Конкурсная работа преподавателя второй категории Каминского Александра Антоновича преподавателя высшей категории Михасёнка Дмитрия Васильевича г. Поставы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из истории отечественного тракторостроения.. Это первый в мире гусеничный трактор, построенный механиком Ф. Блиновым. Посредине рамы длиной 5 м. стоял.
Advertisements

Тема 1 «Классификация и общее устройство тракторов» Занятие 1 «История создания тракторов» Цель занятия: ознакомить учащихся с историей создания тракторов.
Тема урока: История развития отечественного тракторостроения.
Первый трактор Среди множества используемых человеком машин тракторы занимают одно из важнейших мест, так как представляют собой мобильные энергетические.
Урок - презентация Урок - презентация Классификация и общее устройство тракторов. Проект выполнил учитель технологии Рунгинской средней общеобразовательной.
Лектор: к.т.н., доц. Бутовченко А.В.. История отечественного тракторостроения уходит вглубь XVIII века год. Знаменитый механик-самоучка Иван Петрович.
Ташкентский автомобильно-дорожный институт Факультет «Автомеханика» Кафедра: «Автомобили и специализированные транспортные средства» Устройство и теория.
История тракторостроен ия в России 9 класс. Год выпуска 1896 Мощность двигателя, л.с. (кВт) 20 (14,5) Число передач вперед / назад 1 / 1 Скорость движения,
Петровский агропромышленный лицей преподаватель Мокрова Л.В. Презентация о профессии»тракторист-машинист» Зёрна наших дней, светитесь Позолотою резной.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ И ИХ ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ Лекция 1.
«Тепловые двигатели» Выполнила учитель физики Галкина Н.В. МКОУ «Чинеевская СОШ»
Раздел 1. Основы комплектования машинно-тракторных агрегатов.
История изобретения паровых машин. Парова́я маши́на - тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу.
Первые паровозы Стефенсона и Черепановых
Двигатели Внутреннего Сгорания Презентация подготовлена учителем Юрковой С.Л.
Танки и САУ Проект ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ. Авторы работы: Донских Алексей (10 класс), Шуваев Денис (6-б класс) Новоюрьевская С О Ш.
Локомотивы и локомотивное хозяйство. Развитие локомотивов и железных дорог имеет долгую и интересную историю. Их появление дало мощный импульс ускорению.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Воспитательный час на тему: МАРЬИНОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ.
ИСТОРИЯ ЗАВОДА Приборостроительный завод «МАНОМЕТР» - уже более 100 лет выпускает разнообразный ассортимент приборов для контроля и управления давлением.
Презентация к уроку физики в 8 классе «Тепловые машины»
Транксрипт:

Конкурсная работа преподавателя второй категории Каминского Александра Антоновича преподавателя высшей категории Михасёнка Дмитрия Васильевича г. Поставы 2007 г. УО «Поставский государственный профессионально- технический колледж сельскохозяйственного производства»

Учебная презентация по предмету «Тракторы» Тема 1 Введение История тракторостроения

С давних времен человечество стремилось к, облегчению своего труда, повышению его производительности. В земледелии использовали с этой целью домашних животных (лошадей, ослов, волов, верблюдов и др.) Наряду с этим шел поиск механических средств, которые бы не только облегчали труд, но и давали возможность увеличивать количество и повысить качество продукции. Предпринимались настойчивые попытки использовать энергию воды, солнца, ветра. Одним из направлений технического развития было использование тепловой энергии, освобождаемой при сжигании дров, угля, нефти и других продуктов.

Среди многих русских изобретателей и конструкторов восемнадцатого века в 1736 году в официальных документах правительственных учреждений впервые был упомянут Леонтий Шамшуренков, изобретатель уникальных подъёмных машин и «самобеглой» коляски первого в России механического экипажа. Шамшуренков Леонтий Лукьянович (1687 – 1758) - русский изобретатель. Был дворецким крестьянином. Изготовив прототип самобеглой коляски он в 1741 г. обратился с заявлением в Нижегородскую губернскую канцелярию: «...И такую коляску он, Леонтий, сделать может подленно так, что она будет бегать без лошади, только правиться будет через инструменты двумя человеками стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать она будет хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному, но к горе будет, где не весьма крутое место». В феврале 1752 г. Шамшуренков был вызван в С.-Петербург, где ему дали возможность реализовать свою идею. К ноябрю того же года коляска была готова. Экипаж приводился в движение мускульной силой двух человек, управляющими этим экипажем. Она имела 4 колеса. Кузов подвешивался к раме на нескольких ремнях. Двойной приводной механизм размещался на небольшой площадке позади пассажирских сидений. К этой же площадке выходили тяги рулевого управления. Эта коляска считается первым русским самоходным экипажем. Несколько месяцев она находилась на сенатском дворе и развозила "праздных людей", но потом о ней забыли. Штатсконтора выдала мастеру наградные и прогонные деньги, всего в сумме 52 рублей 181/4 копеек. Неожиданная награда, относительно большая по тому времени и свидетельствовавшая о признании работ Шамшуренкова, побудила его предложить сенату новые изобретения. «В прошлом 1752 году, сообщал он в своём «доношении», сделал я, именованный, для апробации коляску, которая и поныне имеется в Санкт-Петербурге при Правительствующем Сенате, а ныне ещё могу для апробации сделать сани, которые будут ездить без лошадей зимою, а для пробы могут ходить и летом... И ежели позволено будет, то и ещё сделать могу часы (верстомер), которые ходить будут на задней оси, на которых будет показываться на кругу (циферблате) стрелкою до тысячи вёрст и на каждой версте будет бить колокольчик».

