А.П.Чехов Крыжовник. Рассказ «Крыжовник», входящий в «маленькую трилогию», написан в июле 1898 г., сразу после «Человека в футляре». Есть несколько записей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» Выполнили учащиеся 8 «а» класса.
Advertisements

Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» Выполнили учащиеся 8 «а» класса.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Данная презентация подготовлена и представлена к просмотру Новосёловой Натальей Степановной и учениками Захвалинским А. и Яценко Д. г.Белгород.
Презентация учителя русского языка и литературы Остер Натальи Рафаиловны к уроку «Тема «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А. П. Чехова» МОУ «Средняя.
Литературный праздник, посвящённый 150-ти летию со дня рождения А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов «Человек с молоточком». Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, скромный Антон Павлович Чехов ( )
«Футлярная жизнь» или жизнь без футляра?.. (по произведениям А.П. Чехова)
РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ» КАК ИСТОРИЯ ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ А что такое счастье? Кто это знает? Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком.
Проект выполняла Широкова Юлия учащаяся 8 а класса МОУ «БСОШ 1»
Презентация подготовил Кадет 8 Б класса Кутовой Н.А.
Исследовательская работа ученицы 3 Б класса МОУ «СОШ 40» г. Новоуральска Чернышевой Кристины.
Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я».
Футлярная жизнь в творчестве А.П. Чехова ( по произведениям «Маленькой трилогии» и «Ионыч»). Значение деталей.
Проектно-исследовательская работа Футляры человеческой жизни (По рассказам А.П.Чехова) Автор :Лапчинская Т.А.
Учитель русского языка и литературы Макарова Маргарита Ильинична.
…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. А.П.Чехов.
4 класс Учитель : Егоркина Н. А МОУ Магнитная СОШ.
В мастерской художника слова: А.П.Чехов (урок-мастерская).
Транксрипт:

А.П.Чехов Крыжовник

Рассказ «Крыжовник», входящий в «маленькую трилогию», написан в июле 1898 г., сразу после «Человека в футляре». Есть несколько записей к этому рассказу в дневнике писателя. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде... Обходит свой сад и чувствует, что чего-то недостает. Останавливается на мысли, что недостает крыжовника, посылает в питомник.

Через 23 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно». И другая: «Крыжовник был кисел: Как глупо, сказал чиновник и умер». К этому же рассказу имеет отношение и следующая запись, в которой видят одну из главных мыслей произведения: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья непременно наступит несчастье».

О чем рассказ «Крыжовник»? Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком. Автор подчеркивает, насколько его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша- Гималайский морил ее голодом. В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.

Деньги, как водка, делают человека чудаком. У нас в городе умирал купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку меду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с медом, чтобы никому не досталось. (Иван Иваныч) Брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но все же в конце концов ошибешься и купишь совсем не то, о чем мечтал. (Иван Иваныч) Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность, развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч) Надо чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч)

Ответственность героя за выбор жизненной философии Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени. Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества. Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше- Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени. В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата. Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни. Кризис личности и общества в рассказе Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум. И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло. Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям. Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни. Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.

В чём заключается конфликт рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»? Мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее. Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности. Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности.

Идейно-художественный анализ произведения Идейно-художественный анализ произведения В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.