Причастие как особая форма глагола Причастие – особая форма глагола в образе прилагательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Какая? Падающая звезда = которая падает от прилагательного от глагола вопрос, род число, падеж синтаксическая роль вид время.
Advertisements

"Мой университет - reforma.ru" Причастие как особая форма глагола Выполнила: Анисимова О.В., учитель русского языка, литературы и МХК, МОУ «СОШ.
1.Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий, что делавший?, что сделавший? 2. Обладает морфологическими признаками.
Понятие о причастии теннисный мяч постоянные признаки временные признаки маленький круглый теннисный жёлтый лежащий падающий упавший катящийся.
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Автор – Садовникова Л.М., учитель школы 29 г. Смоленска.
Причастие как особая форма глагола. 1. Спишите, определите вид глагола. Писать - переписать, собрать - собирать, свистеть - засвистеть, бежать – сбежать.
Причастие «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов Понятие о причастии Грамматические признаки.
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ, 7 КЛАСС. ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов.
Причастие как особая форма глагола. Урок русского языка в 6 классе.
П РИЧАСТИЕ Ц ЕЛЬ УРОКА : ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ ПРИЧАСТИЯ, УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ПРИЧАСТИЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Фронтальный опрос. 1. Что.
Ворон и воронята. Басня Л.Н.Толстого.. Выполните задания, ответьте на вопросы. Замените синонимами следующие слова: сперва, уморился, потружусь, свил.
Определите грамматические признаки данных слов: 1. маленький 2. летящий 3. падает.
Учебный проект Учебный проект Для чего нужны причастия ?
Склонение причастий. 7 класс. Русский язык Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д. Абодим Петровского района Саратовской области Фоктова.
Понятие о причастии 7 класс. Объяснение нового материала Для определения понятия используем теннисный мяч.
Урок-исследование Тема: Удивительный гибрид. Цель: Знакомство с новой частью речи; исследование её грамматических, морфологических и синтаксических признаков.
ПРИЧАСТИЕ Урок в 10 – 11 классах. Цели урока: Вспомнить морфологические признаки причастия; Вспомнить особенности правописания и употребления причастия.
Причастие Как вы понимаете слова В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»?
Автор : Проценко Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ 30 « Физико - математический лицей 30», СПб Причастие как часть речи.
В мире причастия. ЦЕЛИ: Познакомить с понятием «причастный оборот». Знать: опознавательные признаки причастного оборота Уметь: видеть причастный оборот,
Транксрипт:

Причастие как особая форма глагола Причастие – особая форма глагола в образе прилагательного

Какая? + Падающая указка = которая падает ~~~~~~~~~~ от прилагательного от глагола вопрос, род число, падеж синт. роль вид время

Задание: подобрать к словосочетанию прил.+сущ однокоренное прич. +сущ (сущ. заменить по смыслу) синий горизонт желтая кувшинка колючий еж шумный поток зеленый лес рыхлый лед белый хлеб

Задание: подобрать к словосочетанию прил.+сущ однокоренное прич. +сущ (сущ. заменить по смыслу) синий горизонт – синеющий небосклон желтая кувшинка – желтеющая нива колючий еж – колющийся предмет шумный поток – шумевший ручей зеленый лес – зеленеющий тростник рыхлый лед – рыхлевший снег Белый хлеб - белеющая роща

Задание: найти с/с прил.+сущ. (записать цифры, обозначающие с/с) 1 вариант 2 вариант 1.стоящий мальчик 1. старый человек 2. засеянное поле 2. чернеющая смородина 3. летящая птица 3. свежие семена 4. светлое небо 4. склонившаяся береза 5. собранные грибы 5. густой ельник 6. маленький ребенок 6. седеющие волосы 7. весенняя травка 7. бегущая строка 8. прореженная свёкла 8. голые ветки

Задание: найти с/с прил.+сущ. 1 вариант 2 вариант 1.стоящий мальчик 1. старый человек 2. засеянное поле 2. чернеющая смородина 3. летящая птица 3. свежие семена 4. светлое небо 4. склонившаяся береза 5. собранные грибы 5. густой ельник 6. маленький ребенок 6. седеющие волосы 7. весенняя травка 7. бегущая строка 8. прореженная свёкла 8. голые ветки

