1 Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие системы государственно- общественного управления образовательным учреждением как условие достижения нового качества образования Проект Лебедченко.
Advertisements

Государственно-общественное управление в сфере образования. Основные понятия, нормативно- правовая база, история и опыт становления.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Управляющий совет МАОУ гимназии 24 им.М.В.Октябрьской (из опыта работы)
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Роль государственно-общественного управления в развитии системы образования Костромской области 8 ноября, г. Вологда Областное государственное бюджетное.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Эмблема Основные направления деятельности Управляющего совета.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
Развитие системы государственно-общественного управления в МБОУ «СОШ 2» г. Скопина.
Президент РФ Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой.
Модель участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно - управленческих механизмов.
Расширение общественного участия в управлении образованием и организация новых организационно- правовых форм образовательных учреждений Совещание районных.
Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Транксрипт:

1 Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Самара 2006 г.

2 ПРОБЛЕМА Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Общественные потребности и запросы Качество образования, включая и качество системы управления образованием системообразующий ресурсом

3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Общественность – активная, инициативная, ответственная, осознавшая свои интересы (в том числе в области образования) и готовая к отстаиванию их в законном порядке, часть населения, граждан в неформальном значении этого слова. Профессиональная Непрофессиональная Внутриотраслевая Внеотраслевая

4 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) – это управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а именно – субъекты государственной и общественной природы. Государственно-общественные образовательные отношения (ГООО) – это отношения между группами людей и (или) государственными и общественными организациями, их представляющими и объединяющими, принимающими участие в создании, распределении и потреблении образовательных услуг. Государственно-общественное взаимодействие (ГОВ) – форма ГООО, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, смысла действий, солидарностью и согласием.

5 ВОЗМОЖНОСТИ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области преодолеть разрыв между обществом и образовательной системой; преодолеть разрыв между обществом и образовательной системой; формировать: формировать: опережающий инновационный характер образования; опережающий инновационный характер образования; гражданское общество; гражданское общество; использовать необразовательные ресурсы внешней среды в образовательных целях использовать необразовательные ресурсы внешней среды в образовательных целях

6 СТРАТЕГИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области либерально-гуманистическая (максимально индивидуализированное образование (максимально индивидуализированное образование )охранительно-государственная (максимальное сохранение высокого уровня общего среднего массового образования с опорой на единые для всех образовательные стандарты) социокультурного развития (поддержка существующего уровня общего среднего образования, инновационных проектов и образовательных инициатив (поддержка существующего уровня общего среднего образования, инновационных проектов и образовательных инициатив)

7 Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Одна из главных задач развития российского образования – выработать стратегию управления системой образования, основываясь на согласовании и учете интересов как государства, так и граждан П. Щедровицкий, «Никакие задачи не могут быть продуктивно решены без учета тех процессов, которые идут в сопредельных секторах, не могут быть решены вне продуктивного взаимоотношения школы и общества» Государство Образование Общество

8 ГОУО – интеграция трех направлений работы Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием; демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием; развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней); развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней); организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения. организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения.

9 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОУ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области переосмысление субъектами образования значения общественности для образования и управления им, рассмотрение общественности не как помехи в работе и не только как источника дополнительных ресурсов или корректора управленческих ошибок профессионалов, а как равноправного субъекта и партнера, имеющего собственные интересы и право их отстаивать; переосмысление субъектами образования значения общественности для образования и управления им, рассмотрение общественности не как помехи в работе и не только как источника дополнительных ресурсов или корректора управленческих ошибок профессионалов, а как равноправного субъекта и партнера, имеющего собственные интересы и право их отстаивать; развитие практики изучения реальных ожиданий и потребностей населения в сфере образования, начало диалога с заказчиками и потенциальными инвесторами по поводу ассортимента, доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, комфортности и безопасности образовательной среды; развитие практики изучения реальных ожиданий и потребностей населения в сфере образования, начало диалога с заказчиками и потенциальными инвесторами по поводу ассортимента, доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, комфортности и безопасности образовательной среды; поиск конкретных форм вовлечения общественности в решение образовательных проблем (попечительские советы, фонды, координационные советы, профессиональные ассоциации, муниципальные и школьные стратегические команды и т.п.). поиск конкретных форм вовлечения общественности в решение образовательных проблем (попечительские советы, фонды, координационные советы, профессиональные ассоциации, муниципальные и школьные стратегические команды и т.п.).

10 ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Совет образовательного учреждения Попечительский совет образовательного учреждения Орган общественного участия в управлении в качестве некоммерческой организации

11 РИСКИ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области инерция мышления: стремление политических руководителей и государственных чиновников к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями, представляющими гражданское общество и местные сообщества, к рассмотрению их всего лишь как агентов проведения государственной политики; инерция мышления: стремление политических руководителей и государственных чиновников к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями, представляющими гражданское общество и местные сообщества, к рассмотрению их всего лишь как агентов проведения государственной политики; неструктурированное, недифференцированное и неадресное понимание общественности субъектами образования; неструктурированное, недифференцированное и неадресное понимание общественности субъектами образования;

12 РИСКИ Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области опасность понимания политического решения о возвращении государства в школу и придании общеобразовательным школам статуса государственных как сигнала о свертывании демократических преобразований и «неактуальности» с этого момента развития общественного участия в образовании и связей образования с общественностью; опасность понимания политического решения о возвращении государства в школу и придании общеобразовательным школам статуса государственных как сигнала о свертывании демократических преобразований и «неактуальности» с этого момента развития общественного участия в образовании и связей образования с общественностью; опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления (в то время как речь идет о полном использовании возможностей и резервов каждой из сторон, связей между ними для развития образовательного и управленческого потенциала). опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления (в то время как речь идет о полном использовании возможностей и резервов каждой из сторон, связей между ними для развития образовательного и управленческого потенциала).

