Работа с литературой. Содержание: I. Введение. Поиск и чтение определенного круга научной литературы по отношению к выбору / созданию себе места в исследовательском.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с литературой. Содержание: I. Работа с научной литературой и осознание своего места в исследовательском сообществе. Психологические аспекты работы.
Advertisements

Организация исследовательской деятельности учащихся.
Над книжными страницами… Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
ЦИТИРОВАНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ГОСТы ПЛАГИАТ Лекция 4. Вопросы Основы научного цитирования Оформление ссылок и сносок ГОСТы Библиография. Список использованной.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Библиотечный урок « Школьный реферат. Как его написать».
1. Оптимизация работы с литературными источниками. 2. Основные этапы работы студентов с литературными источниками. 3. Ошибки, допускаемые студентами в.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Методы самостоятельной работы с книгой.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Структура экзаменационной работы Экзаменационная работа по математике состоит из двух частей: Часть 1 (задания В1-В14) содержит 14 заданий с кратким ответом.
Литературный обзор Агумбаева А.Е. Предварительный этап Обзор целесообразно выполнять в два приема. Предварительный вариант необходимо подготовить вначале.
1421 МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Основные классы документов. Критерии отбора документов. 9 класс.
Тема: Компрессия текста Орындаған: Нұрбергенова Айгүл Био-15-1 Тексерген: Калабергенова.А.К.
Транксрипт:

Работа с литературой

Содержание: I. Введение. Поиск и чтение определенного круга научной литературы по отношению к выбору / созданию себе места в исследовательском сообществе. II. Поиск литературы – что делает исследователь ДО того, как на стол к нему попадает конкретный текст. Предварительная экспертиза. III. Чужой текст внутри своего исследования. Правила по использованию и оформлению исследовательской литературы в пространстве собственного текста.

В дипломной работе изучается предмет при помощи орудий. Во многих случаях предметом является книга, орудиями другие книги. Эко У. Как написать дипломную работу. М., С. 57.

Предуведомление. Любые возможные советы и рекомендации относительно поиска, выбора и обработки исследовательской литературы нуждаются в уточнении в зависимости от того, идет ли речь о: 1. ситуации чтения конкретной книги или статьи, безусловно исследующей именно тот сюжет, которым занимаетесь и Вы сами, и работу по которому Вам предстоит в ближайшие месяцы сдавать; 2. ситуации чтения Вами научной литературы по интересующему Вас кругу вопросов вообще; 3. ситуации чтения Вами литературы для собственного удовольствия (расширения кругозора, ненаправленного поиска новых идей) – в этом последнем случае разница между научной литературой, публицистикой и художественной литературой размывается.

Мы будем говорить преимущественно о п.1, т.е. о работе с литературой в перспективе создания самостоятельного научного проекта (эссе, реферат, курсовая, диплом и т.д.) Определение корпуса литературы является важной частью проектирования своей работы При этом эта работа часто включает в себя в качестве побочных п.2 и 3, т.к. по ходу работы над конкретным проектом Вы знакомитесь с литературой, расширяющей Ваш профессиональной и личностный горизонт.

Модусы работы с литературой Работу с литературой можно увидеть как последовательное движение: от формулировки научного интереса к определению корпуса литературы как герменевтический круг: от определенного понимания сути и актуальности проблемы к изменению этого понимания, связанному с более точным представлением об исследовательском поле, изменении критериев экспертизы, представлений о соотношении важных и неважных сюжетов и т.д. Отсюда необходимость иметь программу исследования («План должен быть, чтобы его можно было менять (Эко)) и быть готовым к ее частичной ( а возможно или полной) трансформации

Объем корпуса текстов 1. Определение корпуса литературы, которую нужно прочесть, – один из аспектов неуверенности исследователя. Прочесть все невозможно. Благодаря Интернету и новейшим средствам коммуникации тексты стали намного досягаемее, а их источники информации многообразнее, что делает актуальной проблему экспертизы; Прочтение всех работ не дает гарантии ценности полученного Вами научного результата.

Неуверенность – Психологическое проклятие в работе с исследовательской литературой. - В отличие от отношения к источнику, где основная модальность – недоверие. Источник надо «допрашивать» или хотя бы «ловить на проговорках». Типы неуверенности – В очередной книге для нашей темы «ничего нет» (и мы потеряем время) vs. в этой книге «все есть» (нам уготовлена роль мелких комментаторов) – Даже нерадикально: предстоит потратить время на не очень нужное vs. придется «всего лишь» немного передумать диплом. – Еще одна неуверенность: «Ничего не понимаю – что читать, что искать, о чем писать! – ничего не понимаю» vs. «Да к этой теме подходит любая книга, не предметно, так методологически! Но когда же их все читать?». Из сказанного вытекают задачи 1) определения корпуса текстов, без прочтения которых данный проект не может состояться; 2) планирования процесса их освоения;

Когда и сколько читать? Когда прекращать чтение? Распространенный вариант ответа: когда ссылки и рассуждения начнут повторяться. – Хотя для того, чтобы правильно поймать этот момент требуется определенная исследовательская зрелость. – И не всегда можно позволить себе ждать начитанности. Мой совет: волюнтаристское решение. Чтение должно быть закончено за два месяца до сдачи (выпускной) работы (исключение – только для стопроцентно совпадающих по теме книг). Все эти экзистенциальные проблемы особенно страшны «в первый раз» и решаются все легче и легче при наличии опыта.

Значение работы с литературой: формальный аспект Описание научной традиции исследования данной проблемы является необходимой частью и основных жанров научных текстов (книги, статьи) и вспомогательных жанров (рецензии) и квалификационных работ (дипломы, диссертации). Так, структура статьи включает обзор литературы, а диссертация и диплом – обязательный раздел «Степень исследованности проблемы», который позволяет определить степень новизны данного исследования. Кроме того, знакомство с научной традицией отражается в списке литературы. Показательно, что знакомство с дипломом часто начинается именно со списка литературы, а критерием оценки становится реальное использование заявленного корпуса научных работ в данном тексте.

Значение работы с литературой: содержательный аспект Функции работы с научной литературой 1. Выражение своей точки зрения на предмет через сопоставление с другими точками зрения; 2. Знакомство с классическими образцами исследований в данной области 3. Определение новизны своего исследования

Точка зрения на предмет Значимый для современной теории науки тезис: знание не является объективным, но становится таковым в интерсубъективной перспективе; В квалификационном тексте это выражается не только в разделе «Степень исследованности проблемы», но также и в использовании полемических пассажей в рамках основной аргументации. Наличие таких пассажей свидетельствует о профессионализме исследователя.

Знакомство с классическими образцами исследований Условием признания в качестве участника области исследований может являться знакомство с работами, которые определяют ее ядро. Знакомство с классическими работами позволяет: Познакомиться с образцами профессионального мастерства; Составить представление о границах данной области исследования, характерных для нее способах аргументации; Узнать об истории корпорации, ее ключевых фигурах и «символах веры», о преемственности и изменчивости научных идей;

Более подробно о классике в различных областях социального и гуманитарного знания : «Классика и классики в социальном и гуманитарном знании" (отв. ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев). М.: Новое литературное обозрение, 2009»

Определение новизны своего исследования Наряду с классическими исследованиями требует проработки корпуса текстов, представляющих фронтир, передний край исследований в данной области. Без этого также невозможно определить/описать свой вклад в науку, определить, что сегодня актуально, а что будет оцениваться как вчерашний день

Новизна в квалификационном исследовании Новизна бывает разная: может состоять и в факте обзора - в том случае если этого обзора раньше не делали, и если Ваша попытка привела к новым результатам (в общем-то и естественно – если Вы действительно прочли то, что было написано на эту тему раньше, у Вас неминуемо должны было появиться хотя бы понимание того, кто прав: Энгельс, или Каутский). По меньшей мере, с квалификационной точки зрения, простительно, если корпус прочитанной литературы не абсолютен – Вы показываете свое умение продолжить дело, начатое правильно выбранными Вами пятьюдесятью статьями (значит, сумеете прочесть и все семьдесят). Вывод: от Вас требуют знакомства только с тем корпусом литературы, который оказался Вами найден и реально для Вас доступен. Но это знакомство должно быть реальным – эти книги и статьи должны быть полезны и оставить след этой полезности в Вашей работе: в виде присутствия в списке литературы, цитат и, в наиболее важных случаях – полемики с предшествовавшими экспертами.

