В6В6В6В6 Сложноподчиненные предложения ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Advertisements

Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Виды придаточных в сложноподчинённом предложении 9 класс Подготовила Денисова Л.М. МБОУ «ОСОШ2» 2012г.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
[ ], ( ) ( ), [ ] [, ( ), ]. Отвечают на падежные вопросы Союзы: что, будто, чтобы и др. Союзные слова: кто, что, как и др. Он знал, что основа всего.
Сложноподчинённое предложение Урок русского языка.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
«Виды сложноподчиненных предложений в русском языке.» Работу выполнила: Ученица 9 класса Школы 16 Адмиралова Анна.
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
С ЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»
Урок 11 Типы сложноподчинённых предложений по их значению.
Презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему: Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
- это предложения, которые включают главное и одно или несколько придаточных предложений, придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ РАСШИРЯЙ ПОЗНАНИЯ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО НАДО? ПРИОБРЕТАЙ НАВЫКИ ПРОВЕРЬ СЕБЯ РАЗВИВАЙ.
О, где б судьба ни назначала Мне безымянный уголок, Где б ни был я, куда б ни мчала Она смиренный мой челнок, Где поздний мир мне б ни сулила, Где б ни.
Реорганизац…я арми…, демонстрац…я мод, праздничные улиц…, ц…ганские танцы, ц…плята пищат, большие ц…фры, парадные лестниц…, красочные страниц…, цветущие.
Транксрипт:

В6В6В6В6 Сложноподчиненные предложения ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Определительные Какой? Подвид: Местоименно- определительные Союзные слова: который, где, куда, какой, когда, откуда, чей. Реже союзы: чтобы, как, слово, будто, точно и др. Огромная туча (какая?), которая медленно двигалась по небу, за- ставила нас отказаться от прогул- ки. Она убежала в комнату (какую?), где прошла вся ее жизнь. Союзные слова: кто, что и др. Каждый, кто был летом на Севе- ре, навсегда запомнит белые ночи. Изъяснительные Вопросы косвен- ных падежей Союзы: что, как, будто, чтобы, ли, как бы не. Союзные слова: когда, куда, сколь- ко, что, как, где.. Я знаю (что?), что должен идти. Туристы испугались (чего?), как бы не начался дождь. Они не хотели (чего?), чтобы ко- нцерт сорвался

Степени Насколько? В какой степени? До какой степени? Союзы: что, будто, как будто, чтобы, словно, точно. Союзные слова: как, сколько, насколько. Мать была слишком (насколько?) умна, чтобы не заметить этого. Кошка метнулась так (в какой степени?) быстро, что мы не успели ее схватить. Образа действия Как? Каким образом? Только союзы: как, будто, как будто, слово, точно. Он жил так (как?), как живет про- стой народ. Работу делали так (как?), чтобы потом не стыдиться. Сравнительные Как? Подвид: Сравнительно- сопоставительные Только союзы: как, будто, как будто, слово, точно, подобно тому как. Он был спокоен (как?), как тихая вода озера бывает невозмутима в безветренный день. Жизнь прошла (как?), будто стре- ла пролетела. Союз: чем-темЧем выше поэт, тем больше при- надлежит о людям. Обстоятельственные придаточные

Места Где? Куда? Откуда? Только союзные слова: где, куда, откуда. Я приехал туда (куда?), куда меня направили. Времени Когда? Как долго? С (до) каких пор? Только союзы: когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, после того как. Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают (когда?) ее фонтаном. Мы не думаем (до каких пор?) о здоровье, до тех пор пока оно есть. Цели Зачем? С какой целью? Только союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы, с тем чтобы. Я беру (зачем?) с собой компас, чтобы не заблудиться в лесу. Причины Почему? Отчего? Только союзы: ибо, потому что, так как, оттого что, благода- ря тому что, ввиду того что, поскольку. Мы договорились ехать в пятни- цу вечером (почему?), потому что хотели лишний день побыть в Петербурге.

Следствия Вследствие чего что произошло? Только союз: так что. От фонарей было светло (вслед- ствие чего что произошло?), так что мы смогли прочитать объяв- ление. Условия При каком условии? Только союзы: когда, если, коли, ежели, раз. Я готов встрериться с вами и на- чать совместную работу (при ка- ком условии?), если вы не возра- жаете. Коль знаешь ты меня, скажи (при каком условии?) правду. Уступки Несмотря на что? Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, даром что. Союзные слова: где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни. Я сижу дома (несмотря на что?), хотя погода хорошая. Деревья еще не опушились (не- смотря на что?) молодой листвой, даром что весна была ранняя. Что ни говорили родители, сын их не слушал (несмотря на что?)

-такое подчинение, при котором первое придаточное подчиняется глав- ному, а остальные – последовательно друг другу. При этом каждое по- следующее придаточное зависит от предыдущего, являющегося для него главным. [ ], ( ), ( ). Отец смотрел на сына, со- ображая, может ли быть правдой то, что он только что слышал. Например: Отец смотрел на сына, со- ображая, может ли быть правдой то, что он только что слышал. [ ], (… ли …), (что …). предполагает, что придаточные части относятся к одному и тому же сло ву в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по значению. [ ], ( ), ( ). О многом вспомнила Надежда Ивановна в этот вечер, когда в школе не было ни одного ученика, когда позади остался последний экзамен, когда в про- шлом был уже и торжественный акт выдачи аттестатов. Например: О многом вспомнила Надежда Ивановна в этот вечер, когда в школе не было ни одного ученика, когда позади остался последний экзамен, когда в про- шлом был уже и торжественный акт выдачи аттестатов. [ ], (когда …), (когда …).

