Исторический процесс. Исторический процесс универсален : От « добывания хлеба до изучения насущного » планетарных явлений «Определяя задачи и направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. План: 1.Типы социальной динамики. 2.Факторы изменения социума 3.Роль народа в историческом процессе 4.Исторические личности ДОМАШНЕЕ.
Advertisements

Исторический процесс 10 класс, профиль. План Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса.
Исторический процесс. 1. Типы социальной динамики 2. Факторы изменения социума 3. Участники исторического процесса.
Домашнее задание §14 читать, материал лекции учить.
Цели: Выяснить сущность понятий: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса, революция, реформа, народ, эволюция,
Малыхина М.Н., учитель истории и обществознания. Участники исторического процесса(индивиды, социальные общности, организации и т.д.) Вся историческая.
Обществознание. Периоды Перво - бытность Древний мир Средневеко вье Новое время Новейшее время ФормацииПервобытно Общинная формация Рабовладе - ние ФеодализмКапитализмКапитализм.
Проблема общественного прогресса. Содержательная линия «Общество»
Проблема общественного прогресса. Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Типология обществ. Признаки: Общинно-государственная собственность на землю. Натуральное хозяйство. Большая зависимость от природы. Деспотийное государство,
Общество Науки, изучающие общество Психология Психология Социология Социология Экономика Экономика Демография Демография Этнография Этнография Антропология.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Урок 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО. План урока. Понятие общество. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Исторический процесс и его участники. Определение исторического процесса. В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ- «ход,условия и успехи челове- ческого общежития, или жизнь.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
Транксрипт:

Исторический процесс

Исторический процесс универсален : От « добывания хлеба до изучения насущного » планетарных явлений «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином». В. О. Ключевский

Основа исторического процесса - события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

философия истории – еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс. стремится выявить общую природу исторического процесса; наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории (смысл и направленность общественного развития).

социальная динамика Социальные изменения это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.

Рассеянная мануфактура фабрика Производство на дому Индустриальное общество Постиндустриаль ное общество

Формы социальных изменений Эволюция это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. разновидность эволюционных изменений - социальная реформа, переустройство какой - либо стороны общественной жизни ( институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Социальная революция это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА природные факторы - французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считал определяющими ; духовный фактор - « Идеи правят миром », немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит « мировой разум »; материальные факторы - значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА техника и технология - переход общества в новое качество они связали с « компьютерной революцией », развитием информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким - либо одним фактором. ( немецкий ученый М. Вебер )

РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ марксистская философия - народные массы ( трудящиеся ) являются творцами истории ; формула « народ творец истории » означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества, например буржуазия ; русский историк В. О. Ключевский вкладывал в понятие « народ » этническое и этическое содержание.

А. И. Герцен ( гг.) писал, что народ консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен...» Русский философ Н. А. Бердяев ( гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен...» Другая точка зрения на роль народных масс в истории :

различие между понятиями « народ » и « масса » Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких - либо отличительных свойств, традиций, почвы она пуста. ( К. Ясперс )

По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ « Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом ». Т. Гоббс

Интересы могут различаться по своей направленности : государственные, политические, экономические, духовные ; могут быть реальными и мнимыми ; могут носить прогрессивный и регрессивный, или консервативный, характер.

устойчивые и длительно существующие группы людей : классы ( рабы рабовладельцы, феодалы крестьяне и др.); племена, народности, нации ; сословия ; группы, выделяемые по религиозному ( протестанты, католики и др.), возрастному ( молодежь, пожилые люди и др.), профессиональному ( шахтеры, учителя и др.), территориальному ( жители какой - либо области ) признакам.

для защиты своих интересов социальные группы создают общественные объединения Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.

Роль личности в истории : « Понятие « великий » есть понятие относительное », писал русский философ Г. В. Плеханов. « О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам ». Ф. Вольтер

Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г. Интернет- ресурсы: