Я в едь е щё г ражданин, я л юблю Р одину, народ, я ч увствую, ч то е сли я п исатель, то я о бязан г оворить о н ароде, о б е го страданиях, о б е го.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Advertisements

Занятие на тему: «Честь и достоинство» Автор: Педагог высшей категории: Коркунова Елена Юрьевна МАОУ Пермская кадетская школа 1 «Пермский кадетский корпус.
А.С. Пушкин ЛИРИКА Работу выполнила Корочкова Юлия.
Пушкин о назначении поэта и поэзии
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой… Иди в огонь за честь Отчизны За убежденья, за.
ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН. Урок общения в 8 «А» классе. Разработала и провела классный руководитель 8 «А» класса Косачёва Татьяна Анатольевна.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Сергей Александрович Есенин Быть поэтом – это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие.
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
Школьников: что это значит?. Девиз: Учись смотреть в глаза друг другу! Учись друг друга понимать! Не осуждай чужого мненья! Умей другого понимать!
Великая Отечественная война в художественной литературе Презентацию подготовил Ученик 11 класса «Б» Тараман Григорий.
Тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Образ малой родины в лирике Елены Львовны Балашовой, поэтессы Чухломского края учебный год МКОУ Чухломская средняя школа им. А. А. Яковлева.
Патриотизм и патриот А. С. Пушкин Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
России первая любовь… Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф. И. Тютчев.
Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. Н.А.Некрасов – целое Н.А.Некрасов – целоепоэтическое государство, живущее по своим законам. Р.Гамзатов. Р.Гамзатов.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Наша эмблема. Гимн кадетов Гимн кадетов 1.Хотя мы за партою школьной сидим Но твёрдо решили уже России благие дела посвятим Такая нам жизнь по душе Припев:
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Транксрипт:

Я в едь е щё г ражданин, я л юблю Р одину, народ, я ч увствую, ч то е сли я п исатель, то я о бязан г оворить о н ароде, о б е го страданиях, о б е го б удущем... А. П. Ч ехов « Чайка ».

Гражданин – человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу. Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин». Гражданский – 1) свойственный лицу, сознающему себя членом общества, членом данного государства. Гражданский долг. Гражданская доблесть. Гражданское мужество. 2) Проникнутый идеей гражданского блага. Я зрел твоих сынов гражданскую отвагу, Я слышал их обет, Великодушную присягу И самовластию бестрепетный ответ. А.С. Пушкин «Андрей Шенье». Я напишу гражданские стихи! Обличительные стихи. А.А. Блок «О любви, поэзии и гражданской службе».

Каким видится нам, учителям, молодой человек 21 века, тот, что сейчас за партой? Можно перечислить многие прекрасные качества этого идеального представителя будущего. Но попробуем представить себе не вообще ученика, а собственных, кровных, своих детей, сына или дочь. Что тревожит их сегодня и какими мы хотим видеть их через десятилетия? Вот здесь и начинается отчёт истинной педагогики, когда волнуешься об учениках как о своих детях. Когда, всматриваясь в их лица, мучительно ищешь ответы на непростые вопросы. Как изжить равнодушие и безответственность, пассивность и озлобленность? Как сделать свой урок их уроком? Учительское надо их хочу? Как воспитать с таким уровнем совести, чтобы неотстранённо от самих себя и общества жили? Как связать сухую теорию с гражданским взрослением? Думается, что урок должен быть не только образовательным, но и человекоформирующим. Проблема воспитательной эффективности урока и учительского труда – наиболее сложная и важная для современной школы. Литература, как никакой другой предмет в школе, обладает ко многому обязывающей привилегией – отвечать за человека в целом. На уроках литературы должна идти непрерывная просветительская работа по постижению единства духовного, гражданского и нравственного развития человека.

Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденья, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрёшь не даром, Дело прочно, когда под ним Струится кровь… Н.А. Некрасов «Поэт и Гражданин». Живой мечтой вы жаждете свободы, Вы верите в безумную любовь, В вас жизнь бушует, как морские воды, В вас, как прибой, стучит по жилам кровь; Ваш зорок глаз, и ваши лёгки ноги, И дерзость подвига волнует вас, Вы не боитесь – ищете тревоги, Не страшен, - сладок вам опасный час; ……………. Вы то, что вечно, дорого и свято, Вы – миру жизнь несущая вода! В. Брюсов «Юношам».

Формирование гражданственности на уроках литературы осуществляется при изучении биографии поэта или писателя; изучении лирики или прозаического произведения; написании творческих работ; проведении литературных диспутов, дискуссий, ролевых игр; проведении внеклассных мероприятий.

Почему поэт (писатель) интересен и сегодня? Какие личностные качества поэта (писателя), на ваш взгляд, наиболее важные? Где и когда они проявлялись? Приведите примеры проявления гражданского мужества (доблести, отваги) поэта (писателя). Чем близка вам личность поэта (писателя)? О чём бы вы хотели с ним поговорить сегодня? Вывод: какими гражданскими качествами обладал поэт (писатель)? В чём состояла его гражданская позиция?

