Религии Древнего Египта. Страна К концу IV тысячелетия до н.э. из нескольких десятков крошечных царств, расположенных вдоль Нила от его первого порога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Религии древних цивилизаций Ближнего Востока (Древний Египет, Древняя Месопотамия) 1.Типологические черты ранних политеистических религиозных систем 2.Религия.
Advertisements

1 БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Автор: Поткина О.И. Москва 2012.
Выполнил: Казаринов Антон 5 «Г» класс. Геб В мифах древних египтян бог земли. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего.
История религии Древнего Египта Разработка урока по истории для 5 класса.
Как воспринимали мир древние египтяне Миф – «поэзия» древних египтян.
Автор :Скоробогатова А.Г. МБОУ СОШ : Художественная культура Древнего Египта – олицетворение ВЕЧНОСТИ. Урок 1-3.
Боги древнего Египта
Размещено на. ЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В МИРЕ Древние цивилизации возникали в долинах рек. Так, в долине реки Нил возникла одна.
Религия древних египтян Урок истории в 5 классе..
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Митина Марина, ученица 10 класса МБОУ «Ломовская СОШ Корочанского района Белгородской области»
МБОУ «Кыновская СОШ 65» Учитель истории и обществознания Загвозкина С. М.
Проектная работа Подготовила: Павлиенко Александра ученица 2 В класса.
Религия Древнего Египта. Египетская (древнеегипетская) религия - система верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного и раннерабовладельческого.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА Черданцева Марина Ученица 4 класса А.
Ерденевская средняя школа Ляшенко Ольга Юрьевна 2006 год.
Культура Древнего Египта. Египет – (греч.айгюптос), означает «загадка, тайна». Геродот («отец истории») впервые открыл Египет для европейцев 2500 лет.
Игра «Вехи культуры» Тема: «Культура Древнего Египта. Семь чудес света» Семь чудес света»
Религия древних египтян. Каковы особенности древнеегипетской религии?
Цивилизация на реке Нил. Оцените утверждение. Древний Египет-это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря:
Транксрипт:

Религии Древнего Египта

Страна К концу IV тысячелетия до н.э. из нескольких десятков крошечных царств, расположенных вдоль Нила от его первого порога до Средиземного моря, образовалось единое государство. Мы называем его Древний Египет, а сами жители – Тауи (обе Земли) или Кемет (Чёрная Земля). В нём сложилась религия, просуществовавшая более 3500 лет и вместившая, наряду с самыми архаическими верованиями, сложные богословские и идеологические построения.

Космогонии и теогонии Египетские мифы упоминают почти 1500 богов, однако большинство их известно нам лишь по именам. Уже в древности делались попытки эту массу богов иерархически упорядочить. В разных областях Египта жрецы сводили их в подобие «семей», главами которых становились местные боги. Последние делались и творцами мира, каковой, согласно мифам, изначально представлял собой безбрежный, безмолвный, погружённый во мрак первобытный океан Нун.

Великая девятка Главная из соперничавших систем сложилась в Гелиополе. Главой гелиопольской системы был древний солнечный бог Атум. Атум создал сам себя, а также первую землю и остальных богов. Символика бога Атума

выплюнул влагу-Тефнут. Атум выдохнул воздух-Шу,

Шу и Тефнут породили небо-Нут и землю-Геба.

Нут и Геб породили четырёх близнецов: Осириса – бога плодородия, а потом загробного мира; Сета – бога пустынь и хаоса; Исиду – богиню-мать и символ трона и её помощницу Нефтиду. Эти боги и составили Великую Девятку богов Египта. Осирис Исида Сет Нефтида

Великая Гелиопольская Девятка богов АТУМАТУМ ШУШУ ТЕФНУТТЕФНУТ НУТНУТГЕБГЕБ НУН ОСИРИСОСИРИСИСИДАИСИДА СЕТСЕТНЕФТИДАНЕФТИДА

Мемфисская система Другой важной системой была мемфисская, созданная в Мемфисе – древнейшей столице объединённого Египта. В её центре был бог-ремесленник Птах. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха Апис Согласно мифам, он измыслил мир в своём сердце (вместилище ума, по египетским представлениям), а потом сотворил его, назвав всё задуманное вслух.

Гермопольская система Согласно же мифам из Гермополя, города в Среднем Египте, создателями мира были четыре пары богов: две с головами лягушек и две – с головами змей. Это были: Нун и его супруга Наунет - олицетворявшие первобытный океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – невидимое, воздух.

