Исатаева У.Н., учитель-дефектолог, логопед Бариева И.С., психолог СОШ 73.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Advertisements

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед МОУСОШ 34 г. Владимира Агафонова Татьяна Валерьевна.
Психолого- педагогическое сопровождение младших школьников, имеющих нарушения чтения и письма, в условиях ЦППРК.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Психолого-логопедическая служба Педагог-психолог 1 квалификационной категории Вальд Наталья Николаевна Учитель-логопед 2 квалификационной категории Хатинская.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Логопсихологическое обследование. Направления диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативно- просветительское.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ учитель-логопед МОУ СОШ 19 г. Белгорода Нестеренко Анна Юрьевна.
ЛОГОПЕД ХАРАБ АЛЛА МАРЛЕНОВНА Логопедическая служба в ГОУ СОШ «Школа здоровья» 27.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед Детский центр «Я и мама» Родионова Наталья Александровна.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Учитель – логопед коррекция звукопроизношения ; формирование навыков звукового анализа и синтеза, а затем и послогового чтения ; развитие связной речи.
Проблема нарушения устной и письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального.
«Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях гетерогенного состава учащихся»
МБОУ СОШ 34 ЗДВР Плужарова Н.В.. Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.
Учреждение образования « Оршанская государственная специальная общеобразовательная школа 23 для детей с трудностями в обучении» 2009.
Транксрипт:

Исатаева У.Н., учитель-дефектолог, логопед Бариева И.С., психолог СОШ 73

Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), произвольности у учащихся с ЗПР приводят к тому, что дети с ЗПР почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала.

Для решения этих проблем в СОШ 73 практикуют интегрированные занятия учителя логопеда и психолога. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы сенсорные системы: слуховые,зрительные,тактильные. Интегрированные занятия проводятся в условиях смены положения тела - стоя, сидя, в движении. Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, группой. Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля. Психолог и логопед, выделяя основные направления коррекционной работы (логопед - коррекция нарушений письменной речи, психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом. Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения оказываются общими.

В своей совместной работе психолог и логопед СОШ 73 г. Караганды ставят перед собой цель по коррекции письменной речи и развитие у учащихся с ЗПР психических процессов и повышения уровня мотивации, направленные на личностное развитие ребенка в обучении и поведении.

Как известно, письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется. Что же является причиной затруднений в овладении письменной речью? Л.С.Выготский высказывал несколько соображений. 1. Письменная речь более абстрактна, чем устная, поскольку не имеет интонации, а значит требует другого подхода к ее усвоению. 2. Письменная речь совершается без собеседника, не является диалогом, и человек не реагирует на чьи-то слова соответствующими ответами. 3. Письменная речь имеет произвольную мотивацию. «В устной речи, - пишет Л.С.Выготский, - не приходится выдумывать мотивы: при каждом повороте разговора возникает необходимая фраза, а за ней - следующая дополнительная фраза и т.д. Таким образом, устная речь порождает мотивацию. В письменной речи мы должны сами создавать мотивы речи, т.е. действовать более произвольно, чем в устной речи».

Учитывая логопедическое заключение логопатов, совместно с психологом была составлена программа, состоящая из 30 интегрированных занятий, и рассчитана на учебный год для учащихся третьего класса. Каждое третье занятие в сетке работы логопеда с группой было интегрированным. Совместные занятия психолога и логопеда строятся следующим образом: наращивание степени сложности; тематическая направленность.

При проведении интегрированных занятий решались следующие задачи: Образовательные - развитие письменной речи - обогащение словарного запаса учащихся - развитие вербального интеллекта Коррекционно – развивающие - развитие памяти, внимания, мышления - развитие аналитико – синтетической деятельности, планирование умственных действий - развитие орфографической зоркости - cовершенствование мелкой моторики - развитие фонематического слуха Воспитатаельные -Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека. - воспитание навыков взаимодействия в группе - воспитание культуры речи Охранные -Учет возрастных особенностей учащихся с ЗПР - Учет состояния здоровья, зрения, слуха, осанки. - снятие перегрузок у учащихся, путем применения здоровьесберегающих технологий.

Программа занятий состоит из 3 блоков 1 блок – диагностический ( комплектование группы). 2 блок – Коррекция и развитие детей логопатов посредством оказания интегрированной помощи. 3 блок – психолого - логопедическое сопровождение детей – логопатов (оказание консультативной помощи педагогам и воспитателям детского дома Анализируя совместный двухлетний опыт работы по программе, начиная с сентября 2009 года с учащимися 3 класса, с логопедическим заключением: нарушение письма и чтения, обусловленное общим нарушением речи, можно сделать вывод, что к концу года у детей повышался уровень мотивации, самооценка. Повышался уровень развития психических процессов и заметно уменьшались ошибки при письме.

Сравнительный анализ ошибок учащихся 3 класса с г.г. 1- Ошибки звукового анализа. 2-Обозначения мягкости гласных (гласными II ряда, буквой «ь»). 3-Смешение букв по акустико- артикуляционному сходству. 4-Смешение букв по кинестетическому сходству. 5-Персеверации. 6-Антипации.

Из диаграммы мы можем видеть, что ошибки звукового анализа страдают в большей степени. В сентябре 2009 года ошибки звукового анализа составляли 40%. После эффективной коррекционной работы в конце учебного года эти ошибки составили 25%. В сентябре 2010 года ошибки звукового анализа составляли 28%. В конце учебного года эти ошибки снизились до 12%. Ошибки обозначения мягкости согласных на начало года составляли 30%. На конец года этот показатель снизился до 14%. В начале года ошибки обозначения мягкости согласных составляли 25%. На конец года этот показатель снизился до 8%. Ошибки смещения букв по акустико-артикуляционному сходству на начало учебного года составляли 29 %. На конец учебного года показатель снизился до 16%. На начало учебного года ошибки смещения букв по акустико-артикуляционному сходству составляли 22%. В конце учебного года наблюдается снижение до 10%, Ошибки смещения букв по кинестетическому сходству в году составляли 32%. На конец учебного года показатель снизился до 16%. В учебном году эти ошибки составляли 26%. В конце учебного года показатель снизился до 11%. Уровень персеверации в году с 29% снизился до 12%. На начало учебного года уровень персеверации с 20% понизилась до 9%.Уровень антипации в году с 25% снизился до 13%. С начала года с 18% снизился до 9%.

Благодаря совместной работе удается своевременно достичь положительных результатов у детей с ЗПР. Единая направленность деятельности учителя логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении нарушений письменной речи у младших школьников.

Список используемой литературы: Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. «Работа психолога в начальной школе». Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития».