МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного цикла» Орехово-Зуевского муниципального района Интегрированный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ненаследственная изменчивость. Фенотип = генотип + окружающая среда.
Advertisements

ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства живых организмов, определившие своеобразие жизни на Земле.
Модификационная изменчивость. Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Общая биология Изменчивость. Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Общая биология Изменчивость Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Заполните таблицу и проверьте себя МОУ «Железнодорожная СОШ 1» Интерактивное задание для учащихся 10-х классов Учитель биологии Назарова Н.Г.
Это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости, организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Общая биология Изменчивость. Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Статистические закономерности модификационной изменчивости Урок биологии В 10 классе Учитель : Мииккулайнен М.Н.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ Проект Грешневой Л.О.. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства живых организмов, определившие своеобразие жизни на Земле.
Общая биология Закономерности изменчивости. Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Построение вариационной кривой Лабораторная работа.
Лабораторная работа «Выявление закономерностей модификационной изменчивости»
Лабораторная работа 22 Применение информационных технологий в Биологии. Работа с функциями и диаграммами в Excel. 1. Цели Закрепить умения прикладного.
Модификационная изменчивость Основы учения о наследственности и изменчивости.
Задание. Построить графики функций y=Sin x и y=|Sin x + 3 для всех х на интервале [-360; 360] с шагом Использование графических возможностей Excel.
Статистические закономерности модификационной изменчивости 900igr.net.
EXCEL Диаграммы. Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций.
Министерство здравоохранения РТ ГАОУ СПО«Зеленодольское медицинское училище/техникум» Тема Модификационная изменчивость Выполнила: Замалиева Э. Группа.
Тема 4.3. ДИАГРАММЫ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЯ.
Транксрипт:

МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного цикла» Орехово-Зуевского муниципального района Интегрированный урок по теме «Ненаследственная изменчивость» (биология и информатика) Фенотип = генотип + окружающая среда Из опыта работы заместителя директора по УВР, учителя биологии высшей квалификационной категории Жуковой Татьяны Борисовны 2008

Цель занятия : расширить знания о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости сформировать умения и навыки работы с диаграммами и графиками применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.

План занятия : 1. Характеристика ненаследственной (модификационной) изменчивости. 1.1 Причины изменений. 1.2 Свойства изменчивости. 1.3 Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости. 2. Популяционно-статистический метод в изучении ненаследственной изменчивости. 3.Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Ненаследственная изменчивость Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием на проявление генов окружающей среды. Фенотип = генотип + окружающая среда

Причина изменений изменение условий среды белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана.

Значение изменений адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.

Свойства модификационной изменчивости. Ненаследуемость. Групповой характер изменений. Обусловленность пределов изменчивости генотипом

Ненаследуемость. Гималайский кролик с типичной окраской шерсти. К выщипанному участку шерсти прикладывается холод. На спине появляется темноокрашенная шерсть.

Групповой характер изменений У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.

Обусловленность пределов изменчивости генотипом Норма реакции- степень варьирования признака от минимального до максимального значения.

Задание: Вставьте и объясните недостающие слова. Наследственная изменчивость Генотипическая Индивидуальная Неопределенная Мутационная Ненаследственная изменчивость …………… ……………. …………… ……………..

Задание: Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану. 1.Объект изменения. 2.Подверженность изменениям ДНК. 3.Возможность передачи изменений следующим поколениям. 4.Значение для отдельной особи, вида.

Популяционно-статистический метод изучения ненаследственной изменчивости.

Сущность метода. определение единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого организма выбранной группы; определение частоты встречаемости каждой варианты; построение вариационного ряда, отражающего постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению; построение вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости; определение среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды; выявление полученных закономерностей.

Лабораторная работа Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Проводится с использованием компьютерной технологии Запускаем EXCEL

Для удобства обработки результаты стоит немного округлить. Для этого выделяем нужный нам диапазон ячеек, в котором мы будем записывать результаты измерений, и в меню «Формат» выбираем пункт «Ячейки». На вкладке «Число» выбираем числовой формат данных и количество десятичных знаков не более 1 (лучше сделать 0).

Делаем измерение. Записываем результаты всех измерений в таблицу последовательно в ячейки «Исходные данные». Каждый НОВЫЙ результат записываем в столбец «Значение ряда». Выделяем диапазон столбца «Частота», совпадающий по размеру с заполненным диапазоном столбца «Значение ряда».

Используя функцию ЧАСТОТА определим частотное распределение сделанных измерений: =ЧАСТОТА(данные;интервалы) Чтобы ввести параметр «Данные», выделяем диапазон ячеек «Исходные данные»; Ставим точку с запятой; Чтобы ввести параметр «Интервалы», выделяем соответствующий диапазон ячеек столбца «Значение ряда» и закрываем скобку. Нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER, чтобы вставить функцию в выделенные ячейки.

Построение графика частотного распределения. Выделяем заполненный диапазон ячеек (с заголовками) столбцов «Значение ряда» и «Частота». В меню «Вставка» выбираем пункт «Диаграмма». Выбираем тип диаграммы – гистограмму или график. Следуем указаниям мастера вставки диаграмм. Выбираем лист, на котором будет помещена диаграмма (отдельный или имеющийся).

Заполняем ячейки результатами измерений В этих ячейках – результаты измерений Уникальные результаты измерений (по возрастанию)

Вставляем функцию Выделяем диапазон в столбце «Частота», по размерам совпадающий с заполненным диапазоном в столбце «Значение измерения» и вставляем функцию: =ЧАСТОТА(выделяем диапазон исходных данных; выделяем диапазон значений измерений) ( Например, =ЧАСТОТА(A2:J4;K2:K4) ) нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER

Распространяем функцию на все ячейки столбца Выделенный диапазон заполняется числами

Выделяем диапазон с полученными частотами

Начинаем строить диаграмму

Выбираем тип диаграммы

Следуем указаниям Мастера вставки диаграмм

Должно получиться что-то подобное Ваша диаграмма будет более правильной, в этом примере случайные числа

Результаты работы сохраняем в файл «Лабораторная работа_Ваша Фамилия_» на рабочем столе. после этого помещаем файл в папку «Общие документы». Спасибо

Общий результат исследования

Инструкции для учителя Данные из всех файлов, созданных учащимися, собираем в один файл. Уникальные результаты измерений тоже собираем из всех файлов в один, сортируем по возрастанию и удаляем ячейки с повторяющимися значениями со сдвигом вверх. Далее строим диаграмму аналогично тем, что построена учащимися, но уже на основе ВСЕХ собранных данных.