Кулибин Иван Петрович ( ), - механик-самоучка сын нижегородского мещанина, в 1791 году создал трехколесную «коляску-самокатку» с двумя ведущими и одним направляющим колесами. В этой коляске изобретатель применил целый ряд механизмов и устройств, которые встречаются в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик для аккумулирования механической энергии и др В 1763 г. уральский изобретатель Иван Ползунов создал первую в мире двухцилиндровую паровую машину непрерывного действия. Это открыло широчайшую перспективу для развития мобильных энергетических средств, применяемых для передвижения и выполнения работы. В 1769 г. во Франции Жозеф Кюньо построил первый автомобиль с паровым двигателем.

В 1830 г петербургский каретный мастер К. Янкевич. представил в министерство путей сообщения описание и чертежи парового «быстрохода». Он писал: «Введение в употребление сухопутного летнего и зимнего парового экипажа, без сомнения, может принести государству немаловажную пользу поспешным доставлением всех сведений и необходимых потребностей во все места, а равно и сообщением со всеми городами...». Янкевич Казимир – русский (Петербургский) лафетных дел мастер – со своими двумя товарищами-механиками на основе разработок паровых двигателей И.И.Ползунова, П.К.Фролова, Е.А. и М.Е.Черепановых в 1830 году вплотную подошел к созданию самоходного экипажа с паровым двигателем. «Быстрокат», как было названо это изобретение, должен был развивать скорость до 30 верст в час, иметь способность быстрого торможения, ускорения и замедления хода. Принципиальной особенностью «быстроката» Янкевича являлся паровой котел, разработанный им в 1820 году и состоявший из 120 дымогарных трубок и использовавший в качестве топлива древесный уголь (по замыслам изобретателей – сосновый). Предполагалось, что эта машина может быть использована как на летнем (колесном), так и на зимнем (с полозьями) ходах. В конструкции быстроката были предусмотрены также места для пассажиров и водителя, расположенные в крытой повозке, отапливаемой посредством системы тепловых трубок. Конструктивная особенность быстроката Янкевича заключалась еще и в оригинальном оформлении связи между корпусом повозки и ее задней осью. Изобретатель отошел от общепринятого способа расположения оси под корпусом: он пропустил ось непосредственно через корпус, что сместило центр тяжести повозки и существенно повысило ее устойчивость против опрокидывания. Однако работы русских техников по созданию колесного самохода с механическим двигателем показали, что громоздкие и тяжелые паровые установки не позволят получить компактную и простую машину

Аналогом такого тягача является локомобиль созданный С.И. Мальцовым - основателем Брянского механического завода, который среди всего прочего изготовлял и локомобили. В 1873 году там был построен первый паровой тягач мощностью 10 л.с., весивший 8 т. и способный буксировать 10 колесных прицепов-платформ с грузом в т. Он оснащался 2-цилиндровой паровой машиной. Всего сделали 7 машин, некоторые из них применялись во время русско-турецкой войны гг. (Франц. locomobile от лат. locus - место и mobilis - подвижной), передвижная или стационарная паросиловая установка из объединенных в один агрегат паровой машины и котла. У нас в стране локомобили производились вплоть до 60-х годов, когда их производство было прекращено из-за малой экономичности. В 1817 году изобретатель Василий Гурьев разработал конструкцию тягача «сухопутного парохода». В одном из своих писем он отмечал: «Если крымские степи будут когда-нибудь пахаться паровыми машинами, сама собой учредится и уборка хлеба машинами».

1830 г. - Первые колесные трактора с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции, применялись на транспорте и в военном деле. С 1850 года паровые трактора используются в сельском хозяйстве этих стран, а с 1890 – в сельском хозяйстве США г. - Загряжский, Дмитрий Андреевич – штабс-капитан – предложил первый гусеничный движитель (без механического привода). Его гусеничный движитель строился на двух колесах, основном и дополнительном – шестиугольном, расположенном перед основным. Колеса обводились железной цепью, длина звена которой была равна длине стороны шестиугольника; натяжение цепи обеспечивалось специальным распором. Изобретатель указывал, что цепь может заменить железную дорогу, обеспечивая колесу всегда гладкую и ровную поверхность В 1879 г. русским инженером, капитаном русского флота О. С. Костовичем был построен двигатель внутреннего сгорания мощностью 59 кВт (80 л. с), массой 240 кг, работавший на бензине. Рабочая смесь в нем зажигалась электрической искрой от аккумулятора. Двигатель имел водяное охлаждение, фитильную смазку, оригинальную конструкцию кривошипно-шатунного механизма. В 1889 г. Б. А. Яковлев организовал производство автомобильных керосиновых двигателей. Почти одновременно с И. С. Костовичем крестьянин Нижнегородской губернии П. И. Оскин изобрел керосиновый двигатель.

