Образ дурака в мировой сказочной литературе. Объект исследования: образ человека - дурака в сказках народов мира Предмет исследования: Предмет исследования:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПОЛНИЛА: ХРЫЧЕВА АНАСТАСИЯ,ОБУЧАЮЩАЯСЯ 4 КЛАССА. «Сказка - ложь, да в ней намёк…»
Advertisements

Сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. и «Сивка-бурка». Исполнитель: Безрукова Елена ученица 4 «а» класса ученица 4 «а» класса Руководитель: Вторушина Т.Б.
Влияние волшебных русских народных сказок на сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче.
Русская народная сказка Учитель начальных классов Козлова Н. В.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Выполнили ученики 5 «а» класса Михайлова Е., Хавронин Д., Сальников А., Смирнов П. © МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007.
Поучительные функции сказки Павлова Г.А. Михайлова Н.Е.
Литературная гостиная Сказки народов России Положительные и отрицательные герои.
Авторские сказки Горячкина Ксения 3 г класс. Цель: выяснить, какие бывают авторские сказки. Художник Юрий Сперанский.
Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Подготовила: Татарина Лера ученица 3б класса МОУ СОШ 9 имени М.И.Кершенгольца Классный руководитель: Бессонова.
Путешествие в сказку Задачи урока виды сказок главных героев художественные особенности сказок что такое сказка Вспомним,
МОУ «Салтыковская СОШ» Работу выполнил ученик 6 класса Машков Константин.
Сказка « Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»: пушкинский набросок «Сказки о царе Салтане» или народная сказка? МОУ Пречистенская СОШ Учащиеся.
Литературная игра «Найдите соответствия» 1. От топота копыт пыль по полю летит. 2. Голоден как волк. 3. Доброе братство лучше богатства. 4. Заворчал живой.
I Региональный предметный проект « Виртуальная энциклопедия «Эврика!» Номинация «Литературное чтение» «Сказки Пушкина» Панков Денис 1 «В» класс СОШ 3 г.Петровска.
Два Ивана – два героя? (по сказкам «Царевна –Лягушка» и «Иван- крестьянский сын и Чудо-юдо» Авторы: Буслаев Дмитрий Жабин Дмитрий, учащиеся 5 «в» класса.
Сказка- ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок Выполнили ученики 2 «а» класса © МОУ ВСОШ 1, с.Венгерово 2010г.
Сопоставление «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина и «Спящей царевны» В. А. Жуковского.
План исследования Добрые главные герои совершают добрые поступки Добрые главные герои совершают добрые поступки Добрым героям помогают добрые помощники.
«Звёздный час». І тур «Сказочный» 1.«Колобок» 2.«Репка» 3.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 4.«Гуси – лебеди» 5.«Царевна – лягушка» 6.«Красная шапочка»
«Путешествие по Стране сказок» Урок внеклассного чтения 2 класс.
Транксрипт:

Образ дурака в мировой сказочной литературе

Объект исследования: образ человека - дурака в сказках народов мира Предмет исследования: Предмет исследования: сходство и отличия главного героя русских сказок Иванушки-дурака (или героя с другим именем, но со сходной судьбой) и героя -дурака в сказках народов мира сходство и отличия главного героя русских сказок Иванушки-дурака (или героя с другим именем, но со сходной судьбой) и героя -дурака в сказках народов мира

Гипотеза: чаще всего герой - дурак встречается в русских сказках чаще всего герой - дурак встречается в русских сказках

Цель работы: Определение специфики образа героя- дурака в фольклорных и литературных сказках народов мира Определение специфики образа героя- дурака в фольклорных и литературных сказках народов мира

Задачи: 1.Изучить тексты сказок разных эпох и народов, в которых упоминается герой- дурак; 1.Изучить тексты сказок разных эпох и народов, в которых упоминается герой- дурак; 2. Выявить сходство и различия между героями - дураками сказок народов мира (исследовать смысловые части сказок, характеры и поступки главных героев); 2. Выявить сходство и различия между героями - дураками сказок народов мира (исследовать смысловые части сказок, характеры и поступки главных героев); 3.Определить, какие функции выполняет герой-дурак в фольклорных, литературных сказках народов мира; 3.Определить, какие функции выполняет герой-дурак в фольклорных, литературных сказках народов мира; 4. Провести анкетирование учащихся 4 и 5 класса «Б» с целью выяснить, насколько ребята знакомы со сказками о дураках. 4. Провести анкетирование учащихся 4 и 5 класса «Б» с целью выяснить, насколько ребята знакомы со сказками о дураках.

Методы исследования: 1. Анализ литературного материала по теме исследования; 2. Анализ сюжетов сказок народов мира; 3. Обобщение; 4. Анкетирование.

Анализ сказок: 1. Зачин; 2. Характеристика главного героя дурака ; 3. Поступки главного героя дурака; 4. Развязка; 5. Функции героя дурака.