+ Задание: найти с/с прич.+сущ. ( выписать только цифры с правильным ответом) 1 вариант : 2 вариант: 1) чернеющая пропасть 1) желтевшим светом 2) черная ночь 2) желтым светом 3) белого снега 3) дремлющий старик 4) поспевший крыжовник 4) северное сияние 5) темный горизонт 5) горячее молоко 6) болотная вода 6) колосящаяся рожь 7) горячая печь 7) белый лист 8) спеющая ягода 8) белеющий снег 9) мелкий брод 9) заросший пруд

Задание: найти с/с прич.+сущ. 1 вариант : 2 вариант: 1) чернеющая пропасть 1) желтевшим светом 2) черная ночь 2) желтым светом 3) белого снега 3) дремлющий старик 4) поспевший крыжовник 4) северное сияние 5) темный горизонт 5) горячее молоко 6) болотная вода 6) колосящаяся рожь 7) горячая печь 7) белый лист 8) спеющая ягода 8) белеющий снег 9) мелкий брод 9) заросший пруд +

Озаглавить текст, выписать с/с прич.+сущ. Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому комсомольцу Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена пионеров, пренебрегавших опа- сностью и вступивших в борьбу со стихией за хлеб. Пал на обуглившейся ниве калининский пионер Гена Воро- нов. «Пионерская правда», рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из смоленской об- ласти Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб всё село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесённая хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому ко- лоску, подобранному в поле, к булке школьной столовой должно быть бережное отношение.

Цена хлеба. Нет ничего дороже хлеба. Берегите хлеб! Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому комсомольцу Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена пионеров, пренебрегавших опа- сностью и вступивших в борьбу со стихией за хлеб. Пал на обуглившейся ниве калининский пионер Гена Воро- нов. «Пионерская правда», рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из смоленской об- ласти Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб всё село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесённая хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому ко- лоску, подобранному в поле, к булке школьной столовой должно быть бережное отношение.

Причастный оборот – причастие с зависимым словом. + Какой? + /п.о. / с=м редеющий осенью лес ~~~~~~~~~~~~~~~ Какой? С=М, /по/ лес, редеющий осенью, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Проверь себя! Расставить и объяснить орфограммы и знаки препинания при ПО. Сове …кие солдаты в.. друзившие 30 апреля 1945 года знамя Победы над рейхстагом воз- в..стили миру о п..беде над фашизмом. На па- раде Победы к подножию Мавзолея были бро- шены знамёна дивизий и полков поверженных советскими воинами. Первым было брошено лич?ное знамя Гитлера м..чтавшего пок..рить весь мир.

Знамя над рейхстагом

Личное знамя Адольфа Гитлера

Проверь себя! Расставить и объяснить орфограммы и знаки препинания при ПО. Советские солдаты, водрузившие 30 апреля 1945 года знамя Победы над рейхстагом, воз- вестили миру о победе над фашизмом. На па- раде Победы к подножию Мавзолея были бро- шены знамёна дивизий и полков, повержен- ных советскими воинами. Первым было бро- шено личное знамя Гитлера, мечтавшего по- корить весь мир.

наст. время -ущ,-ющ - брить - бреющий -ащ,-ящ – смотреть - смотрящий _________________________________ прош. время - вш,- ш нёс – нёсший видел - видевший

Образовать действительные причастия от глаголов: 1вариант – нас. времени, 2вариант – прош. времени 1. Пилить - 2. Стоять евать - 4. Держать - 5. Раздеваться - 6. Увидеть - 7. Рисовать - 8. Читать -

Образовать действительные причастия от глаголов: 1вариант – нас. времени, 2вариант – прош. времени, выделить суффиксы. 1. Пилить – пилящий, пиливший 2. Стоять – стоящий, стоявший 3. 3евать – зевающий, зевавший 4. Держать – держащий, державший 5. Раздеваться – раздевающийся, разде- вавшийся 6. Видеть – видящий, видевший 7. Рисовать – рисующий, рисовавший 8. Читать – читающий, читавший

наст. время 1спр: - ом,ем; читать - читаемый 2спр: - им; видеть - видимый прош. время - нн- прочитать – прочитанный -енн-(-ённ-) увидеть – увиденный - т - понять - понятый