Боги Древнего Египта Наряду с великими богами, было ещё множество других. При этом каждый бог мог проявить себя в разных формах – зооморфной (в облике животного), антропоморфной (человеческом облике) и смешанной, к тому же иметь много имён, прозвищ и смежных занятий. К примеру, солнечное божество Ра днём проявляло себя в виде сокологолового человека, на рассвете – крылатого жука- скарабея Хепри, а на закате обретало человеческий облик бога Атума. Хепри Ра Атум

Бог Тот мог выглядеть птицей-ибисом и павианом одновременно и считаться богом времени, мудрости, изобретателем письма, вестником богов.

Разливом Нила, от которого зависела жизнь страны, по- своему управляли сразу три бога: Большой Хапи (Бог Нила полноводного), Себек (бог-крокодил топей и болот) и Хнум (бог плодородия в облике барана). Слава тебе, Хапи! Ты пришел в эту землю, Явился, чтоб оживить Египет. Бег его таится, подобно мраку Среди дня, когда слуги его воздают Хвалу ему. Он орошает поля, созданные Ра, Чтобы дать жизнь каждой розе; Он поит и пустыню, и сушь, Ведь это его роса падает с неба. ХнумСебек Хапи

Сотворение человека Разными были у египтян и представления о сотворении человечества: согласно одному мифу, людей «наплакал» Ра, согласно другому – вылепил на гончарном круге Хнум. Из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди.

Боги и люди Согласно мифам, боги отличались от людей: их кожа была из золота, кости – из серебра, волосы – из лазурита. Бог Птах Боги были невидимы. Но они, подобно людям, старели, болели, ели и пили, плакали, шутили, испытывали жалость, гнев, зависть. Людей они создали для того, чтобы те приносили им жертвы. Волю богов исполняли младшие силы, добрые и злые, которые окружали людей.

Главные мифы Вокруг Атума-Ра и его потомка Осириса сложились два главных мифа и две религиозные концепции: «солнечная» и «осирическая». Центром первой был Ра. Согласно мифу, он был первым царём египтян, а потом, состарившись и рассорившись с людьми, вознёсся на спине коровы-Нут на небо, откуда и правит миром. В течение дня он плывёт в окружении Великой Девятки богов по небу в солнечной ладье, а на закате пересаживается в ночную ладью и плывёт по подземному царству мрака, противоборствуя силам хаоса и зла.

Центром второй концепции был Осирис. Как правнук и наследник Ра, он тоже мудро правил Египтом, но из зависти был убит своим братом Сетом, захватившим престол. Растерзанное тело Осириса было погребено его верной женой – великой богиней Исидой, после чего он воскрес, став царём и главным судьёй загробного царства. Осирис стал символом возрождения природы и надежды египтян на посмертное возрождение.

Впоследствии сын Осириса и Исиды Гор-младший в 80-летней тяжбе с Сетом вернул отцовский трон. Эти два мифа составляли основу для представлений о миропорядке, жизни и посмертной участи человека, а также культа правящего и умершего царя. Осирис, Исида и Гор

Культ фараона Культ царя играл огромную роль в египетской религии. Фараон считался живым воплощением бога-сокола Гора, сына и наследника Ра, «младшим Солнцем». Золотая маска фараона Тутанхамона Подобно светилу, царь «воссияивал», когда всходил на трон, и «заходил за горизонт» когда умирал. Тело его, считалось, было золотым, как у солнца, и испускало невидимое сияние.

Культ мёртвых Подземное царство Осириса (Дуат), куда попадали все умершие, всегда представлялось египтянам страной мрака без воздуха, воды и пищи, которую охраняли чудища.

Согласно египетским представлениям у человека есть несколько проявлений: тело, ба (жизненная сила, душа), анх (дух), ка (двойник, видимо любое его изображение), рен (имя), тень и др. Часть их оставалась с человеком после смерти, участвуя в его посмертном возрождении. Однако, возможность эту получал лишь тот, кто сохранил своё тело (отсюда обычай мумификации), построил «дом вечности» (гробницу), поставил в неё свою статую - ка и обеспечил её постоянной заупокойной едой-питьём (жертвоприношениями).

Обычная гробница из кирпича мастаба состояла из двух «этажей»: подземного (для саркофага с телом и загробного «имущества» и наземного (для статуи-ка хозяина, которой приносились жертвы).Стены гробницы покрывались изображениями земной жизни, считалось, что, «ожив» с помощью магии, они создадут мир усопшего. Ка царского писца Каи

Оживить мир усопшего служили статуэтки слуг (ушебти) в гробнице: оживая в загробном мире, они должны были трудиться вместо своего хозяина. Разрушение гробницы, как и мумии, означало окончательную смерть для её владельца.