II. Выбор и поиск литературы – что делает исследователь ДО того, как книга или статья попадает к нему / ней на стол. 1) Как определить ключевые слова и сформулировать вопросы, с которыми можно обращаться к каталогам и экспертам? 2) Как воспользоваться этим знанием и найти конкретные книги и статьи – в библиотеках, Интернете, МБА, у коллег? 3) Как прийти к мнению о том, полезным ИЛИ для чего полезным является конкретный текст, в какой мере можно ему доверять и с какими его частями следует знакомиться внимательно?

Составление библиографии – списка научных работ, с которыми предстоит знакомиться. Три способа. 1. Текущее чтение научной литературы и в особенности – периодических изданий, как наиболее «стержневых» для той научной корпорации, к которой Вы принадлежите или хотите принадлежать, так и наиболее близких Вам с точки зрения содержания исследуемых сюжетов. 2. «Найди то, не знаю что» (У. Эко) - поиск, руководствуясь определенными ключевыми словами и смыслами, литературы на интересующую Вас тему в библиотечных каталогах, Интернете, библиографических указателях и т.д. 3. Фиксация работ, которые могут оказаться для Вас полезными, параллельно чтению других текстов; чаще - из подстраничных и затекстовых сносок и библиографических списков.

«Концентрическое» Эко: сперва прочесть два- три наиболее общих (и, заслуживающих доверия) исследования, потом - внимательное чтение источника, потом – снова критика, затем – снова источники – 40 Сужение. Начинать с чтения всего, что касается исторической эпохи, проблематики, конкретной темы или терминологии, и постепенно выделять наиболее существенные аспекты. «Радиусы» ключевых слов «работа с литературой » - 10 «научное сообщество», «коммуникация», «научные революции» - 40

Набор ключевых слов нуждается в переводе 1. Некомпетентность (во всем) библиографов. 2. Устарелость исследований и авторов (ср. sexual и gender, Радаев). Советы: удобны персоналии и термины. Существительные в именительном падеже. Иностранные языки. Ключевые слова из поля источника и поля методологии. Обязательность слов, которых нет в источнике – опознание своей научной традиции.

Поиск в базах данных Существующие базы данных: Приспособлены для конспектирования (пометки, выделение цитат), а также обмена полученной информацией с другими исследователями (Social Bookmarking) Приспособлены для выявления интертекстуальных связей (возможности поиска переизданий текста, статей того же автора, похожих статей в данном издании или в других базах данных, статей, цитирующих данный текст и т.д.)

Научные поисковые системы Пример: система Scopus, которая позволяет:

Технические моменты Техника работы с литературой зависит от степени уникальности и возможностей тиражирования текста. Исследователю приходится исходить из того, насколько часто он будет работать с данным текстом, из характера работы с ним («медленное чтение», использование в качестве спраавочного и т.д.), из возможностей его получения (покупки, ксерокопирования, получения электронной копии и т.д.)

III. Работа с литературой: что делает исследователь, когда текст у него в руках. Экспертиза исследовательской литературы. Надо ли, и зачем, читать «плохие» исследовательские работы? Главное правило при работе с литературой - все записывать! Основные форматы, которые надо предполагать при работе с литературой: библиографическое описание, выписки (потенциальные цитаты), характеристика концепции автора.

Экспертиза Как прийти к мнению о том, полезным ИЛИ для чего полезным является конкретный текст, в какой мере можно ему доверять и с какими его частями следует знакомиться внимательно ?