В 1879 г. крестьянин Федор Абрамович Блинов получил патент на "Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам". Эта конструкция еще больше, чем движитель Загряжского, приближается к конструкции гусеничного хода современных тракторов. В 1888 г. Ф. А. Блинов построил первый в мире гусеничный трактор, приводимый в движение двумя паровыми машинами. На раме длиной 5 м размещались паровой котел на шесть атмосфер, работал на нефти, две паровые машины, будка и баки для топлива и воды. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью лошадиных сил при 40 оборотах в минуту. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины. Обслуживали «самоход» два человека: водитель управлял ходом из будки, а машинист обслуживал котел и паровые цилиндры. Сиденье машиниста размещалось за котлом. Машина развивала скорость до трех верст в час и имела тяговое усилие килограммов. Этого было достаточно для работы с несколькими плугами. Свой «самоход» Блинов дважды выставлял на русских промышленных выставках. В 1889 году он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове. В 1896 году улучшенная конструкция «самохода» демонстрировалась на Нижегородской промышленной и художественной выставке

Ввиду несовершенства конструкции трактор Блинова не получил распространения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие отечественного тракторостроения, которое задерживалось из-за отсутствия работоспособного двигателя внутреннего сгорания. Понимая технические недостатки трактора с паровым двигателем, талантливый ученик Ф. А. Блинова Яков Васильевич Мамин решил снизить его вес за счет применения двигателя внутреннего сгорания. С этой целью он создал двигатель, работающий с бескомпрессорной подачей тяжелого топлива в камеры сгорания. В нем конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Перед началом работы его нагревали от постороннего источника тепла, а затем уже двигатель работал за счет самовоспламенения. На этот двигатель Мамин получил патент в 1903 г. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на нефти, был впервые построен в России. Прообразом колесного трактора с двигателем внутреннего сгорания стала «самоходная тележка», созданная и построенная Я. В. Маминым в гг. В эти же годы немецкий изобретатель Рудольф Дизель создал двигатель с внутренним смесеобразованием и самовоспламенителем легкого топлива керосина. По существу это был тот двигатель, который теперь называют дизелем. В 1910 г. Я. В. Мамин создал первый отечественный колесный трактор с дизельным двигателем собственной конструкции и назвал его «Русский трактор», а в 1911 году трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название "Русский трактор-2".

На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов. Кроме Балаковского завода, незадолго до первой мировой войны несколько заводов России (в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и др.) приступили к выпуску тракторов. Но их роль в истории дореволюционного тракторостроения невелика. Тракторостроительной промышленности практически не существовало. В 1913 году в царской России было всего 165 тракторов. До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов. Между тем, в 1901 году фирма «Харт-Парр» (Hart-Parr) в США выпустила первые колесные трактора с двигателями внутреннего сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой "Холт" (Holt), а позднее в Германии фирмой "Вандерер-Дорнер" (Wanderer- Dorner) и в др. странах производятся трактора на гусеничном ходу. Назначение: - для пахоты с трехкорпусным или шестикорпусным прицепным плугом, а также для привода стационарных машин. Изготовитель: - Завод нефтяных двигателей и тракторов Я.В.Мамина, г.Балаков Саратовской губ. Год выпуска Общее количество выпущенных тракторов Мощность двигателя, л.с. (кВт) (18)/45(33) Масса трактора, кг Число передач вперед/назад /1 Скорость движения вперед, км/ч ,5 После испытания и небольшой переделки - с двигателем мощностью 33 кВт. Русский трактор-2 конструкции Я.В.Мамина

В 1918 г. по указанию В. И. Ленина в городе Марксе Саратовской области создается тракторный завод «Возрождение». Здесь налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я. В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с). В 1919 году Продолжая работу по конструированию новых моделей тракторов, Я. В.Мамин создал трактор "Гном" с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт и двухскоростной коробкой передач, обеспечивающей скорости движения 2,93 и 4,27 км/ч. Улучшая конструкцию своего трактора, Я. В. Мамин в 1924 году построил новый трактор с двигателем мощностью 8,8 кВт в двух вариантах: трактор "Карлик-1" (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения км/ч) и "Карлик-2" (четырехколесный, с одной передачей и реверсом) Тракторы Карлик и Гном конструкции Я.В.Мамина

1918 год. На Петроградском Обуховском заводе началось производство гусенично-колесных тракторов по типу американского трактора фирмы "Холт" с двигателем мощностью 55 кВт. Но из-за гражданской войны завод лишь в 1921 году смог выпустить первые три трактора, а в 1922-м - еще пять год. 2 ноября В. И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "Об едином тракторном хозяйстве". Этим декретом было положено начало созданию единого тракторного хозяйства в нашей стране, организации ремонта и снабжения запасными частями, а также организации испытательных станций, курсов подготовки инструкторов, мастеров и трактористов. В 1920 г. в Москве организуется тракторная лаборатория, а для подготовки специалистов по сельхозмашиностроению при Московском механическом институте вскоре открывается факультет индустриализации сельского хозяйства. Народное хозяйство требует все большего количества тракторов и автомобилей, поэтому решаются вопросы строительства специализированных заводов. Развитие тракторной промышленности шло по двум направлениям: первое производство копий иностранных образцов, второе разработка и выпуск тракторов отечественных конструкций, приспособленных к условиям эксплуатации в нашей стране. Эти работы возглавляли Я. В. Мамин, профессор Е. Д. Львов и другие известные ученые год. На Коломенском заводе под руководством одного из зачинателей отечественного тракторостроения и основоположника науки о тракторах Евгения Дмитриевича Львова началось производство копии трактора "Могул" американской компании "Интернешнл Харвестер". Однако после испытания опытных образцов было решено отказаться от копирования зарубежной техники, в конструкции которой было много сложных в производстве и эксплуатации узлов и агрегатов. На основе полученного опыта был создан более простой и удобный трактор "Коломенец-1". Основным топливом была сырая нефть. Были разработаны три модификации, различавшиеся мощностью двигателя, наличием радиатора, увеличенным числом передач.

