Тема: Цивилизаия и общество. 10 класс. Учитель истории и обществознания МОУ гимназии 11 Волгоград Костромина М.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Advertisements

Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Подготовила асс. кафедры СМК Воробьева Т.А.. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Цивилизация Цивилизация (от лат. civilis гражданский, государственный) 1) общефилософское значение социальная форма движения материи, обеспечивающая её.
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Подготовила ст. преподаватель кафедры СМК Воробьева Т.А.
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Презентацию подготовил учитель ГБОУ СОШ 799 Свидерский Арсений Андреевич.
Транксрипт:

Тема: Цивилизаия и общество. 10 класс. Учитель истории и обществознания МОУ гимназии 11 Волгоград Костромина М.Г.

План: 1. Понятие цивилизация. 2. Основные классификации цивилизаций. 3. Основные теории развития цивилизации.

Проблема: Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то ткаким образом?

1. Понятие цивилизация. Цивилизация (от лат. civilis гражданский, государственный) 1) общефилософское значение социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);лат.гражданский государственныйматерии историософское человечестваобщественного сознания

Задание: Найдите в тексте параграфа 4 факторы, определяющие сущность цивилизации. Стр 34. В ходе лекции запишите в тетрадь основные классификации цивилизаций.

Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованиемАдам Фергюсон общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.общественных классов Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость варварство цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII начале XIX векаварварство

В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях.XIX веке

В целом во второй половине XVIII начале XIX вв. утвердилось три подхода к пониманию «цивилизации»: 1) унитарный (человечества как единого целого); цивилизация как идеал прогрессивного развития 2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Стадиальная теория. Была представлена в работах Льюиса МорганЛьюиса Моргана («Древнее общество»; 1877)1877 и Фридриха Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884).Фридриха Энгельс1884

Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Формационный подход берет за основу объективно существующие социально- экономические отношения.рационализация

В большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер). «Аграрная цивилизация» это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами. «Индустриальная цивилизация» общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. «Постиндустриальная цивилизация» общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания

Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура». История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.Дэниела Белла Элвина Тоффлера

Глобальная цивилизаци я Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации Первый исторический суперцикл (8- е тыс. до н. э. 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го начало 1-го тыс. до н. э.) Античная (VIII в.до до н. э. V в. н. э.) 1-е поколение (конец 4-го начало 1-го тыс. до н. э.) 2-е поколение (VIII XIV вв.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, девнеамериканская Второй исторический суперцикл (VIXX вв). Средневековая (VI XIV вв.) Раннеиндустриальна я (XV ередина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII XX в.) 3-е поколение (VI XIV вв.) 4-е поколение (XV XX вв.) Византийская, восточно- европейская, восточно-славянская, китайская, индийская, японская Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская Третий исторический суперцикл XXIXXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI начало XXIII в. прогноз) 5-е поколение (XXI начало XXIII в. прогноз) Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, российская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

Локальные цивилизации Писатель и историк Жозефа Гобино в работе «Опыт о неравенстве Жозефа Гобино человеческих рас» ( ), выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением.западная цивилизация

Николай Яковлевич Данилевский, в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один1869 панславизма культурно-исторический тип культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения.

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918).Закат Европы1918

Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир Средние века Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12- томном труде «Постижение истории» ( гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, Арнольд ТойнбиПостижение истории имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Появление становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение.

На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская цивилизация).

Проблема: Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то ткаким образом?

Домашнее задание: Параграф 4. Вопросы к параграфу, практикум 1и 2. Стр 38.