородины…Сладко»… «На цветущую грушу гляжу я с каким-то благоговением. Для меня это храм живой – огромная, в белом цветении груша». Писателю удалось запечатлеть смену весенних картин природы, подчеркнуть их неповторимость: «Что же будет дальше? Будем жить… ожидая пору созревания…Будем ждать».

Но жизнь не стоит на месте, и многое в ней безвозвратно уходит. Об этом говорится в рассказе «Арбузный мед». -Почему Борис Екимов называет «время арбузов» «дорогой для сердца порой», «вековечной сладостью для старых и малых»? -Тепло и душевно повествует автор об арбузе, который всем по вкусу: и человеку, и зверю, и птице, о «сладости на весь год – меде арбузном, с которым вкусны и блины, и медовые булочки». Почему вдруг меняется интонация повествования? -Автор с грустью отмечает, что «все это в прошлом – утерян секрет приготовления арбузного меда. Его еще помнят старые люди. С горечью звучат слова писателя: «А завтра. Может быть, и спросить будет некого». Рассказ завершается авторской надеждой, что, пока жив арбуз, может быть, «угостят нас не только пиццей и гамбургером, но и мягкими казачьими пышками да пряниками на арбузном меду. А с собой, в запас, увезем глиняный обливной кувшин ли, горшочек ли с золотистым арбузным медом. Чтобы в зимнюю пору открыть его и почуять дух арбузный, вспомнить лето. Жаркую донскую степь». Сходная интонация звучит в рассказе «У родника». Писатель поведал о том, что исчезают родники, которые поили в жаркий день путника и крестьянина: «Она ведь сладкая – родниковая живая вода. Она – словно воздух и земля, словно солнце и небо, она – словно жизнь, дарованная каждому от рождения до смерти. Вода – это жизнь. Иссякнеи родник, и конец всему…Конец жизни…Но, слава Богу, бьют еще в нашем Задонье живые ключи. Принимаю их с благодарностью. Беру их живую воду и долго помню».

Каково значение мотива автопробега в романе И.Ильфа, Е.Петрова Золотой теленок и в рассказе Б.Екимова Ралли? Какова детская реакция на гибель животного мира в повести Чингиза Айтматова После сказки (Белый пароход) и рассказе Бориса Екимова Теленок? Проведите в старших классах сравнительно-типологический анализ повести В.Распутина Дочь Ивана, мать Ивана и рассказа Б.Екимова Не надо плакать…

19 ноября 2008 года Борису Петровичу Екимову исполнилось 70 лет

В год своего 70-летненего юбилея писатель стал лауреатом литературной премии имени А.И.Солженицына. -Что, на ваш взгляд, сближает их творчество? Докажите это на материале повести «Предполагаем жить».