Трактор "Коломенец-1". Назначение: - для работы с прицепными машинами общего назначения и для привода стационарных машин. Изготовитель: - Коломенский машиностроительный завод, г. Коломна Московской области; - Брянский завод "Профинтерн" (ныне Брянский машиностроительный завод). Годы выпуска Общее количество выпущенных тракторов более 500 Мощность двигателя, л.с. (кВт) (18,4) Эксплуатационная масса, кг Число передач вперед/назад /1 Диапазон скоростей движения вперед, км/ч …3,2 - 5,5

Трактор "Запорожец" В этом же году под руководством инженера А. А. Унгерна был запроектирован, а затем построен на заводе "Красный прогресс" в Кичкассе трактор "Запорожец". Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, конструкторы ограничились одним ведущим задним колесом. Двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 8,8 кВт с запальным шаром работал на сырой нефти. Трактор имел только одну передачу вперед, развивал скорость 3,6 км/ч, мощность на крюке не превышала 4,4 кВт. Созданный для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов трактор был прост в производстве и эксплуатации. Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как «Запорожец», мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как за «механической лошадью». Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор. Всего было выпущено с 1923 по 1927 годы более 500 тракторов.

Когда в апреле 1923 года Тракторная комиссия при Госплане разрабатывала стратегическую линию механизации сельского хозяйства страны, она отметила главные преимущества гусеничного трактора перед колесным: возможность работы на поле в плохую погоду, почти в 1,5 раза больший коэффициент использования мощности двигателя для создания тяги и меньший расход топлива на единицу тяговой мощности. Кроме того, мощность, затрачиваемая на движение у гусеничного трактора, почти не зависит от состояния пути. Уже на хорошей проселочной дороге сопротивление движению у него меньше, чем у трактора с металлическими колесами, а на плохой и подавно. Вот почему в первоначальных наметках Госплана гусеничных тракторов предполагалось выпустить больше, чем колесных год. На Харьковском паровозостроительном заводе приступили к выпуску гусеничных тракторов (по типу немецкого "В. Д. Ганомаг") "Коммунар" с двигателем мощностью 36,8 кВт и трехскоростной коробкой передач, которая обеспечивала скорость от 1,8 до 7 км/ч. Когда в конце апреля 1924 года первый "Коммунар" заработал, он заметно отличался от своего прототипа. Керосиновый двигатель оказался тяжелее бензинового, кроме того, некоторые детали из цветных металлов заменили стальными и чугунными. Чтобы сохранить удельное давление на почву, как и у "В. Д. Ганомаг ", конструкторы "Коммунара" увеличили раму и длину гусениц. Для облегчения пуска двигателя между валом, вращаемым заводной ручкой, и коленчатым валом установили зубчатую пару с передаточным отношением два.

Почти все тракторы, выпускавшиеся в то время, были несовершенны в техническом отношении, а их двигатели - маломощны и недостаточно экономичны. Нужен был современный, экономичный трактор. Самым распространенным, самым простым и самым дешевым в мире считался в то время американский легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917 года. Если раньше тракторы представляли собой повозку с мотором, то «Фордзон» вошел в историю как первый в мире безрамный трактор. Картер двигателя у него составлял одно целое с шасси и воспринимал нагрузку. Эта схема колесных тракторов сохранилась до сих пор. Главные его преимущества перед тракторами других марок состояли в простоте конструкции и управления им, невысокой стоимости и малой металлоемкости год. В Ленинграде с конвейера завода "Красный путиловец" сошел первый трактор, названный "Фордзон - путиловец". Трактор имел карбюраторный двигатель мощностью 14,7 кВт, работавший на керосине, трехскоростную коробку передач, развивал скорость от 2,3 до 10,8 км/ч, мощность на крюке достигла 6,6 кВт. Он выпускался до апреля 1932 года. Всего за это время было выпущено тракторов «Фордзон» оказался слабосильным для социалистического переустройства деревни. Но именно с него начинается подлинная история советского тракторостроения.

1925 год. Организован тракторный отдел в НАМИ, который в 1946 году был преобразован в Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ) год. По решению Советского правительства, в Сталинграде и Харькове начали строительство заводов (СТЗ и ХТЗ) по выпуску колесного трактора, прототипом которого послужил американский трактор "Интернационал 15/30" год. Совет Народных Комиссаров принял решение о строительстве тракторного завода в городе Челябинске на Урале год. 17 июня с конвейера Сталинградского тракторного завода был снят первый трактор СТЗ-15/30 с карбюраторным двигателем, работавшим на керосине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3,5 до 7,4 км/ч. Мощность двигателя составляла 22 кВт, а мощность трактора на крюке - 11 кВт. Колеса имели стальные ободья с почвозацепами. Трактор СТЗ-15/30 имел классическую компоновку с рамным остовом год – в СССР налажено массовое производство тракторов 1931 год. 1 октября вступил в строй Харьковский тракторный завод (ХТЗ), выпускавший тракторы ХТЗ-15/30, подобные тракторам СТЗ-15/30. Обе модели выпускались до 1937 года и известны под общим названием СХТЗ-15/30. Трактор создавался как основное средство для механизации сельского хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов, американский "Интернешнл - 15/30". В процессе создания трактора СХТЗ-15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена применительно к отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода - Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью тракторов в год.. Этот трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в е годы год – СССР отказался от импорта тракторов, т.к. стало хватать тракторов собственного производства