Пирамиды В ХХVIII в. до н.э. для царя Джосера впервые была построена ступенчатая пирамида из камня. Самая большая пирамида царя Хуфу (Хеопса) имела высоту 146,5 м. Учёные подсчитали, что всего было построено около сотни пирамид. С середины II тысячелетия до н.э. в целях большей сохранности погребений, а также экономии средств, царские гробницы вырубались в скалах. Гробница царицы Хатшепсут Дэйр-эль-Бахри

Суд Осириса Во II тысячелетии до н.э. миф об Осирисе получил широчайшее распространение. Тогда же сложилось представление о посмертном суде и воздаянии. На суде в царстве Осириса умерший «отчитывался» за свою жизнь перед богами. Сердце умершего взвешивалось на Весах Истины. Если он говорил правду, то попадал в египетский рай – поля Иалу. Сердце преступника пожирало чудовище Амамат.

«Книга мёртвых» Вся жизнь древнего египтянина служила подготовкой к великому путешествию в загробный мир. Именно со смертью приходила истинная оценка содеянного за время краткого земного существования, навечно определяющая будущее души жителя долины Нила. «Книгу мёртвых», которую клали в гроб каждому усопшему, можно с полным основанием назвать главной книгой египтянина. Это не набор поучений или молитв – это верный спутник усопшего, помогающий ему не сбиться с пути в столь непохожем на земной мире ином. «Книга мёртвых» – это творение многих поколений жрецов, полное скрытых мистических смыслов.

Культ животных Египтяне поклонялись чуть ли не всем живым существам, веря, что в их облике могут проявлять себя богиМногие из них жили при храмах богов, которые в них «вселялись». После смерти таких животных мумифицировали и хоронили с почестями.

Храм Храм был средоточием религиозной жизни. Он воспринимался не просто «жилищем» бога, но был идеальной моделью мира: его потолок символизировал небо, пол – воды первобытного океана, святилище со статуей – тот самый холм, где зародилась жизнь. Храм Исиды на острове Филэ Храм был также «библиотекой», школой, центром поселения и вообще жизни.

Крупные городские храмы были богатейшими хозяйствами и оплотом власти. Во II тысячелетии до н.э. они походили на каменные крепости. Самыми прославленными были храмовые комплексы Луксор и Карнак, похожие на города. Располагались они в Фивах – столице Египта.

Жрецы Главным жрецом всех богов считался царь, но на деле, конечно же, от его имени богам служили жрецы. Каждодневные ритуалы состояли в обслуживании вместилища бога – его статуи: её умывали, одевали, «кормили», умащивали благовониями и развлекали гимнами и танцами. Жрец Амона Аменхотеп и «певица Амона» Раннаи Во время праздников статуя выносилась из храма и даже плавала по Нилу «в гости» в другие храмы. Жрецы и жрицы носили белые льняные одежды и соблюдали чистоту – личную и ритуальную. Верховные жрецы были образованными людьми и пользовались огромным уважением и влиянием.

Бог Атон В ХIVв. до н.э. страной 17 лет правил фараон Аменхотеп IV,при котором небывалое положение занял Атон – бог ранее не очень известный, в виде солнца-диска с лучами-руками, держащими египетский знак «жизнь». Поклонение богу солнца Атону В честь нового бога царь изменил своё имя «Амон доволен» на Эхнатон («Угодный Атону»), назвал его именем новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона»), куда из Фив переехал царский двор. Жрецами Атона были сам царь и его семья.

Закат египетских богов В I в. до н.э. Египет вошёл в состав Римской империи. С начала IVв., когда в империи официальной религией стало христианство, все языческие храмы были закрыты или разрушены. Последний египетский храм (богини Исиды на острове Филэ) продержался до 550г. Когда в 639 г. Египет завоевали арабы, они нашли там только христиан и никаких следов религии фараонов.

Древнеегипетская религия оказала огромное влияние на весь Древний мир: оно проявилось не только в распространении египетских культов на огромной территории – от Персии до Англии, но и в идеях и образах, которые передались великим мировым религиям.

Информационные источники Древнеегипетская книга мёртвых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006 Религии мира/ Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. – М.:ОЛМА Медиа Групп, t_2004.jpg/800px-Philae%2C_seen_from_the_water%2C_Aswan%2C_Egypt%2C_Oct_2004.jpg