Технологии рефлексии в педагогическом процессе. Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии рефлексии в педагогическом процессе Егорова Ольга Леонидовна Учитель этики Мангушской ОШ 1.
Advertisements

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ СТАНОВЛЕНИЮ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗАДАЧИ: ПОДОБРАТЬ.
Рефлексия Учитель физической культуры Демина Т.А..
Подготовила учитель русского языка и литературы Кунникова Наталья Серегбаевна.
Государственное учреждение образования «Средняя школа 15 г.Лиды» 2011 / 2012 уч.год.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Урок рефлексии – современный урок английского языка Подготовила учитель английского языка МОУ СОШ 15 г.Балашова Чаплыгина ИИ..
Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Н. В. Зиновьева МБОУ-гимназия 13 п.Краснообска 2011.
Рефлексия на уроках английского языка. Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце.
Приемы рефлексии Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., преподаватель МБОУ ДПО «УМЦ», старший преподаватель ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» Челябинск 2014 Приемы рефлексии.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Виды рефлексии: 1. рефлексия эмоционального состояния и настроения; 2. рефлексия деятельности на уроке; 3. рефлексия.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
1 Учитель русского языка: Ананьева Надежда Степановна.
Цель: 1. Систематизировать знания о ключевых понятиях мотивации учения. 2. Получить представление о формировании мотивационной сферы учения.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ- ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Материалы для проведения педагогического совета Выполнила: Синельникова Л.М. зам. директора по УВР.
Структура современного занятия Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
«Стандарт второго поколения: в теории и на практике"
Транксрипт:

Технологии рефлексии в педагогическом процессе

Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. 2

Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер «Смысл образовательного пути – рефлексия» 3

Обращение к опыту как фиксация происходившего без анализа или интерпретации. Обращение к чувствам и переживаниям, сопровождающим опыт, их образная констатация. Повторное обращение к опыту, его переосмысление для формирования теоретических принципов, выступающих как гипотезы. Представление конкретного опыта, «выросшего» в результате рефлексии пережитого, обретение нового опыта. 4

Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности. (по Ладенко И.С.) 5

Ретроспективная – осмысление. Проспективная – проектирование. Интроспективная – регулирование деятельности «здесь и сейчас». 6

Компоненты рефлексии Педагог Деятельность учащихся Своя педагогическая деятельность Педагогическое взаимодействие Учащийся Своя деятельность Деятельность педагога Педагогическое взаимодействие 7

Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/ Проектировочная-моделирование, целеобразование. Организаторская-организация продуктивной деятельности и взаимодействия. Коммуникативная-общение педагога и воспитанника. Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла их деятельности. 8

Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/ Мотивационная- определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. Коррекционная- побуждение участников пед. процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия. 9

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Эмоционально-чувственная(положительные, или отрицательные эмоции-радость, огорчение, чувство разочарования, успех….. Потребностная-пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию…. Мотивационная-насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние и внутренние мотивы. 10 /по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса… Сфера ценностных ориентаций-что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чем проявилась ценность… Деятельностная сфера-какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности… 11 / по С.С. Кашлеву /

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Гностическая сфера-что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал… Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности/взаимодействия, как изменилась «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности… Сфера умений-какие умения приобрел/не приобрел, как изменился уровень умений… 12 / по С.С. Кашлеву /

Компоненты рефлексии 2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития Возможные причины: успешность деятельности /взаимодействия; смена видов деятельности; интересное содержание; благоприятная атмосфера общения; возможность творчества; полилог; диалог; 13 /по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития Возможные причины: личностная ценность; значимость обсуждаемых проблем, или осуществляемой деятельности; инновационные педагогические технологии 14 /по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия. 15 /по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия Критерии оценки- компоненты состояния развития (эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.). 16 /по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг. 17 / по С.С. Кашлеву /

Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень Деятельность учащегося Содержание Деятельность педагога Форма, методы После заполнения мишени, педагог вывешивает ее и делает краткий анализ. 18 /по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии Рефлексивная мишень Желание работатьПонимание материала Настроение на уроке Работоспособность 19

Технологии рефлексии «Мини-сочинение» Возможные темы: «Я-в уроке, урок-во мне». Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д. «Мои мысли о своем участии в деле». «Как я оцениваю результаты мероприятия». «Что мне дал этот урок». 20 /по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии Ключевое слово С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д. «Зарядка» Оценка деятельности, или ее компонента производится с помощью условных движений. «Анкета-газета» Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д. 21 /по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии «Заверши фразу» Во время занятия я научился /почувствовал, приобрел и т.д./…. Игра заставила меня задуматься…. На занятии мне особенно понравилось…. Обращение с природой для меня-это… «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. 22 / по С.С. Кашлеву /

Технологии рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти О. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления О.Неопределенности о. Недоумения о.Радости 23/по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти о. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления о.Неопределенности о. Недоумения о.Радости 24

Технологии рефлексии «Рефлексивный ринг» Каждый из участников состоявшегося дела приглашается в круг, рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму: -эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; -причины состояния; -оценка прошедшего дела и т.д. После рассказа-рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы. 25 /по С.С. Кашлеву/

Фото Пугачев Е.П. г. Вихоревка