Трактор СХТЗ - 15/30 Назначение: - для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Изготовители: - Сталинградский тракторный завод ( ), - Харьковский тракторный завод ( ), - Второй авторемонтный завод, Москва ( ). Общее количество вып. тракторов Мощность двигателя, л.с. (кВт) ,5 (23) Эксплуатационная масса, кг Число передач вперед/назад /1 Диапазон скоростей движения вперед, км/ч ,5-7,4

1934 год. На Кировском заводе в Ленинграде (бывшем заводе "Красный путиловец") вместо трактора "Фордзон-путиловец" началось производство более совершенного трактора "Универсал", в качестве прототипа которого был взят американский трактор "Фармолл". Трактор "Универсал" имел двигатель мощностью 16,19 кВт, работавший на керосине, и трехскоростную коробку передач, развивал скорость от 3,4 до 7,2 км/ч и мощность на крюке 7,36 кВт. Трактор "Универсал" Назначение: - для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами. Изготовители: - завод "Красный Путиловец", Ленинград ( ), - Владимирский тракторный завод ( ). Общее количество вып. тракторов Мощность двигателя, л.с. (кВт) (16,2) Эксплуатационная масса У-2, кг Число передач вперед/назад /1 Диапазон скоростей движения вперед, км/ч ,4-7,2 Трактор "Универсал" был первым советским трактором, в больших количествах экспортировавшихся за границу.

1933 год. 1 июня вступил в строй Челябинский тракторный завод, выпускавший мощные гусеничные тракторы С-60 общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 44,2 кВт, работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор фирмы "Катерпиллер". Трактор выпускался до 31 марта 1937 года. Тракторы "Сталинец-60" (С-60), "Сталинец-65" (С-65) Назначение: - для работы с прицепными с /х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Изготовитель: - Челябинский тракторный завод. Трактор C C-65 Годы выпуска Общее количество вып. тракторов Мощность двигателя, л.с. (кВт) (53) (55) Эксплуатационная масса, кг Число передач вперед/назад / /1 Диап. скоростей движения вперед, км/ч....3,0-5, ,6-6,9

1937 год. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ общего назначения. Пахотный трактор СХТЗ - НАТИ Назначение: - для работы с 4-х 5-тикорпусным плугом и другими прицепными с /х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Изготовители: - Сталинградский тракторный завод ( ), - Харьковский тракторный завод ( ), - Алтайский тракторный завод ( ). Общее количество вып. тракторов Мощность двигателя, л.с.(кВт) (38,3) Эксплуатационная масса, кг Число передач вперед/назад /1 Диапазон скоростей движения вперед, км/ч ….3,8-7,9

Поскольку модели тракторов, выпускаемых обоими заводами, не различались по конструкции, их именовали объединенной маркой СХТЗ-НАТИ. ХТЗ с 1938 по 1941 год параллельно с тракторами СХТЗ-НАТИ выпускал часть тракторов ХТЗ-Т2Г с газогенераторны- ми установками, работавшими на древесном топливе. Тракторы СХТЗ-НАТИ в 1938 году на Международной выставке в Париже получили высшую награду - "Гран-при". В течение целого десятилетия СХТЗ-НАТИ оставался самым распространенным гусеничным трактором, только в 1949 году его сменил ДТ-54, который по компоновке, схеме силовой передачи, ходовой системе и остову сохранил преемственность с СХТЗ- НАТИ и отличался от него дизелем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака сзади. В мае 1937 года на Международной выставке "Искусство и техника современной жизни" в Париже трактор С-65, собранный на опытном заводе, удостоился высшей награды - "Гран-при". Трактор С-65 был первым отечественным дизельным трактором. С этой модели и начался переход тракторного парка СССР на дизельные тракторы. Начиная с 1938 года, трактор начал поступать на экспорт год. СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Свыше 40 % мирового выпуска их приходилось на долю Советского Союза год. 20 января Алтайский тракторный завод выпустил первую тысячу тракторов АТЗ- НАТИ, которые он выпускал до 1952 года. Всего тракторные заводы в г. Сталинграде, Харькове и Рубцовске выпустили трактора АСХТЗ-НАТИ. В декабре этого года на АТЗ был изготовлен первый опытный образец трактора ДТ-54, представлявшего собой гусеничный трактор общего назначения с дизелем мощностью 39,7 кВт. Трактор имел пятискоростную коробку передач, обеспечивающую скорость передвижения от 3,59 до 7,9 км/ч. Мощность на крюке составляла 26,5 кВт. На выпуск этого трактора в 1949 году перешли СТЗ и ХТЗ, а в 1952 году и АТЗ. Тракторы ДТ-54 были надежны в работе и удобны в обслуживании и управлении. Они завоевали признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Эти машины экспортировались в 36 стран Европы и Азии. ДТ-54 ХТЗ-Т2Г 1938 г.

