Понятие и сущность социально- педагогической коррекции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Advertisements

Социально- психологические технологии формирования личности МБОУДОД СЮТ, педагог дополнительного образования Реутова О. О.
Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Когда на небе загорается звезда, То на земле рождается ребёнок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, Холодный блеск которой разогреет Солнце. От вас.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Участие педагога- психолога в комплексном сопровождении развития ребенка с социально- личностными проблемами.
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Психолого-педагогического сопровождения в развитии профессиональной компетентности воспитателя Доклад подготовила: педагог-психолог ГОУ детский сад 2221.
Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику и родителю?
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи Работу выполнила учитель начальных классов МООШ 2 Паршакова Татьяна.
Транксрипт:

Понятие и сущность социально- педагогической коррекции

Понятие педагогической коррекции целесообразно организованная система педагогических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) поведения целесообразно организованная система педагогических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) поведения

Понятие педагогической коррекции совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения

Принципы социально – педагогической коррекции Семья - система, в которой значима взаимосвязь членов семьи, их влияние друг на друга Семья - система, в которой значима взаимосвязь членов семьи, их влияние друг на друга Доверительная связь социального работника (педагога) с семьей Доверительная связь социального работника (педагога) с семьей Вера в успешное решение проблемы семьи Вера в успешное решение проблемы семьи

Методы социально – педагогической коррекции Наблюдение Наблюдение Внушение Внушение Убеждение Убеждение Педагогическое информирование Педагогическое информирование Аналогия Аналогия Ролевые игры Ролевые игры Беседа Беседа

Наблюдение Позволяет получить информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях участников консультации, увидеть и отношение семьи к специалисту. Важно наблюдать тон речи, мимику, жесты, детали внешности, стиль общения, особенности поведенческих и эмоциональных реакций. Наблюдение должно проходить незаметно. Некоторые результаты его записываются консультантом произвольно, что позволит сделать более основательным анализ в процессе консультирования

Внушение Состоит в аргументированном словесном воздействии на участников консультирования с целью изменения их мнения, установок и отношений. Внушение носит как прямой, так и опосредованный (косвенный) характер воздействия на человека.

Убеждение Является базовым методом для всех стадий консультирования семьи, позволяющим логически и аргументировано доказать правоту ее доводов и положений. При этом важно помнить, что оно воздействует на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Педагогическое информирование Широко применяется в социально- педагогическом консультировании, являясь одним из главных методов, так как применяется в целях повышения психолого- педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы. Это «мини- лекции», где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию, теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, из философской и художественной литературы.

Аналогия Предназначена для косвенного воздействия на семью. Воздействуют на мировоззрение, стереотипы, мнение, взгляды, установки всей семьи. Суть метода состоит в привлечении конкретных случаев из практической жизни, художественной литературы, истории, анекдотов.

Ролевые игры Формирование конкретных умений и навыков успешного решения проблемы у участников консультации. Ролевые игры включаются в процесс консультирования.

Беседа Обсуждение специальной литературы по проблеме семьи с родителями, что позволяет повысить уровень педагогической компетентности родителей, и помочь в самоанализе проблемы.

Вопрос 3 Индивидуальные виды коррекции семейных отношений

Социальный патронаж Социальный патронаж Социально-педагогическое консультирование семьи Социально-педагогическое консультирование семьи Коррекция детско-родительских отношений в процессе индивидуальной работы Коррекция детско-родительских отношений в процессе индивидуальной работы Индивидуальная коррекция поведенческих нарушений у детей Индивидуальная коррекция поведенческих нарушений у детей

Социальный патронаж Патронат система мер по оказанию помощи нуждающимся. Патронат система мер по оказанию помощи нуждающимся. Патронаж реализация совокупности конкретных действий по осуществлению патроната. Патронаж реализация совокупности конкретных действий по осуществлению патроната.