Аспект 1: Оценка научного сообщества Рекомендация научного руководителя Оценки в рецензиях и журнальных статьях Индексы цитируемости

Аспект 2: Оценка издания Издания различаются по степени авторитетности. Существуют не только классические тексты, но и классические издания. Параметры оценки: 1. Наличие и качество научно-справочного аппарата, степень его соответствия уровню современной науки 2. Наличие редколлегии и ответственной редактуры 3. Авторитетность издательства

Аспект 3: содержательная экспертиза 1. Аннотация 2. Оглавление. Если оглавление развернутое, очень желательно понять логику. Предметный указатель. Если из них не ясно, начните читать Введение и Заключение: 1. Возможно, прояснится, в каких частях исследования может найтись полезное, 2. Или станет понятно, что все-таки ничего особенно полезного для Вас нет, 3. Панорамный взгляд на проблему, которая, как Вам самим показалось, могла включать в себя Ваш сюжет в качестве частного и побочного аспекта. Качество и нужность – два разных параметра. Да и «качество» и «научность» – не совсем одно и то же.

Возможные вопросы Профессионала видно по скорости (и качеству!) экспертизы. – Каких авторов и литературу каких лет цитирует читаемый Вами человек? – Стремится ли он вписать себя в научное пространство и в конструктивную полемику с коллегами или говорит сам для себя и воображаемых восторженных слушателей? – Стремится ли высказать нечто новое, и эксплицирует ли свою «новизну» - как на макро-, так и на микроуровне? – При помощи каких источников он аргументирует свои рассуждения, и насколько это может быть проверено – любым читателем или гипотетическим экспертом?

Решение о том, читать ли конкретную книгу или статью всегда является многофакторным решением. «Абсолютный исследовательский уровень» книги или статьи, даже если бы его можно было бы безошибочно или хотя бы бесспорно измерить, и даже если бы Вы умели это очень эффективно делать – только один из параметров. Наверное, - не самый важный. Другие вопросы: – Известны ли мне книги и статьи, заслуживающие более первоочередного прочтения, чем та, которую я сейчас держу в руках и с которой я собираюсь знакомиться? – Есть ли у меня время на то, чтобы знакомиться, возможно, с не самыми нужными работами, в том случае, если ценность работы, которую я держу сейчас в руках, сомнительна? Не пора ли мне перестать читать (а то я и написать не успею)? – Могу ли я себе позволить больше не читать? Вполне ли вероятно, что я могу на основании уже прочитанных работ без труда справиться с задачей пояснить свое место в исследовательской традиции? Воспринимаю ли я очередную исследовательскую работу как «повтор» или как «новинку»?

Т.о., экспертиза исследовательской литературы сочетает: 1) диагностику «абсолютного исследовательского уровня» читаемой работы (при всей его гипотетичности - ); и 2) установление соотношения полезности содержания читаемой статьи для создания Вашего проекта; и 3) эти параметры - не в безвоздушном пространстве решения отбросить конкретную статью или выучить ее наизусть, а во вполне конкретном контексте: примерно сколько книг Вы должны просмотреть на этой неделе и в каком порядке. Что утешает (или огорчает)?. Даже если Вы не умеете осуществлять экспертизу, Вы и так ее осуществляете. И когда Вы читаете научную литературу, и когда Вы ее не читаете – просто в этом случае Вы являетесь плохим экспертом, или, точнее говоря, худшим, чем мог бы на Вашем месте оказаться кто-нибудь другой, или чем можете стать Вы. Поэтому совет здесь может быть дан только один: Совершенствуйтесь! Ищите и читайте хорошие и нужные для Вас работы …

Главное правило при работе с литературой – все записывать В работе с литературой необходимы навыки конспектирования о которых шла речь на первой лекции. Наиболее содержательной здесь является задача формулировки своей позиции. Нельзя оставлять своим мысли в «мягком сумраке непроговоренности» (КБУ), где они кажутся нам значительно более естественными и убедительными, чем на бумаге.