1947 год. С конвейера вновь построенного Липецкого тракторного завода сошел первый гусеничный трактор Кировец КД-35 общего назначения, который имел дизель мощностью 27,2 кВт, развивал скорость от 3,81 до 9,11 км/ч и имел мощность на крюке 17,66 кВт. Эту модель завод выпускал до 1956 г. 4 ноября 1950 года - день начала серийного выпуска тракторов КД-35 на Минском тракторном заводе. Первенец МТЗ пользовался большим и заслуженным успехом у тружеников полей. Выпускался трактор заводом недолго, всего 9 месяцев, до августа 1951 года. За это время с конвейера сошло 406 машин. Производство же дизельных и пусковых двигателей для КД-35 на заводе не прекращалось. В дальнейшем этот двигатель был применен на колесном универсальном пропашном тракторе, над которым заводские конструкторы работали уже с 1948 года. Газогенераторный трактор КТ-12 - специальная гусеничная машина, предназначенная для трелевки леса, выпускалась на Кировском заводе до 1951 года.15 августа 1951 года с главного конвейера тракторосборочного цеха МТЗ сошла первая партия трелевочных машин КТ-12 В 1954 году на МТЗ разработали конструкцию трелевочного трактора средней мощности, установив на нем дизельный двигатель колесного трактора "Беларус" мощностью 60 л.с., присвоив ему марку ТДТ-40 Конструкторами Минского тракторного завода совместно с Научно-исследовательским автотракторным институтом (НАТИ) была разработана и следующая модель трелёвочного трактора ТДТ-54 с дизельным двигателем Д-54 мощностью 54 л.с. от трактора ДТ-54. КТ-12 ТДТ-40 ТДТ-54 КД-35

МТЗ-1МТЗ год. 14 октября - Историческая дата для коллектива Минского тракторного завода - на главном конвейере закончилась сборка тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, созданных заводскими конструкторами. Эти машины определяли всю дальнейшую специализацию завода на выпуске колесных универсально- пропашных тракторов. С конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный трактор МТЗ-2 с пневматическими шинами и с навесной гидросистемой. Двигатель трактора имел мощность 26,5 кВт. Пятискоростная коробка передач позволяла получать скорость движения от 4,56 до 12,95 км/ч. Мощность на крюке составляла 17,66 кВт. Трактор МТЗ-2 стал первой моделью массовых колесных универсально- пропашных тракторов Минского тракторного завода год. Производство тракторов в СССР превзошло производство тракторов в США или трех вместе взятых европейских стран - Англии, Франции и ФРГ.

14 октября 1953 г. начался серийный выпуск МТЗ-2, ставшего родоначальником большого семейства тракторов "Беларусь".

Пахотные тракторы Т-74, Т-75 Назначение: - для основных с/х работ по сплошной обработке почвы и уборке урожая с навесными, полунавесными и прицепными машинами, может быть использован для легких дорожных, строительных и других работ в сельском хозяйстве. Изготовитель: - Харьковский тракторный завод. Трактор Т Т-74 Годы выпуска Общее количество вып. тракторов Мощность двигателя, л.с. (кВт) (55) (55) Эксплуатационная масса, кг Число передач вперед/назад / /3 Диап. скоростей движ. вперед, км/ч ,1-10, ,5-11,6 С 1959 года на ХТЗ производится трактор Т-75, который создан в результате модернизации ДТ-54А: двигатель повышенной мощности, рама упрочнена, увеличено число передач переднего хода, пусковой двигатель с электростартером, двухместная кабина закрытого типа с обогревом и вентиляцией. Конструкции заднего моста и ходовой системы Т-75 и ДТ-54 в основном аналогичны. Т-74 модернизация трактора Т-75, отличается, в основном, установкой двигателя новой. Более совершенной конструкции.

Минский тракторный стал непосредственным разработчиком концепции советского тракторостроения. Именно здесь отрабатывали важнейшие научно- технические и экономические решения, такие как разработка и внедрение полноприводных и скоростных колесных тракторов, реализация модульного проектирования, повышение качества и технического уровня тракторов при одновременном наращивании массовости производства, создание первого в СССР семейства унифицированных колесных и гусеничных тракторов различного назначения. Базовая модель МТЗ-5 и модификации МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, а также трактор МТЗ-7 со всеми ведущими колесами год. Создан универсальный колесный трактор МТЗ-50 с двигателем мощностью 55 л. с. На его базе создано семейство машин различного назначения, в том числе МТЗ-52 (1964 г.) трактор с передним ведущим мостом портального типа. В 1974 г. завод начал производство МТЗ-80, ставшего самой массовой моделью в мире. На его базе создан ряд модификаций: повышенной проходимости (МТЗ-82), низкоклиренсный, рисоводческий, хлопководческий и т. д. Продолжая работы по совершенствованию конструкции машин, в 1984 г, завод поставил на производство трактор МТЗ-102. Специализация МТЗ как производителя универсально-пропашных тракторов кл. 1,4 определила гамму тракторов на многие годы. В рамках этого класса к концу 80-х было освоено несколько уровней мощности (от 50 до 100 л. с.), что позволило создать тракторы для работы на повышенных скоростях и в тягово-приводном режиме. Позднее МТЗ стал осваивать производство универсально-пропашных тракторов кл. 2 (150 л. с.), мотоблоков МТЗ-05 и малогабаритных тракторов МТЗ-220 (20 л. с.). Общее производство тракторов в Беларуси планировалось довести до 120 тыс. в год. Однако эти планы были разрушены всеобщим кризисом 90-х годов.

