ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА 3 часть Тарасов Константин Геннадьевич, председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе, к.ф.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Advertisements

Изменения КИМ ЕГЭ 2012 года и системы оценивания аттестационных работ выпускников по литературе Санкт-Петербург.
Задание С 5 merelenko-su.uCoz.ru. С5.1 Почему Н.В. Гоголь настаивал на включении «Повести о капитане Копейкине» в основной текст поэмы «Мертвые души»?
Характеристика структуры и содержания КИМ по литературе ГИА 9 класс.
Сочинение по литературе 2015 МКОУ «ИГАЛИНСКАЯ СОШ»
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Учитель МОУ СОШ 68 Насопрун В.В.. 1 часть – анализ художественного произведения (5 заданий). 1-4 задания предполагают развернутый ответ ограниченного.
Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен по литературе в 2011году.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
ЕГЭ по литературе. Три части Анализ художественного текста произведения (фрагмент эпического или драматического произведения Анализ лирического произведения.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Критерии оценивания ответа на задание С1 Ба лл ы Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Транксрипт:

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА 3 часть Тарасов Константин Геннадьевич, председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе, к.ф.н., доцент кафедры русской литературы ПетрГУ

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ Состоит из трёх частей: часть I - задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения) часть II - задания, связанные с анализом стихотворного (лирического) произведения часть III - развёрнутый ответ на ОДИН из трёх вопросов проблемного характера на литературную тему по выбору экзаменуемого

ЗАДАНИЕ С5 - С5 - задание с развернутым ответом, – это вопрос проблемного характера. Отвечая на один из трех предложенных в части 3 вопросов, экзаменуемый создает собственный текст, своеобразное «мини- сочинение». - учитывается объём написанного сочинения. Рекомендованный объём - не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов. - При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

ЗАДАНИЕ С5 - краткие связные ответы (С1 - С4) ориентированы на приведённый в экзаменационной работе фрагмент художественного произведения (или текст стихотворения). - полный развёрнутый ответ (С5) ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения.

ЗАДАНИЕ С5 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК С5.1 Зачем А.С. Грибоедов включил в свою пьесу «Горе от ума» множество внесценических персонажей? С5.2. Какие черты русского национального характера воплотил Л.Н. Толстой в образах людей из народа? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) С5.3. В чём суть конфликта между «старой» и «новой» жизнью, прогрессивным и патриархальным в лирике С.А. Есенина?

ЗАДАНИЕ С5 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК С5.1 Павел Иванович Чичиков - «живая» или «мёртвая» душа? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».) С5.2 Почему «вся прелесть, вся слабость и весь грустный комизм» натуры Обломова раскрывается «именно через любовь к женщине»? (А.В. Дружинин) (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) С5.3 Как в творчестве А.А. Ахматовой соединяются интимное и общее, злободневное и вечное?

ЗАДАНИЕ С5 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК С5.1 Кто из двух героев - Ленский или Онегин - ближе автору? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) С5.2 Какую роль в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» играют сказочные мотивы? С5.3 Почему действие пьесы М. Горького «На дне» завершает не гордый монолог Сатина о Человеке, а его реплика об «исорченной песне»?

ЗАДАНИЕ С5 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК С5.1 Как в лирике А.С. Пушкина звучит тема поэтического труда? С5.2 Чем вызвано неоднозначное отношение героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» к Базарову? С5.3 Как финал драмы М. Горького «На дне» помогает понять авторскую позицию?

ЗАДАНИЕ С5 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 1) глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе; 2) уровень владения теоретико-литературными знаниями; 3) обоснованность привлечения текста произведения; 4) последовательность и логичность изложения; 5) следование нормам речи

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения; фактические ошибки отсутствуют 3

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ - Проблемный вопрос – это вопрос, требующий осмысления. - Под термином «проблема» чаще всего понимают определенное идейное освещение той или иной стороны жизни. В этом смысле всякое литературное произведение многопроблемно. - Например, отвечая на вопрос «Какая проблема является главной в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?», можно выделить целый ряд проблем: проблема поиска истины, проблема веры, проблема смысла жизни, проблема нравственного выбора человека и др. - проблематика определяется личным интересом автора к происходящим событиям.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ 2. Уровень владения теоретико- литературными знаниями Баллы а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико- литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. 3

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ - Данный критерий проверяет умение учащихся анализировать художественное произведение, опираясь на понятия, связанные, прежде всего, с его родовой и жанровой спецификой. - Жанровое своеобразие произведений: жанры эпические (роман, повесть, рассказ, новелла и др.), лирические (ода, элегия, послание, эпиграмма, поэма и др.), драматургические (трагедия, комедия, драма), лиро-эпические (басня, баллада). - Кроме того, экзаменуемым следует различать идейно-тематические разновидности произведения (социально-психологический роман, пейзажная лирика и т. д.).

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ 3. Обоснованность привлечения текста произведения Баллы а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.). 3

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ - Существуют два способа обоснованно привлечь текст художественного произведения или критической статьи: а) тексты цитируются, и им дается собственная интерпретация; б) текст цитируется как доказательство собственного суждения. То есть любое привлечение текста (цитирование) будет уместным только тогда, когда ссылки на текст либо подтверждают, либо дополняют мнение, высказанное самим экзаменуемым.