Социальный патронаж встречи-консультации патронируемой семьи с различными специалистами встречи-консультации патронируемой семьи с различными специалистами индивидуальные консультации с постоянным специалистом, ведущим данную патронируемую семью индивидуальные консультации с постоянным специалистом, ведущим данную патронируемую семью ходатайства перед различными учреждениями (от медицинских до благотворительных) ходатайства перед различными учреждениями (от медицинских до благотворительных) содействие и посреднические услуги в решении юридических и социальных проблем содействие и посреднические услуги в решении юридических и социальных проблем контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних

Сеть социального взаимодействия Центр Семья Друзья Коллеги по работе Родствен- ники Соседи

Условия эффективности социального патронажа необвинительный подход необвинительный подход работа на паритетных началах, но при возложении ответственности за результат работы на семью работа на паритетных началах, но при возложении ответственности за результат работы на семью сохранение семьи сохранение семьи доверительный контакт с семьей доверительный контакт с семьей сбор и анализ точной и полной объективной информации о семье и ее ближайшем окружении; сбор и анализ точной и полной объективной информации о семье и ее ближайшем окружении; опора на позитивный потенциал семьи, самоактуализацию ее внутренних ресурсов опора на позитивный потенциал семьи, самоактуализацию ее внутренних ресурсов рост жизнеспособности и развитие социальной компетентности семьи рост жизнеспособности и развитие социальной компетентности семьи сохранение системного подхода в работе с семьей сохранение системного подхода в работе с семьей

Социально-педагогическое консультирование семьи Цели социально-педагогического консультирования: Цели социально-педагогического консультирования: помочь каждому члену семьи в самоанализе своего поведения в данной проблемной ситуации помочь каждому члену семьи в самоанализе своего поведения в данной проблемной ситуации укрепить семью в вере в свои силы, желании добиться успеха в решении проблем укрепить семью в вере в свои силы, желании добиться успеха в решении проблем развивать способности у семьи самоактуализироваться, решать свои проблемы самостоятельно развивать способности у семьи самоактуализироваться, решать свои проблемы самостоятельно

Принципы социально-педагогического консультирования семья система, в которой значима как взаимосвязь членов семьи, так и их влияние друг на друга (родители дети) семья система, в которой значима как взаимосвязь членов семьи, так и их влияние друг на друга (родители дети) семья является суммой входящих в нее индивидов, и каждый ее член уникальная индивидуальность семья является суммой входящих в нее индивидов, и каждый ее член уникальная индивидуальность доверительная связь социального педагога с семьей определяет успешность результатов консультации доверительная связь социального педагога с семьей определяет успешность результатов консультации вера в успешное решение проблемы семьи вера в успешное решение проблемы семьи конфиденциальность конфиденциальность

Задачи социально-педагогического консультирования выявление и оценка возможности специалиста помочь семье в конкретной ситуации или определение показаний для оказания помощи другими специалистами выявление и оценка возможности специалиста помочь семье в конкретной ситуации или определение показаний для оказания помощи другими специалистами оказание социально-педагогической помощи в решении данной конкретной проблемы семьи оказание социально-педагогической помощи в решении данной конкретной проблемы семьи помощь в познании и раскрытии своего «Я» каждым членом семьи с целью более адекватного использования информации о себе в общении с семьей помощь в познании и раскрытии своего «Я» каждым членом семьи с целью более адекватного использования информации о себе в общении с семьей повышение общей социально-педагогической грамотности членов семьи(родителей) повышение общей социально-педагогической грамотности членов семьи(родителей) мобилизация внутренних, потенциальных возможностей каждого члена семьи мобилизация внутренних, потенциальных возможностей каждого члена семьи выявление дальнейших путей сотрудничества с семьей выявление дальнейших путей сотрудничества с семьей разработка коррекционной программы в рамках коррекционно-реабилитационной работы. разработка коррекционной программы в рамках коррекционно-реабилитационной работы.