С 1976 г. по настоящее время идет четвертый этап тракторостроения. Он характеризуется улучшением качества тракторов, повышением их надежности. Сейчас выпускаются тракторы с мощными двигателями, в которых применен турбонаддув, трансмиссиями с переключением передач на ходу, гидроприводами для облегчения управления и привода рабочих органов сельскохозяйственных машин, комфортабельными кабинами. С 1978 года Минский тракторный завод приступил к созданию мини-техники. Были разработаны и поставлены на производство мотоблоки мощностью 5, 6, 8, 12 л.с. (МТЗ-05, МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12), 4-х колесные минитракторы МТЗ-082 мощностью 12 л.с. Продолжая работы по совершенствованию конструкции тракторов Беларус, в 1984 году завод поставил на производство 100-сильный трактор МТЗ-102. Продолжая работы по совершенствованию конструкции машин, в 1984 г, завод поставил на производство трактор МТЗ-102. В1985 году были изготовлены первые образцы трактора МТЗ-142 мощностью 150 л.с. Специализация МТЗ как производителя универсально-пропашных тракторов кл. 1,4 определила гамму тракторов на многие годы. В рамках этого класса к концу 80-х было освоено несколько уровней мощности (от 50 до 100 л. с.), что позволило создать тракторы для работы на повышенных скоростях и в тягово-приводном режиме. Позднее МТЗ стал осваивать производство универсально-пропашных тракторов кл. 2 (150 л. с.), мотоблоков МТЗ-05 и малогабаритных тракторов МТЗ-220 (20 л. с.). Общее производство тракторов в Беларуси планировалось довести до 120 тыс. в год. Разработана конструкция и ставится на серийное производство несколько модификаций малогабаритного трактора МТЗ-220 мощностью 220 л.с.. За создание малогабаритной техники группе работников завода присуждена в 1995 году Государственная премия Республики Беларусь. Завод освоил производство нового трактора «Беларус-1221» мощностью 130 л.с., обладающего высокой экономичностью и производительностью. Первые тракторы выпущены в 1994 году. На базе выпускаемых тракторов Беларус и с использованием их узлов и агрегатов завод организовал производство 15 моделей так называемой альтернативной техники: коммунальные, лесоразрабатывающие машины, транспорт для шахт, погрузочные машины. В 1995 году завод выпустил трехмиллионный трактор.

Произошедшие перемены потребовали перестройки политики МТЗ как в конструировании, так и в производстве тракторов. В условиях становления государственной самостоятельности Беларуси перед заводом была поставлена задача удовлетворения в первую очередь потребности республики во всех типах с.-х. тракторов и сохранение рынков за ее пределами. Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках. В 1999 году МТЗ изготовил 57,7% от всех тракторов, изготовленных странами СНГ. В этом же году завод разработал свою новую модель: 250-сильный трактор МТЗ-2522, универсальный по своим возможностям. В 2000 г. ко Дню белорусского тракторостроителя в короткие сроки был спроектирован и создан гусеничный трактор Беларус В конструкции машины заложен ряд принципиальных и инженерных решений. Осваивая зарубежные рынки МТЗ провел сертификацию в институте Silsoe (Великобритания ) всех выпускаемых тракторов на соответствие стандартам Евросоюза. В начале мая 2000 г. наше предприятие получило сертификат соответствия системы качества по ИСО-9001 на проектирование и производство тракторов. А это значит, что на Минском тракторном заводе создана система качества, соответствующая требованиям международных стандартов. Это подтвердили и результаты сертификационного аудита, проведенного фирмой ТЮФ-Тюрингия (Германия).

Ведущим направлением технической политики ПО «МТЗ» стало постоянное совершенствование серийно выпускаемой продукции с параллельной разработкой и внедрением новых прогрессивных моделей и модификаций тракторов в широком диапазоне мощности, создание машин специального назначения и орудий. «Беларус-2522ДВ», «Беларус-3022ДВ» энергонасыщенные тракторы общего назначения кл. 5. Предназначены для предпосевной подготовки почвы (вспашка, культивация, дискование и др.), посева в составе комбинированных агрегатов, уборочных работ. Оборудованы передней и задней навесными системами, передними и задними ВОМ, реверсивным постом управления. Имеют возможность сдваивания передних и задних колес. Как и мод. 2022, оснащены системой автоматизированного регулирования гидронавесного устройства, автоматическим включением переднего моста и блокировки дифференциала заднего моста, гидрообъемным рулем, полноразмерной комфортабельной кабиной. В основную комплектацию включен кондиционер. Присоединительные размеры и приводы сельхозмашин выполнены по европейскому стандарту ЕС и стандартам СНГ, что позволяет агрегатировать их как с отечественными, так и с импортными сельхозмашинами. Двигатель На тракторе устанавливается экономичный, простой в эксплуатации и обслуживании шеститицилиндровый дизельный двигатель Минского моторного завода с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и несущим масляным картером Д260.7 мощностью 250 л.с. (Беларус 2522) и Д мощностью 280 л.с. (Беларус 2822). Низкие показатели по расходу топлива данных двигателей в сравнении с двигателями трактора К-701 позволяют получить значительную годовую экономию топлива. По заказу возможна установка импортного двигателя производства фирмы Детройт Дизель серии S40E мощностью 265 л.с. (Беларус 2522ДВ).

