Современные педагогические технологии Сомова Лариса Владимировна, заведующая информационно-методическим отделом ГМЦ по Советскому району.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «СОШ 1» г. Магнитогорска Чмеленко Е.Ю., зам. директора по УВР.
Advertisements

Методические рекомендации по подготовке к добровольной аттестации педагога.
Образовательные (педагогические) технологии МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год.
«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы»
г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Образовательные технологии – осознанный выбор Педагогический совет МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЛИ КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО? Валентина Михайловна Канашина, методист ММЦ 2011г.
Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация Коцур Н.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе 1.
Абдульманова Л.В. Классификация Классификация педагогических технологий.
Современные педагогические технологии Презентация к педагогическому совету. Выполнил : директор МОУ Алешковской сош Попов А.В.
Курсы. Компьютерные технологии на уроках физики. Руководитель курсов: Пеньковская Т. В. – учитель высшей категории физики и информатики.
Министерство образования Московской области ГОУ Педагогическая академия Первая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения Технология интенсификации.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Современные педагогические технологии. Педагогическая технология - систематическое Педагогическая технология - Это - системный метод создания, применения.
Системно-деятельностный подход в организации учебного процесса как научная основа ФГОС.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.
Образовательная технология как средство создания системно- деятельностной среды.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Транксрипт:

Современные педагогические технологии Сомова Лариса Владимировна, заведующая информационно-методическим отделом ГМЦ по Советскому району

Условия развития способностей, компетентностей: наличие профессиональной позиции, системы ценностей, мотивов; наличие профессиональной позиции, системы ценностей, мотивов; технологические умения и навыки, способности, опыт их применения, наличие четких требований к деятельности; технологические умения и навыки, способности, опыт их применения, наличие четких требований к деятельности; среда развития. среда развития.

Компетенция = мотивация + способности ( хочу и могу). Компетенция = мотивация + способности ( хочу и могу). Успешность = мотивация + способности + условия деятельности. Успешность = мотивация + способности + условия деятельности.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика, определяющая уровень профессиональной зрелости Технологическая компетентность Рефлексивная компетентность

Технологическая компетентность предметные знания, умения обобщенные умения методологические знания, умения опыт культуросообразной деятельности способность решать профессиональные личностнозначимые проблемы ценности

Рефлексивная компетентность Профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализовать рефлексивные способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению максимальной эффективности и результативности (С.Ю.Степанов). Профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализовать рефлексивные способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению максимальной эффективности и результативности (С.Ю.Степанов). Профессиональная педагогическая рефлексия рассматривается как способность отображать «внутреннюю картину мира» другого человека, как натуральное свойство психики человека, как механизм обратной связи, как диалогичность сознания.

Понятие "технология обучения" Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Что такое технология обучения? С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; цели обучения; содержание обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; организация учебного процесса; ученик, учитель; ученик, учитель; результат деятельности. результат деятельности.

Разнообразие определений сущности педагогических технологий Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка"). Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка"). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Соотношение понятий "педагогическая технология" и "методика обучения " Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Классификация педагогических технологий В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко>. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко>. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко

Педагогические технологии: классификация Селевко Г.К. Схема Схема

Современное традиционное обучение (ТО) Концептуальные положения Концептуальные положения.Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским: научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется); природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется); последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); прочность (повторение - мать учения); прочность (повторение - мать учения); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию); наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию); связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний); связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний); учет возрастных и индивидуальных особенностей. учет возрастных и индивидуальных особенностей.

IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса 4.1. Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили 4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 4.1. Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили 4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся 5.1. Игровые технологии 5.2. Проблемное обучение 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) 5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) 5.1. Игровые технологии 5.2. Проблемное обучение 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) 5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 6.2. Технологии уровневой дифференциации 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) 6.6. Технология программированного обучения 6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) 6.8. Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 6.2. Технологии уровневой дифференциации 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) 6.6. Технология программированного обучения 6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) 6.8. Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович) «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

Частнопредметные педагогические технологии 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) 8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) 8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

Альтернативные технологии 9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) 9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Технология мастерских Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) 9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Технология мастерских.

Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) Технология саморазвития (М. Монтессори) 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения Общие основы технологий развивающего обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов) Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) Общие основы технологий развивающего обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов) Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Педагогические технологии авторских школ Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) Модель «Русская школа» Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) Школа-парк (М.А.Балабан) Агрошкола А.А.Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард) Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) Модель «Русская школа» Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) Школа-парк (М.А.Балабан) Агрошкола А.А.Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Интерактивные технологии Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с учителем. По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с учителем. По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними

3 режима информационного обмена : Экстраактивный режим:. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребёнка, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды. Экстраактивный режим:. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребёнка, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды. Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития. Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития. Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий

Целевые ориентации: активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся; активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся; возбуждение внутреннего диалога ученика; возбуждение внутреннего диалога ученика; обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена; обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; индивидуализация педагогического взаимодействия; вывод ученика на позицию субъекта обучения; вывод ученика на позицию субъекта обучения; достижение двухсторонней связи учителя и ученика достижение двухсторонней связи учителя и ученика

Задача учителя-ведущего в интерактивной технологии: фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией: фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; соединение теории и практики; взаимное обогащение опыта участников; взаимное обогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников. поощрение творчества участников.

Примеры интерактивных технологий: Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технология проведения дискуссий Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты» Технология «Дебаты» Тренинговые технологии Тренинговые технологии

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I – как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). I – как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции: Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.). Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.). Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Метод проектов Метод проектов Метод case study (метод кейса) Метод case study (метод кейса)

Благодарю за внимание и желаю творческих успехов!