Правила проведения социально- педагогической консультации: Консультации проводятся в закрытом помещении, где отсутствует телефон и не могут помешать посторонние лица Консультации проводятся в закрытом помещении, где отсутствует телефон и не могут помешать посторонние лица Дизайн кабинета должен располагать к доверительному общению Дизайн кабинета должен располагать к доверительному общению (социальный педагог и семья располагаются в креслах лицом друг к другу) (социальный педагог и семья располагаются в креслах лицом друг к другу) Основным методом консультирования является живая беседа с семьей. В процессе беседы специалисту важно не принимать закрытых, напряженных поз (скрещенные руки, сомкнутые ладони).Необходимо смотреть в лицо собеседникам, обеспечивая «контакт глаз» Основным методом консультирования является живая беседа с семьей. В процессе беседы специалисту важно не принимать закрытых, напряженных поз (скрещенные руки, сомкнутые ладони).Необходимо смотреть в лицо собеседникам, обеспечивая «контакт глаз» В процессе консультирования могут использоваться различные диагностические методики В процессе консультирования могут использоваться различные диагностические методики В консультационной беседе может принимать участие вся семья или социальный педагог работает с родителями и детьми отдельно (принимая во внимание в первую очередь желание детей) В консультационной беседе может принимать участие вся семья или социальный педагог работает с родителями и детьми отдельно (принимая во внимание в первую очередь желание детей) Продолжительность одной консультации от 45 минут до полутора часов Продолжительность одной консультации от 45 минут до полутора часов Перерывы во время консультации не делаются Перерывы во время консультации не делаются Результаты консультации должны быть отражены в специальной карточке семьи, которая является учетной документацией. С согласия членов семьи может использоваться диктофон Результаты консультации должны быть отражены в специальной карточке семьи, которая является учетной документацией. С согласия членов семьи может использоваться диктофон

Методы социально-педагогического консультирования совокупность способов, позволяющих выявить причины проблем семьи, нарушений во взаимодействии родителей с детьми и одновременно помочь семье в гармонизации детско-родительских отношений совокупность способов, позволяющих выявить причины проблем семьи, нарушений во взаимодействии родителей с детьми и одновременно помочь семье в гармонизации детско-родительских отношений

Коррекция детско-родительских отношений в процессе индивидуальной работы Основные этапы коррекция детско- родительских отношений: выявление стиля воспитания в семье выявление стиля воспитания в семье анализ конфликтов произошедших в определенный отрезок времени анализ конфликтов произошедших в определенный отрезок времени проведение диагностических методик проведение диагностических методик поиск путей предупреждения конфликтной ситуации в семье поиск путей предупреждения конфликтной ситуации в семье целенаправленная индивидуальная работа с семьей в диадах (парах) «мать сын», целенаправленная индивидуальная работа с семьей в диадах (парах) «мать сын», «отец сын» «отец сын»

Индивидуальная коррекция поведенческих нарушений у детей спонтанные игры спонтанные игры сочинение историй с игрушками сочинение историй с игрушками проигрывание реальных жизненных ситуаций проигрывание реальных жизненных ситуаций аналитические игры аналитические игры игры-релаксации игры-релаксации игры на эмоциональное реагирование игры на эмоциональное реагирование игры с элементами сказкотерапии игры с элементами сказкотерапии игровые арт-терапевтические техники игровые арт-терапевтические техники

Групповые виды коррекции семейных отношений

Групповые формы коррекции семейных отношений Игровые коррекционно- реабилитационные занятия Игровые коррекционно- реабилитационные занятия Родительский семинар-практикум Родительский семинар-практикум Тренинг Тренинг Арт-терапия Арт-терапия Ролевая игра Ролевая игра Релаксация Релаксация Рефлексия Рефлексия

Игровые коррекционно- реабилитационные занятия Игровая коррекция детско-родительского общения представляет систему специальных занятий, игр, упражнений, направленную на снижение трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, формирование и развитие конструктивного общения в диаде «родители – дети» Игровая коррекция детско-родительского общения представляет систему специальных занятий, игр, упражнений, направленную на снижение трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, формирование и развитие конструктивного общения в диаде «родители – дети»

При составлении игровой коррекционной программы специалист должен учитывать: соответствие игровой тематики конкретной проблеме ребенка и родителя или группы детей соответствие игровой тематики конкретной проблеме ребенка и родителя или группы детей уровень психолого-педагогической компетенции родителей уровень психолого-педагогической компетенции родителей возрастные особенности детей возрастные особенности детей психолого-педагогические особенности возраста при подборе игр психолого-педагогические особенности возраста при подборе игр задачи и цели конкретного этапа занятия, на котором используется игра задачи и цели конкретного этапа занятия, на котором используется игра

Тактика работы специалиста с детско- родительской группой: подготовку детей и родителей к игре, инструктаж подготовку детей и родителей к игре, инструктаж объяснение и демонстрацию способов выполнения игрового задания объяснение и демонстрацию способов выполнения игрового задания проверку правильности выполнения задания каждым из участников проверку правильности выполнения задания каждым из участников анализ, рефлексию игры анализ, рефлексию игры