Все записывать - 2 Не менее важны технические моменты работы. КБУ: когда исследователь озабочен поиском новой информации, исследованием близкой ему проблемы, да и просто хочет побыстрее отложить докучную чужую книжку, ему страшно не хочется отвлекаться от основной темы. Тем более, на рутинную работу – на оформление выписок или, хуже того, библиографических описаний.

Итак, надо записывать не только то, что Вам интересно и о чем Вы думаете, но и то, о чем Вы не думаете – множество форматной информации (типа выходных данных). подавляющего большинства просмотренных в библиотеке книг впоследствии под рукой не будет. Отсутствие или неточность записи заставят сделать ошибку при цитировании или составлении библиографического списка. Установка (в формулировке Д.П. Бака): «С книгой или статьей надо работать так, как будто видишь ее последний раз в жизни, считывая максимум фактической, методологической и библиографической информации». «Скупой платит дважды», в том числе и в смысле времени и интеллектуальных усилий.

Резюме. Если книга или статья заслуживает Вашего внимания: 1. Сделайте полное форматное библиографическое описание издания. Ксерокопируйте оглавление. Выберите и отметьте те части (как содержательные, так и технические, например – указатель терминов), которые Вам предстоит читать внимательно, и, по возможности, ксерокопируйте эти страницы (особенно, если экземпляр книги не находится в Вашей личной собственности). 2. Читайте (ксерокс) с интенсивной многоперспективной разметкой; ведите параллельную запись наиболее основополагающих впечатлений о работе в целом и о направлениях ее использования в Вашем собственном исследовательском проекте. 3. Составьте конспект публикации и черновиков ее историографического описания, не лишайте себя яркости использования разноцветных цветов, маркеров, разных форматов и т.п. Будьте осторожны с использованием компьютерной эпитомы.

Основные форматы, которые надо предполагать при работе с литературой: библиографическое описание, выписки (потенциальные цитаты), характеристика концепции автора.

Библиографическое описание Довольно механическая работа. Делается один раз, но качественно; или как только Вы беретесь за издание, или после принятия решения его читать или хотя бы просмотреть. Однако и когда Вы уже читаете работу – приходится все время продолжать пополнять свою библиографию. Подстрочные и затекстовые примечания, списки литературы и источников, в самом тексте. Переписывайте библиографические данные новых и новых работ с максимальной полнотой – потом все равно можете не найти. Появление новых библиографических единиц. Заполнение новых «карточек» с описаниями книг и статей, которые кладутся в рубрики существующих «каталожных ящиков», неминуемо ведет к уточнению собственных рубрик, к ветвлению «каталожных ящиков» и появлению совсем новых.

Выписки Фиксация мнения читаемых авторов по тем или иным вопросам, связанным с Вашим материалом / Вашими источниками / Вашей исследовательской литературой. Выписки - станут цитатами. Возможно, краткими и иногда вольными, или никуда не попадут. Но выписки нужно делать как можно более точно, не просто с сохранением авторской орфографии и пунктуации, но и в особенности обращая внимание на контекст (критика, полемика, призыв и т.п.)

Характеристика концепции автора (самое проблематичное) Целесообразно по свежим следам зафиксировать свое понимание концепции автора ( - в частности, в перспективе написания раздела «Степень исследованности проблемы»). Нюанс: Ваше видение этой истории меняется по мере чтения очередных работ, а также в соотношении с планами развития собственного исследовательского проекта. Фиксировать – в чем Вы продолжаете исследовательский подход читаемого издания, в чем – дополняете, а в чем – оспариваете. Возможность (и готовность) внести в работу существенные изменения: поднять новый пласт источников, поменять структуру своей работы, уточнить определение темы. Т.о.: нужны не только точность и дотошность, но и гибкость и открытость.

