Вопрос А6, А7 Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Advertisements

Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Макеева Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ Тогучинского р-на Киикская СОШ.
Союзы По составу По значению Простые: и, но.. Составные: не только, но и потому что Сочинительные Подчинительные Соединит.: и, да (=и), тоже, также, не.
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнил: студент гр. 614 Зуев А. Р. г. Москва 2015.
Формообразующие служат для образования формы слова Образуют наклонение глаголов Образуют степени сравнения прилагательных и наречий ПовелительноеУсловное.
Презентация к уроку по теме «Частицы». Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Язык и стиль научной речи. Лексический уровень важно передать один, и только один смысл; эмоциональная нагруженность слова - недостаток, мешающий пониманию.
Урок решения грамматических задач по теме «Вводные слова» «ПРОВЕРЬ СЕБЯ, или ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ВВОДНЫХ СЛОВ»
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
Текстоцентрический подход в контексте подготовки обучающихся к ЕГЭ Презентацию подготовил: Масюткина М.Г. учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ.
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц» учитель русского.
Транксрипт:

Вопрос А6, А7 Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений

Совет Для успешного выполнения данных заданий необходимо прежде всего установить языковую и логическую связь между предложениями, предугадать содержание первого и последнего предложений, увидев слова (местоимения. Частицы, союзы, вводные конструкции и пр.), указывающие на связь предложений, и правильно выстроить текст

Выполнить задания вам поможет данная информация 1. В качестве начального нужно выбрать такое предложение, которое -логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания -в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, указывающих на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов -с точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым

2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учётом логики развития мысли и тех средств, которые в них присутствуют, прежде всего лексических средств: -лексические повторы (обычно повторяются наиболее значимые слова, обозначающие главную тему текста или его фрагмента, повторяться могут одни и те же слова, однокоренные слова) -слово из предыдущего предложения в последующем может заменяться СИНОНИМОМ (в некоторых случаях контекстуальным) -в качестве средства связи предложений могут использоваться слова, имеющие какую-либо связь друг с другом (это могут быть АНТОНИМЫ, слова со значением части и целого (человек – общество), слова со значением рода и вида (хищники – лисы) и т.д.) -полнозначные существительные, прилагательные, наречия в последующем предложении могут замещаться МЕСТОИМЕНИЯМИ ПРИСУТСТВИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО ДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ ПЕРВОЕ В ТЕКСТЕ ИЛИ В ЗАКОНЧЕННОМ ФРАГМЕНТЕ, ОНО СЛЕДУЕТ ЗА ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯИ

Обратите внимание на союзы А, НО, И и некоторые другие, преимущественно сочинительные, стоящие в начале самостоятельных предложений. Дополнительным средством связи могут служить единство видовременных форм, синтаксический параллелизм, неполнота предложений

3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности. Следует обратить внимание на причинно-следственные связи между предложениями. Для этого, как правило, используются вводные слова, наречия, частицы, союзы и т.п.: к счастью, поэтому, потому что, несмотря на это, именно, наоборот, вопреки этому, впрочем, во-первых, если, в отличие от него, и ещё, следовательно, в частности, между тем, ведь, одним словом, в силу того что, прежде всего, однако, в то время как, такие, вскоре, к тому же, конечно, и, в результате, в особенности, благодаря, даже

Частицы и их значение Ли, разве, неужели – вопрос Что за, как – восклицание Вот (а вот), вон (а вон) – указание Вряд ли, едва ли – сомнение Именно, как раз – уточнение Только, лишь, исключительно, почти – выделение, ограничение Даже, даже и, ведь - усиление

Союзы и их значение Тоже, также – соединение А, но, зато, однако – противопоставление Пока, едва, лишь только – время Потому что, так как, оттого что, с тем чтобы – причина Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы – цель Если, раз, если бы – условие Хотя; несмотря на то, что; пускай – уступка Как, как будто, словно – сравнение Так что - следствие

Способы связи предложений в тексте Последовательная (цепная) – одно предложение как бы вливается в другое; каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее: Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники Параллельная – предложения посвящены одному и тому же предмету речи, сопоставляются/противопоставляются. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены сходными грамматическими формами, иногда имеются анафора (единоначатие), включающая повторение лексически значимых единиц, полисиндетон (повторение союзов): И дрогнул Сокол, и, гордо крикнув, пошёл к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошёл он, расправил крылья. Вздохнул, сверкнул очами и – вниз скатился. И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…

Разбор заданий (1)…(2) И жили здесь в продолжение нескольких столетий. (3) Вера сама по себе не должна мешать сожительству мусульман и христиан в лоне одного государства и одного гражданского общества. (4) Другое дело, что в наши дни ислам вступает в конфликт с цивилизацией, именующей себя – с большой долей условности – христианской. (5) Сложность в том, что свою правду несёт в себе каждая из конфликтующих сторон. (6)…это мировой вопрос, обещающий стать одним из главных вопросов 21 века.

Задание А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в тексте? 1). Россию можно назвать многонациональным государством 2). Мусульмане живут в России 3). В мире сосуществуют представители различных религий 4). Религиозные разногласия – сегодня это актуальная проблема Ответ: 2. Именно это предложение должно начинать текст, вводя его тему: здесь говорится о сосуществовании двух религий в рамках одного государства. Предложение 2 – парцеллированная часть предложения 1. Утверждение, содержащееся в первом и втором предложениях, получает развитие в остальных компонентах текста

ВопросА7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении? 1). Безусловно 2). В то же время 3). Однако 4). К счастью Ответ: 1. Это предложение является концовкой текста, логично завершая информацию по теме. Вводное слово БЕЗУСЛОВНО оформляет данную фразу как вывод, что соответствует её содержанию, роли в тексте