Родительский семинар- практикум «Воспитание родителей» международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей. Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей. «Воспитание родителей» международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей. Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

Примерный план родительского семинара-практикума: Определение целей и задач занятия Определение целей и задач занятия Вводная часть (приветствие родителей, анализ наблюдений за изменениями, произошедшими в семье за минувшее время, обсуждение домашнего задания и организационных вопросов) Вводная часть (приветствие родителей, анализ наблюдений за изменениями, произошедшими в семье за минувшее время, обсуждение домашнего задания и организационных вопросов) Лекционная часть (введение новых понятий, знакомство с теоретическими аспектами обсуждаемой на занятии темы) Лекционная часть (введение новых понятий, знакомство с теоретическими аспектами обсуждаемой на занятии темы) Активная часть (связанные между собой активные формы работы, которые составляют особую терапевтическую систему воздействий, направленную на изменение детско-родительских отношений) Активная часть (связанные между собой активные формы работы, которые составляют особую терапевтическую систему воздействий, направленную на изменение детско-родительских отношений) Рефлексия занятия Рефлексия занятия Домашнее задание Домашнее задание

Тренинг Средство и форма активного социально-психологического обучения

Общие принципы работы групп тренинга Принцип моделирования Принцип моделирования Принцип проблемности Принцип проблемности Исследовательский принцип Исследовательский принцип Принцип новизны Принцип новизны Принцип обратной связи Принцип обратной связи Принцип диагностики Принцип диагностики Принцип рефлексии Принцип рефлексии Принцип целеполагания Принцип целеполагания Принцип активности Принцип активности Принцип объективации (осознания) поведения Принцип объективации (осознания) поведения Принцип партнерского общения Принцип партнерского общения

Требования к тренингу Оптимальным количеством участников в тренинговой группе 8-12 человек Оптимальным количеством участников в тренинговой группе 8-12 человек Необходимость наличия норм и правил тренинговых занятий и их соблюдение Необходимость наличия норм и правил тренинговых занятий и их соблюдение

ФОРМЫ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ Виды работы в группе: Виды работы в группе: Общегрупповая дискуссия Общегрупповая дискуссия Ролевая игра Ролевая игра Упражнения, в том числе в письменной форме Упражнения, в том числе в письменной форме Мозговой штурм Мозговой штурм Работа в подгруппах Работа в подгруппах Разминки Разминки

Основные методы работы в тренинге групповая дискуссия групповая дискуссия ролевые игры с предписанными и свободными ролями ролевые игры с предписанными и свободными ролями разбор конкретных ситуаций разбор конкретных ситуаций деловые игры деловые игры отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выделенных аспектов поведения просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выделенных аспектов поведения моделирование конкретных проблемных ситуаций участников моделирование конкретных проблемных ситуаций участников метод инцидента метод инцидента

Виды терапевтических занятий Терапия МузыкотерапияАрт-терапия СказкотерапияВидеотерапия БиблиотерапияАрт-драма Ароматерапия

Арт-терапия метод лечения посредством художественного творчества

Ролевая игра система специальных занятий, игр, упражнений, направленная на преодоление трудностей и нарушений, возникающих в процессе взаимодействия Ролевая игра На выигрыш На осознание На проигрыш

Релаксация произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических нагрузок

Суть метода релаксации произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает седативный эффект

Виды и этапы релаксации Релаксация Произвольная Не произвольная Три этапа релаксации: Напряжение / расслабление Напряжение / расслабление Дифференцированная релаксация Дифференцированная релаксация Самонаблюдение и саморегуляция Самонаблюдение и саморегуляция

Рефлексия Процесс обсуждения и анализа проведенной деятельности и ее результатов между руководителем, родителями и детьми. Рефлексия ВербальнаяРисуночная

Методы социально- педагогической коррекции семейных отношений

Методы социально – педагогической коррекции семейных отношений Наблюдение Наблюдение Внушение Внушение Убеждение Убеждение Педагогическое информирование Педагогическое информирование Аналогия Аналогия Ролевые игры Ролевые игры Беседа Беседа

Наблюдение Позволяет получить информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях участников консультации, увидеть и отношение семьи к специалисту. Важно наблюдать тон речи, мимику, жесты, детали внешности, стиль общения, особенности поведенческих и эмоциональных реакций. Наблюдение должно проходить незаметно. Некоторые результаты его записываются консультантом произвольно, что позволит сделать более основательным анализ в процессе консультирования

Внушение Состоит в аргументированном словесном воздействии на участников консультирования с целью изменения их мнения, установок и отношений. Внушение носит как прямой, так и опосредованный (косвенный) характер воздействия на человека.