Незакавыченная цитата – производит дурное впечатление. Тема плагиата – КБУ, Эко, Радаев – то, с чем борются. Возможен – но страшный враг. \СТ 191, сн. 1 «Любые важные сообщения, не являющиеся общепринятыми… должны подтверждаться доказательством их достоверности. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу». \ОЦ Библиографическая запись под строкой – с имени или инициалов, в библиографии – по фамилиям. «Не комментируйте очевидное, и не указывайте источников, которые всем известны. Не приписывайте автору научную идею, которую тот привел в качестве чужой».

Резюме: порядок работы с литературой 1. В библиотеку, архив, поисковую систему надо идти с набором ключевых слов, при помощи которых описывается Ваш исследовательский проект. 2. Удачный набор ключевых слов легко превращается в «библиографический вирус»: в подборку из нескольких статей (иногда – в том числе словарных и энциклопедических), которым можно доверять и которые содержат дальнейшие библиографические указания и способны снабдить Вас «исходной» парадигмальной моделью интересующего Вас предмета. 3. Результатом Вашей работы с ключевыми словами и с парадигмальными обобщающими исследованиями становится колоссальный библиографический список работ, с которыми Вы можете познакомиться в библиотеке или в Интернете. В этом списке есть отличные, плохие, полезные, бесполезные и средние работы. Цель Вашей экспертизы – не в том, чтобы установить качество и полезность этих работ, а в том, чтобы довести свой исследовательский проект до состояния историографической фундированности и сделать это путем последовательного знакомства с работами из Вашего библиографического списка, начиная от более важных – к менее важным. По мере знакомства с этими работами Вы всегда можете отредактировать Ваш список и тем более порядок чтения работ в нем.

Резюме. Если книга или статья заслуживает Вашего внимания: 1. Сделайте полное форматное библиографическое описание издания. Ксерокопируйте оглавление. Выберите и отметьте те части (как содержательные, так и технические, например – указатель терминов), которые Вам предстоит читать внимательно, и, по возможности, ксерокопируйте эти страницы (особенно, если экземпляр книги не находится в Вашей личной собственности). 2. Читайте (ксерокс) с интенсивной многоперспективной разметкой; ведите параллельную запись наиболее основополагающих впечатлений о работе в целом и о направлениях ее использования в Вашем собственном исследовательском проекте. 3. Составьте конспект публикации и черновиков ее историографического описания, не лишайте себя яркости использования разноцветных цветов, маркеров, разных форматов и т.п. Будьте осторожны с использованием компьютерной эпитомы.

Последнее заклинание. Три главных совета 1. Записывайте всё! Работайте так, как будто держите эту книгу или статью в руках последний раз. 2. Выработайте и сформулируйте удобные для себя форматы работы с литературой; четко представляйте себе удобный для Вас шаблон и стиль выписки, конспекта, рабочей и официальной аннотации. 3. Самое эффективное средство улучшить свои навыки работы с исследовательской литературой – работа с исследовательской литературой. Практикуйтесь и совершенствуйтесь!

Правила по использованию и оформлению исследовательской литературы в пространстве собственного текста Чужой текст внутри своего исследования.

Работа с литературой в своем тексте Работа с литературой в тексте исследования прежде всего регламентируется правилами присвоения исследователем чужих идей и чужих текстов. Поскольку о значении соотнесения себя с концепциями других исследователей для написания научного текста, о реферировании и рецензировании как элементарных операциях создания текста говорилось выше, здесь речь пойдет о правилах включения чужих текстов в свой собственный.

Цитация Цитирование - перенос другого текста (текста-источника или текста, относящегося к корпусу литературы) в какой- либо форме в свой текст. Правила цитирования оформляют присутствие чужого голоса. Типы цитирования Явная цитата и парафраз – пересказ цитаты (обычно, небольшого фрагмента) своими словами с обязательной ссылкой на источник цитирования Скрытая цитата (аллюзия) Внутренняя библиография – единичная или множественная ссылка указывающая на источник без приведения внутренних фрагментов текста

Функции цитирования референтная (передача) информации об объекте, коммуникативная – установление отношения между текстами заполнения эллипсиса – компенсация пропуска в логике Легитимация через авторитет - подкрепление мысли через апелляцию к признаваемому аудиторией авторитету

Ошибки при цитировании (по В.В.Радаеву) цитирование без ссылки на источник; цитирование без полного описания источников; затяжное цитирование; неточное цитирование; отсутствие перевода; несоответствие ссылки библиографии.