13 ПРИЗНАКИ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов. принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.

14 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области - независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием; - независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием; - законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам; - законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам; - правовая обоснованность притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно- общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; - правовая обоснованность притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно- общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; - комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления образованием; - комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления образованием;

15 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области - целевая направленность деятельности субъектов государственно- общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства; - целевая направленность деятельности субъектов государственно- общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства; - открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получением ими необходимой информации; - открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получением ими необходимой информации; - свобода и самодеятельность, означающие возможность каждого субъекта государственно-общественного управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность; - свобода и самодеятельность, означающие возможность каждого субъекта государственно-общественного управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность;

16 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области - согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом уровне и этапе функционирования и развития; - согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом уровне и этапе функционирования и развития; - наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной – снизу вверх; - наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной – снизу вверх; - цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры. - цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.

17 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области 1)вклад субъектов государственно-общественного управления образованием в улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение участников образовательного процесса); 2)вклад субъектов государственно-общественного управления образованием в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав членов образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы); 3)вклад субъектов государственно-общественного управления образованием в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования).

18 Весь накопленный опыт по рассматриваемому вопросу позволяет утвердиться в следующих убеждениях: Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Сфера привлечения общественности к участию в образовательном и воспитательном процессе одна из самых сложных, ответственных и трудоемких, имеющая огромный спектр условностей, нюансов, носит очень существенный объективный характер. Сфера привлечения общественности к участию в образовательном и воспитательном процессе одна из самых сложных, ответственных и трудоемких, имеющая огромный спектр условностей, нюансов, носит очень существенный объективный характер. В тех образовательных учреждениях, где органично функционирует социальное партнерство, где государство, муниципалитет и сообщество гармонично дополняют друг друга, показатели стабильности, воспитанности, а также их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг значительно выше, чем в тех, где этого нет. В тех образовательных учреждениях, где органично функционирует социальное партнерство, где государство, муниципалитет и сообщество гармонично дополняют друг друга, показатели стабильности, воспитанности, а также их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг значительно выше, чем в тех, где этого нет. В школах, где сообщество подменяет власть в плане материального замещения недоработок администрации, социальное партнерство быстро изживает себя и становится формальным. В школах, где сообщество подменяет власть в плане материального замещения недоработок администрации, социальное партнерство быстро изживает себя и становится формальным. Формально созданные общественные институты, не наделенные определенными полномочиями в управлении образовательным учреждением, не имеющие нормативно- правовой базы и замотивированности на результат (ощутимый, понятный, конкретное воплощение в повышении имиджа, социального статуса) являются не действующими, а показушными явлениями. Формально созданные общественные институты, не наделенные определенными полномочиями в управлении образовательным учреждением, не имеющие нормативно- правовой базы и замотивированности на результат (ощутимый, понятный, конкретное воплощение в повышении имиджа, социального статуса) являются не действующими, а показушными явлениями. Управляющие, попечительские школьные советы и другие формирования, получившие полномочия вмешиваться в государственный сегмент, регулируемый директором, имеющие возможность влиять на распределение государственного заказа или государственных средств крайне опасны для выстраивания единого образовательного пространства страны, округа, района и самого учреждения. Управляющие, попечительские школьные советы и другие формирования, получившие полномочия вмешиваться в государственный сегмент, регулируемый директором, имеющие возможность влиять на распределение государственного заказа или государственных средств крайне опасны для выстраивания единого образовательного пространства страны, округа, района и самого учреждения.

19 Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области , Самарская область, г. Отрадный, ул. Физкультурников, д. 30 тел/факс: (84661) website:

20 ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области подбор, прием на работу и расстановку кадров, установление надбавок и доплат к должностным окладам работников учреждения, порядка и размеров их премирования, разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и др. (ст.32) Руководитель образовательного учреждения

21 ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области установление режима работы учреждения, порядка приема, перевода и выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения; общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др. Совета образовательного учреждения

22 ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Муниципальный орган управления образованием планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений (по поручению органов местного самоуправления); обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения); контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями и др. (ст.31).

23 ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Муниципального Общественного совета по образованию контроль реализации конституционных прав граждан на образование и участие в управлении образовательными учреждениями; общественную оценку рациональности использования выделяемых ресурсов на образование; организацию общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов в области муниципального образования; разработку проектов решений для органов муниципального самоуправления по актуальным проблемам муниципального образования; участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования; координация деятельности органов общественного управления, знакомства их членов с проблемами государственно-общественного управления образованием и др.

24 Нормативно-правовая база Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области... Договор о совместном учредительстве образовательных учреждений Положение о назначении и увольнении руководителей образовательных учреждений Концепция создания единого образовательного пространства Отрадненского округа Программа развития образовательных учреждений Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Положение об образовательных центрах Договор об информационно-методическом взаимодействии образовательных учреждений Положение о рейтинге образовательного учреждения