Убеждение Является базовым методом для всех стадий консультирования семьи, позволяющим логически и аргументировано доказать правоту ее доводов и положений. При этом важно помнить, что оно воздействует на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Педагогическое информирование Широко применяется в социально- педагогическом консультировании, являясь одним из главных методов, так как применяется в целях повышения психолого- педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы. Это «мини- лекции», где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию, теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, из философской и художественной литературы.

Аналогия Предназначена для косвенного воздействия на семью. Воздействуют на мировоззрение, стереотипы, мнение, взгляды, установки всей семьи. Суть метода состоит в привлечении конкретных случаев из практической жизни, художественной литературы, истории, анекдотов.

Ролевые игры Формирование конкретных умений и навыков успешного решения проблемы у участников консультации. Ролевые игры включаются в процесс консультирования.

Беседа Обсуждение специальной литературы по проблеме семьи с родителями, что позволяет повысить уровень педагогической компетентности родителей, и помочь в самоанализе проблемы.

Вопрос 6 Релаксация, ее роль в коррекционно- реабилитационных занятиях

Релаксация произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических нагрузок

Релаксация в коррекционно- реабилитационных занятиях необходима на начальном этапе коррекции и взрослым, и детям для снятия напряжения и создания психологического комфорта

Правила эффективности релаксационных занятий релаксационные программы произносятся тихим голосом, с замедленным темпом, с длительными паузами, с логическими ударениям на словах- доминантах и формулах внушения релаксационные программы произносятся тихим голосом, с замедленным темпом, с длительными паузами, с логическими ударениям на словах- доминантах и формулах внушения в релаксационных занятиях широко используется разнообразная классическая музыка (Бах, Бетховен, Чайковский и др.) и музыка с записями различных шумовых эффектов (моря, дождя, ветра) в релаксационных занятиях широко используется разнообразная классическая музыка (Бах, Бетховен, Чайковский и др.) и музыка с записями различных шумовых эффектов (моря, дождя, ветра) каждое упражнение демонстрирует ведущий, а затем проверяет каждого члена группы, как он выполняет различные упражнения каждое упражнение демонстрирует ведущий, а затем проверяет каждого члена группы, как он выполняет различные упражнения поощряет, одобряет участников группы, но никогда не ругает поощряет, одобряет участников группы, но никогда не ругает отсутствует всякое давление на участников группы, все основывается только на добровольности отсутствует всякое давление на участников группы, все основывается только на добровольности в заключение каждого занятия проводится рефлексия (анализ отношений участников к группе, к руководителю, анализ своего поведения и эмоционального самочувствия в результате занятия) в заключение каждого занятия проводится рефлексия (анализ отношений участников к группе, к руководителю, анализ своего поведения и эмоционального самочувствия в результате занятия)

Рекомендуемая литература: Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб.- метод. Пособие / Ж.И. Мицкевич, Л.И. Рымашевская, Е.С. Ящук. –Мн.: БГПУ, 2002 Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб.- метод. Пособие / Ж.И. Мицкевич, Л.И. Рымашевская, Е.С. Ящук. –Мн.: БГПУ, 2002 Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Мн.: БелЭн, 2001 Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Мн.: БелЭн, 2001 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. –М.: Дидакт, 1992 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. –М.: Дидакт, 1992 Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. –М.: Университетское, 1992 Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. –М.: Университетское, 1992 Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. –М., 1981 Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. –М., 1981 Чистякова М.Г. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1993 Чистякова М.Г. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1993 Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. -М.: «Академия», 1992 Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. -М.: «Академия», 1992 Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Метод. рекомендации для социальных педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. –Мн.: РИПО, 2003 Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Метод. рекомендации для социальных педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. –Мн.: РИПО, 2003

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