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Н. Чавчавадзе-Грибоедова. Вывод: Что отличало А.С. Грибоедова как великого гражданина Отечества? - глубокие познания; - патриотизм (участие в ополчении 1812г.) - служба Отечеству: талантливый дипломат; - связь с декабристским движением: идеи об устранении крепостного права, проведение изменений в государственном устройстве, повышение уровня образования всех общественных сословий.

Разработана система уроков: - Эволюция гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина. - «Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал…» (гражданские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова). - Гражданская лирика Н.А. Некрасова. - «Не с теми я, кто бросил землю…» (гражданская лирика А.А. Ахматовой). - «И вечный бой, покой нам только снится!» (гражданские мотивы в лирике А.Блока). - «Досадно мне, что слово честь забыто…» (В. Высоцкий). - «Перемен требуют наши сердца!» (гражданские мотивы в современной поэзии).

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… В ранней лирике – размышления об общественном благе, о просвещении, тирании, свободе. Лирический герой – человек пылкий, страстный, бунтарь, с одной стороны; с другой – настоящий сын Отечества, готовый на подвиг г. Лирический герой- гордый, свободолюбивый человек, отвергающий рабство, человек, пытающийся обрести жизненные ценности, определить гражданскую позицию – отношение к декабристам г. Лирический герой – человек возмужалый, закалившийся в борьбе за собственное достоинство; л. г. – гражданин, осмысливающий не только своё место в обществе, но и размышляющий над важнейшими вопросами бытия: история и личность, история и народ; л. г. осознаёт себя человеком, способным воздействовать на умы и души людей, давший оценку своему пребыванию на земле. Вывод: Твёрдость, решительность, взыскательность, презрение к почестям – вот те качества, которые А.С. Пушкин считал главными для каждого человека.

10 класс. - «Я нужен России? Нет, видно, не нужен…» Нужны ли Базаровы России? - Ролевая игра «Суд над Раскольниковым». 11 класс. - Спасительна или гибельна ложь? (по драме М. Горького «На дне»). -Почему Мастер заслужил не свет, а покой? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). -Каких перемен «требуют наши сердца»? (по современной рок- поэзии). « Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой» В.Г. Белинский. Мне есть чем платить, но я не хочу Победы любой ценой. Я никому не хочу ставить ногу на грудь. Я хотел бы остаться с тобой, Просто остаться с тобой. Но высокая в небе звезда Зовёт меня в путь. В. Цой.

1. «Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством». В.Г. Белинский. 2. «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство». Булат Окуджава. 3. «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой». В.Г. Белинский. 4. «Не позволяй душе лениться». (Н. Заболоцкий).

…Всё чаще слышны слова о том, как низок уровень жизни в России и как хорошо в Европе и Америке, что не за что любить страну, которая для тебя ничего не сделала… Так не сами ли мы виноваты в том, что происходит с нашей Родиной? Как бы смотрели на нас те мальчики и девочки, что не страшились смерти, бесстрашно шли навстречу пулям, бросались под танки, терпели невыносимые муки… А мы? Я? Смогла бы я хоть чем-то пожертвовать во имя других? Но мы недовольны своей страной и, не задумываясь, бросаем мусор на траву, оставляем на стенах мерзкие надписи, равнодушно перешагиваем через упавшего на тротуаре старика… Что будут говорить о нас лет через пятьдесят? Как вспомнят нас, равнодушных, корыстных, озлобленных, замкнутых в своём мирке? В великой стране живут великие, благородные люди, потому и зовётся она державой, процветает. А сегодня? Заболела наша родина, и болезнь эта – мы сами. Мне посчастливилось жить в великой стране, которая славится своими великими сынами, настоящими гражданами своего Отечества. М.В. Ломоносов и А.В. Суворов, А.С. Пушкин и А.И. Герцен, Л.Н. Толстой и А.П. Чехов… Моим современником является А.И. Солженицын. Сейчас его называют «пророком в своём отечестве». Наверное, это справедливо. Меня привлекает гражданская позиция писателя, его честность, верность своим убеждениям, любовь к своему народу, нравственная чистота взглядов. «Не участвовать во лжи» – одна из основополагающих идей не только творчества А.И. Солженицына, но и его общественной жизни. Поражает гражданское мужество и писателя, и его героев, которые, не теряя своего человеческого достоинства, продолжают жить «не по лжи», страдают, но не отказываются от своих идеалов. Таков и герой рассказа А.И. Солженицына «На краях» Г. Жуков. Его судьба прослежена в соотношении с историей страны, жизнь была подчинена интересам родины: «Тревоги родины и всегда волновали Жукова больше, чем свои». Два великих человека, сумевших сохранить свою душу и честь незапятнанной, сумевших отстоять своё достоинство в идеологических схватках, - не в этом ли и состоит величие человека, его «самостояние»?

Быть поэтом – это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. С. Есенин.