придаточные части относятся к одному главному, но отвечают на разные вопросы, имеют различное значение. ( ), [ ], ( ). Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. Например: Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Как только…), [ ], (что …). - это наличие в сложноподчиненном предложении разных видов связи. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса, я вижу, что все дно застлано живой, еще шевелящейся рыбой. Например: Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса, я вижу, что все дно застлано живой, еще шевелящейся рыбой. (Когда…) и (…), [ ], (что …).

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 1)Мы вышли а поляну, где рос огромный дуб. 2)Я привык к мысли, что лучшее впереди. 3)Молодость привлекает тем, что имеет будущее. 4)Он пошел туда, где узкой полосой чернел лес. 1234

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 1)Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана. 2)Закончи работу так, чтобы успеть к поезду. 3)Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть. 4)Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику. 1234

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 1)Когда труд удовольствие, жизнь хороша. 2)Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив. 3)Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды. 4)Воздух так чист, что видна каждая ветка. 1234

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 1)Письмо, написанное тобою, меня ничуть не испугало, так как его содержание было мне известно. 2)Недаром говорится, что дело мастера боится. 3)Когда на душе горе, то тяжело без людей. 4)Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы. 1234

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Укажите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. 1)Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать. 2)Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне. 3)Чем ближе подходил катер, тем светлее казалось ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной. 4)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. 1234

НЕВЕРНО

ОТЛИЧНО

2,5 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложные, в состав кото- рых входит придаточное изъяснительное. Напишите номе- ра этих сложных предложений. (1) Разговор о профессии не может не включать две стороны. (3) Необходимо помнить о каждой из этих двух сторон проблемы, иначе разговор станет эгоистичес- ким или назидательным. (4) А вот связать обе стороны – великое дело! (3) Необходимо помнить о каждой из этих двух сторон проблемы, иначе разговор станет эгоистичес- ким или назидательным. (4) А вот связать обе стороны – великое дело! (2)Часто, определяя свой путь, мы думаем, что такой выбор даст нам, а в ответ получаем другое: что дол- жны дать мы. (2)Часто, определяя свой путь, мы думаем, что такой выбор даст нам, а в ответ получаем другое: что дол- жны дать мы. (5) Именно в выборе профессии видно, на- сколько совпадают правильно понятые личные и общест- венные интересы. (5) Именно в выборе профессии видно, на- сколько совпадают правильно понятые личные и общест- венные интересы. [ ] [] ( ( () ) )

3 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложноподчинённое пред- ложение с придаточным обстоятельственным. Напишите номер этого предложения. (1)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они ви- дели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сия- ющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки… (2) Но они мужественно гнали от себя соблазнительную мысль – ос- тановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. (1)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они ви- дели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сия- ющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки… (2) Но они мужественно гнали от себя соблазнительную мысль – ос- тановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. (4)Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мча- вшиеся под своими красными и синими сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, её весёлый многоголосый шум, раз- румяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам – всё осталось позади. (5) Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры. (4)Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мча- вшиеся под своими красными и синими сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, её весёлый многоголосый шум, раз- румяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам – всё осталось позади. (5) Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры. (3) По мере того как шли мальчики, всё малолюднее и темнее стано- вились улицы. (3) По мере того как шли мальчики, всё малолюднее и темнее стано- вились улицы. [ ] ( )

2 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложноподчинённое пред- ложение с параллельным присоединением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Но что же было вначале: потребность души поделить- ся своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (2) А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы. (3) В человеке, кроме потребностей есть, спать и продол- жать род, жило две великие потребности. (4) Первая из них – общение с душой другого человека. (5) Она возникла оттого, веро- ятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одно- го и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.

1 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложноподчинённые пред- ложения с двумя придаточными: изъяснительным и опре- делительным. Напишите номера этих предложений. (1) Окажется ли в ту минуту рядом кто-либо способ- ный сказать, что погубил он гриб, который может угодить самому изысканному вкусу. (2) Непросто сориентироваться в разноликом гриб- ном царстве… (3) Но разве проще распознать человека? (4) И не только с первого взгляда, с первой встречи... (5) Кто ска- жет, мимо скольких внешне ничем не примечательных лю- дей, которые могли доставить радость, а может быть, и принести счастье, прошли мы, едва удостоив их беглым взглядом? (6) Хорошо ещё не толкнули. (7) Ведь обликом они совсем не похожи на кумиров. они совсем не похожи на кумиров.

2 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточ- ных. Напишите номер этого предложения. (1) Но недавно на дне океана на глубине нескольких километров, где нет и следа солнечных лучей, были обнару- жены области повышенной температуры вулканической природы, в которых, по-видимому, в результате процессов химического синтеза появились свои флора и фауна. (2) До- кладывал об этом известный океанолог. (3) О чудовище озе- ра Лох-Несс и о снежном человеке он сказал: «Очень хочет- ся верить, но нет оснований». (4) Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался и в результате изучения об- наружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. (5) Это и есть формула наручного подхода: хочется верить, но раз нет оснований, тогда надо от этой веры отказаться. веры отказаться.

1) Составьте пять-шесть вариантов задания В6, используя для этого самостоятельно найденные тексты художественного или публицистического стиля. 2) Дайте синтаксическую характеристику предложениям и нарисуйте их схемы: Космонавты видят, что вся конструкция и все действия незнакомого аппарата основаны на точных законах математики, геометрии, механики, химии, физики, что аппарат умеет взаимодействовать с космосом, с Землёй, с окружающей средой, с другими, похожими на него аппаратами. О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очеред- ную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. Неприложима аксиома – искусство требует всего художника. Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. Быть же деятельно добрым, активно человеколюбивым, идти против подлости и сокрушать её трудно настолько, что порой приходится становиться под- вижником. Я был бы счастлив, если своей жизнью и своим трудом смог бы передать дальше хоть что-то из гуманной науки Паустовского.