Цитирование без ссылки на источник: плагиат «Плагиатом в научной среде считаются, кроме списывания, еще и использование экспериментальных данных конкретного опыта, заимствование текстологии рукописей, которые до того не расшифровывались, использование готовой статистики, и все это без отсылки к источнику (ибо депонируя ваш диплом в деканате и в библиотеке университета, вы тем самым публикуете его), а также кража чужого перевода иностранного текста, прежде не переводившегося или переводившегося другими словами». (У. Эко) В положение ГУ-ВШЭ о плагиате плагиатом считается не только незакавыченная цитата, но и в отдельных случаях парафраза. К плагиату также приближаются ошибки затяжного цитирования и точного указания источника.

Библиографическая ссылка Б.С. - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа. Типы ссылок: Внутритекстовые ссылки - это ссылки на источник, приводимые непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Внутритекстовые ссылки могут указывать на весь источник и номер страницы, откуда взята цитата Подстрочные ссылки - это ссылки, располагающиеся внизу страницы, под строками основного текста в отчерченном колонтитуле. Затекстовые ссылки - это указание на источники цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце Комбинированные ссылки применяются в случаях, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников. Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой.

Библиография Библиография - это расположенный в алфавитном порядке список всех связанных с Вашей работой статей и книг (источников и литературы), помещенный в конце реферата, курсовой, диплома, диссертации, книги. Структура библиографии. Источники Исследовательская литература Справочная литература Интернет-ресурсы.

Библиографическое описание Библиографическое описание - это библиографические сведения о книге, статье, документе и пр., составленные по установленным правилам (прописанным в ГОСТе). Библиографическое описание включает: Обязательные элементы – это элементы описания, необходимые для идентификации документа. К ним относятся фамилия автора с инициалами, заглавие, сведения об ответственности (составители, рецензенты, переводчики и др.), место издания, издательство, дата издания, количество страниц. Факультативные элементы – это библиографические сведения, дающие дополнительную информацию о документе. К ним относятся сведения о размере книги в сантиметрах, о наличии прикнижного библиографического списка, иллюстраций и т. п

Комментарий Необходимым сопровождением цитаты является комментарий Типы комментария Комментарий внутри цитаты помогает сориентироваться внутри цитаты (особенно если она достаточно длинная), фиксируя наше внимание на моментах, концептуальных для данного фрагмента Вашего текста. Ваши комментарии берутся в круглые ( ) или квадратные [ ] скобки и после них ставится тире и Ваши инициалы. Сопроводительный комментарий Пояснения смысла сказанного, перевода текста Характер комментария зависит от концепции, задач текста, стандартов дисциплины. Совет У.Эко: «Не комментируйте очевидное, и не указывайте источников, которые всем известны.»

Задание по теме «Работа с литературой» 0. Укажите исследовательскую тему (реальную или выбираемую Вами исключительно для выполнения заданий в рамках нашего курса), под которую подбираться литература. Приведите список ключевых слов (не менее 10). 1. Пользуясь бумажными и электронными библиотечными каталогами, ресурсами сети Интернет, уже имеющимися у Вас материалами библиографической работы по разным сюжетам, составьте список литературы по указанной Вами (см. 0) теме. 2. Ранжируйте этот список в соответствии с предполагаемой важностью попавших в него работ, снабдите каждую из позиций функциональным комментарием («обзорная статья, с которой хорошо начинать знакомство с темой», «наиболее фундаментальная, хотя уже несколько устаревшая монография», «популярное, но занимательное введение в проблему» и т.п.). 3. Оставьте из списка только десять позиций (желательно, представляющих различные типы изданий – монография, статья в сборнике, статья в журнале и т.п.) и оформите их в соответствии с библиографическими правилами (см. ссылки на сайте).