Образ дурака в русских сказках Дурак-победитель «Сивка-бурка»; »; «Иван бесталанный и Елена Премудрая»; «Волшебное кольцо» ;. «По щучьему веленью». Ершов П.П. «Конек-горбунок» Шергин Б.В. «Волшебное кольцо» Шергин Б.В. «Волшебное кольцо» Набитый дурак «Дурак и береза» Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Образ дурака в сказках народов мира Образ дурака - правителя «Хитрый брахман» «Хитрый брахман» (Индийская сказка). Образ дурака-победителя Б. Гримм «Золотой гусь» (немецкая сказка); Б. Гримм «Золотой гусь» (немецкая сказка); Г.Андерсен «Ганс чурбан» (датская сказка); Г.Андерсен «Ганс чурбан» (датская сказка); Ш. Перро «Кот в сапогах» (французская сказка). Ш. Перро «Кот в сапогах» (французская сказка). Образ набитого дурака «Жан дуралей» (Французская сказка); «Джек лентяй» (Английская сказка) ; «Пер, Пол и Эспен Аскеладд» (Норвежская сказка). «Дурак Ётаро» (Японская сказка) ;

Образ героя-дурака в сказках народов СССР Дурак-победитель «Три копейки наследства» (Абхазская сказка); «Три копейки наследства» (Абхазская сказка); «Царевич- дурень» «Царевич- дурень» (Украинская сказка). Набитый дурак «Два брата» «Два брата» (Армянская сказка).

Сводная таблица результатов анализа сказок народов мира : Сопоставление элементов сказок Фольклорные сказки Литературные сказки Русские народные сказки Сказки бывших народов СССР Зарубежные народные сказки Русские сказки Зарубежные сказки 1.Зачин Жил-был старик, и было у него три сына. Жил-был на свете парень. У старинушки три сына:Старший, Средний и Младший вовсе был дурак. Жил да был на свете человек у которого было три сына, и самый младший из них звался Дурнем. 2.Характеристи ка главного героя дурака Всякое дело у Ивана из рук уходит, не как у людей или Всякое дело ему не в пользу и в прок, а все поперек Героя характеризуют его поступки 3. Поступки главного героя дурака Ловит и отпускает щуку, птицу, зверя. Они ему за это помогают- исполняют его желания или выполняет все указания буквально Выполняет все указания буквально по- дурацки Проявляет доброту,послушание, получает волшебных помощников, которые помогает ему во всем или выполняет все указания буквально Накормил путника, Проявил находчивость и послушание 4.Развязка Стал красавчиком, женился на царевне и стал править царством. Дурака учить- только время терять. Стал красавчиком, женился на царевнеи стал править царством Женился на королевне, стал править королевством Функции героя дурака Дурак- победит ель Набитый дурак Дурак- победит ель Набит ый дурак Дурак - правитель Дурак- победитель Набит ый дурак Дурак-победитель

Дети и сказки Какие сказки о дураках вы знаете?

Результаты опроса: 90 % опрошенных на вопрос «Какие сказки народов мира о дураках вы знаете?» назвали в основном 2-3 русских народных сказки («По щучьему веленью», «Царевна лягушка»). 90 % опрошенных на вопрос «Какие сказки народов мира о дураках вы знаете?» назвали в основном 2-3 русских народных сказки («По щучьему веленью», «Царевна лягушка»). 27 % учащихся 5 класса не знают ни одной русской авторской сказки о дураках. 27 % учащихся 5 класса не знают ни одной русской авторской сказки о дураках. 95 % опрошенных не назвали ни одной зарубежной фольклорной сказки о дураках, 95 % опрошенных не назвали ни одной зарубежной фольклорной сказки о дураках, около 90 % - не назвали ни одной зарубежной авторской сказки о дураках. около 90 % - не назвали ни одной зарубежной авторской сказки о дураках. 52 % пятиклассников считают, что образ дурака свойственен только русским народным сказкам. 52 % пятиклассников считают, что образ дурака свойственен только русским народным сказкам.

Выводы: 1.Сказки и герои –дураки разных народов мира похожи между собой, так как желание и стремление, надежды и мечты всех народов похожи. 2. Функции героя -дурака в фольклорных и литературных сказках всего мира традиционны. 3. Образ дурака, то доброго веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод, то сатирический образ набитого дурака, переходит из сказки в сказку любого народа. 3. Образ дурака, то доброго веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод, то сатирический образ набитого дурака, переходит из сказки в сказку любого народа. 4. Больше всего герой-дурак встречается в русских народных сказках. 5. Дурак - это такой персонаж, который всегда будет присутствовать в сказках любого народа независимо от эпохи, времени и состояния общества. Он всегда будет любим и узнаваем всеми.

Выводы: Подтверждена гипотеза о том, что герой - дурак чаще всего встречается в русских сказках. В русских волшебных народных сказках он является положительным персонажем.