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ Типичные ошибки при цитировании: 1. замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи; 2. отсутствие цитатного материала или недостаточность его привлечения (т.е. недостаточность доказательной аргументации при наличии собственных суждений); 3. неуместное цитирование или пересказ содержания, не связанные с проблемой, предложенной в вопросе.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ 4. Последовательность и логичность изложения Баллы а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. 3

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ Единство формы и содержания: Замысел + смысловая цельность + композиционная стройность высказывания + логика + связность изложения. Типичные логические ошибки: - нарушение последовательности высказывания; - отсутствие связи между частями предложения; - нарушение абзацного членения текста; - неоправданное повторение высказанной ранее мысли; - раздробление микротемы другой микротемой; - отсутствие необходимых частей высказывания.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ 5. Следование нормам речи Баллы а) допущена одна речевая ошибка б) допущены речевые ошибки в) допущены 4 речевые ошибки г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ Типичные речевые ошибки: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление лишнего слова; 3) употребление рядом однокоренных слов; 4) употебление слова (выражения) иной стилевой окраски; 5) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 6) неудачный порядок слов.

С5.2 Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? Гончаров создал замечательный по яркому житейскому колориту, виртуозной отточенности и «крылатости» языка роман. Илья Ильич Обломов занял достойное место среди литературных героев. Однако мы не поняли бы до конца характер этого человека, если бы автор не ввёл в произведение Ольгу Ильинскую. И если Татьяне Лариной удалось вдохнуть жизнь в Онегина, то любовь героев Гончарова ни к чему не привела. Почему же Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?

В начале романа мы видим главного героя, лежащего на диване в удобном домашнем халате, а жизнь утекает безвозвратно. Обломов настолько пассивен, что не вступает в дискуссии или конфликты с окружающими. Жизнь его пуста, а путь, по которому он идёт, уныл. «Лежанье» на диване является его обычным состоянием. В один прекрасный день Штольц знакомит своего друга с Ильинской. Ольга живая и страстная натура. Она, как это ни странно, влюбляется в Обломова. Ольга Ильинская полна решительности вырвать своего нового друга из объятий сна: она даёт ему книги для духовного развития. Эта девушка убеждена, что человек должен создавать себя сам и менять свою природу.

Ярким примером, подтверждающим негативное отношение Обломова к переменам, является его письмо, написанное, якобы, с целью уберечь любимое существо от ошибки. На самом деле Илья Ильич просто испугался пути, требовавшего от него творческое, деятельное участие в жизни. Вернувшись в город, Обломов поселился в доме, далеко расположенном от квартиры Ильинских. На все просьбы переехать он отвечает нетвёрдыи отказом. Обломова устраивает тихая, спокойная жизнь в доме Пшеницыной. Да, он любит Ольгу, рисует картины размеренного, ничем не омрачённого, существования с нею. Однако Ольга не годится на роль домохозяйки, и Обломов это понял. Она живёт интересно, ярко, в то время как он давно «умер». Обломовщина наложила на него свой отпечаток.

Обломов не тупая, апатичная натура, но он «лишний» в жестоком мире дельцов. Он обретает своё счастье с Пшеницыной, родившей ему сына, в то время как Ольга даже с умным и сильным Штольцем начинает скучать. Я согласна с автором в том, что Обломов «мёртв» духовно. Он давно потерял смысл и цель в жизни. Ольга не сумела «воскресить» его потому, что он сам этого не хотел

С5.2 Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? (По драме А.Н. Островского «Гроза») Мне очень понравилась драма Островского «Гроза». Конечно, читателя поражает жестокость нравов в городе Калинове. На мой взгляд эту жестокость ярче воплощает Кабаниха. Она является свекровью Катерины, причём очень жестокой свекровью. Для неё Катерина это человек, недостойный её сына, портивший её. Кабаниха имеет власть над сыном, над его женой. Она безнравственна, жестока, бездуховна, невоспитанна, властна. Её сын не имеет права на личную жизнь, и к тому же её до смерти боится, боится не угодить ей. А что делать бедной Катерине? Исполнять супружеский долг и мучаться, слушать упрёки свекрови.

Кабаниха считает, что муж должен кричать на свою жену, не слушать её мнение, быть намного выше её, и грозить ей за малейшую провинность, которую она может допустить. Но Тихон другой, он ласков с женой, а для Катерины «его ласки хуже побоев». Она чувствует себя виновной, грешной, что и толкает её на признание мужу, раскаяние. А виной всему Кабаниха, но ведь она так воспитана! Тогда может быть виновен Дикой? Всё возможно. Он имеет власть в городе, мог бы и навести порядок, установить справедливость в городе, но видимо ему самому нравится так жить, он ведь тоже властен, как и Кабаниха.

Очень жестоко то, что из-за таких людей, как Кабаниха, остались несчастными Борис, который очень любил Катерину, но боялся своего дядю, даже Тихон что-то возразил своей матери после смерти Кати, он тоже несчастен