« Беларус-2102» (210 л. с.) с.-х. гусеничный трактор с металлической гусеницей (шарниры резинометаллические). Предназначены для работы в сельском хозяйстве с навесными, полунавесными и прицепными машинами в диапазоне тяговых сопротивлений 3050 кН. Это совершенно новая разработка МТЗ. Наряду с высокими рабочими скоростями при выполнении с.-х. работ трактор обладает транспортной скоростью 30 км/ч. Благодаря высокой проходимости он обеспечивает работу на переувлажнённых участках, позволяет раньше начать полевые работы в весенний период. Двигатель, кабина, муфта сцепления, КП унифицированы с «Беларус 2022».Беларус 2022 Оригинальна конструкция заднего моста с планетарными механизмами поворота. Эти тракторы заменят изношенный парк гусеничных тракторов типа ДТ-75, T-150, Т- 4. В настоящее время проходят широкую эксплуатационную проверку.

Произошедшие перемены потребовали перестройки политики МТЗ как в конструировании, так и в производстве тракторов. В условиях становления государственной самостоятельности Беларуси перед заводом была поставлена задача удовлетворения в первую очередь потребности республики во всех типах с.-х. тракторов и сохранение рынков за ее пределами. Сегодня разработанное семейство тракторов марки «Беларус» мощностью от 35 до 300 л. с. обеспечивает основные потребности рынка на ближайшее время. Гамма тракторов включает три группы: малогабаритные (до 35 л. с.); универсально-пропашные (50130л. с.); общего назначения ( л. с.). Эти тракторы в силу своей оснащенности дадут импульс дальнейшему развитию технологических процессов в с.-х. производстве. Они обеспечивают более производительную работу и снижение расхода топлива, а их универсальность позволяет расширить временной диапазон использования. Тракторы могут оснащаться узлами ведущих мировых фирм, предусмотрена комплектация «зелеными» дизелями (соответствующими эмиссионным стандартам 2-й ступени Tier 2), на тракторы большой мощности устанавливается навесная система с электрогидравлическим управлением. Малогабаритные Беларус 320/321 (37,5 л.с.)

Государственное объединение "Минский тракторный завод" является одним из крупнейших в мире и самым крупным на территории бывшего СССР производителем тракторов. МТЗ производит гамму тракторов мощностью от 30 л.с. до 300 л.с. За 60 лет завод изготовил более 3 млн. 300 тыс. тракторов. Мощности предприятия рассчитаны на выпуск до 50 тыс. тракторов в год, в т.ч. 10 тыс. энергонасыщенных тракторов мощностью л.с. (МТЗ-1221, МТЗ-1523). МТЗ планирует к 2011 г. увеличить объем производства до 75 тыс. тракторов (в т.ч. на экспорт до 66,8 тыс.) с 35 тыс. в 2004 г. в результате техперевооружения инвестиционной стоимостью 680 млн.USD. При этом МТЗ рассчитывает нарастить серийный выпуск энергонасыщенных тракторов мощностью л.с. до 2 тыс. тракторов.

Беларус 1523 (150 л.с.) БЕЛАРУС 2522, 2522ДВ (250 л.с.) «Беларус-2102» (210 л. с.) Универсально-пропашные Серии 500/800/900/1000/1200/1500 Общего назначения БЕЛАРУС 2822, 3022ДВ (280 л.с.)

БЕЛАРУС-132H Мини-трактор имеет привод на все четыре колеса. При необходимости задний мост может быть отключен. Межколесная блокировка дифференциала переднего моста. Синхронный и зависимый двух-скоростной ВОМ; зависимый (1000; 3000 об/мин), синхронный (4,9; 13,3 об/мин пути) при 3000 об/мин коленчатого вала двигателя. Муфта сцепления фрикционная, многодисковая, постоянно замкнутая, работающая в масляной ванне. Коробка передач механическая, ступенчатая БЕЛАРУС-09Н Мотоблок предназначен для выполнения пахоты легких почв, боронования, культивации, работы с почвофрезой, междурядной обработки корнеплодов, кошения трав, стационарных работ с приводом от ВОМ, также для очистки дороги от снега. Используется как транспортное средство при агрегатировании с прицепом. Мотоблок может быть использован в фермерских хозяйствах, на пришкольных и приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального и коллективного пользования, в коммунальных хозяйствах, теплицах и т.п.

Беларус Беларус Беларус

Беларус 4520 Колесный трактор 4х4 общего назначения, класса 6,0 Оснащён двигателем 6063НК33 (Детройт) с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха,электронное управление впрыском воздуха. Мощность двигателя, кВт (л.с.) 336 (450).

Совершенствование конструкции трактора сопровождается ее усложнением и требует от механизаторов глубокого знания машины и умения квалифицированно использовать ее возможности. От этого во многом зависят надежная и производительная работа трактора и ее конечный результат. Опыт и достижения передовых механизаторов показывают, какими резервами располагают наши хозяйства в повышении производительности труда при умелом использовании техники.