ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Факультет информатики Кафедра новых информационных технологий в образовании Презентационный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Advertisements

Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Сегодня мы уже вступили в новое информационное общество, где одной из важнейших задач становится формирование информационно-коммуникационной культуры ученика.
Основные тенденции развития системы образования в условиях информатизации.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Основы информатизации общего среднего образования Проблемыинформатизации.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Школа 35 г. Н.Новгород. Проект Единая информационная среда школы Одним из главных звеньев совершенствования образовательной системы является комплексная.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением Герасименко И.В.
Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая.
Транксрипт:

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Факультет информатики Кафедра новых информационных технологий в образовании Презентационный учебный материал по курсу «Информационные системы в управлении учебным процессом » 3 курс (6 семестр) по специальности «Информационные технологии в образовании» - квалификация «Инженер» Введение в ИКТ в образовании. Функции, процедуры и службы управления учебным процессом; объекты управления; методы администрирования Вопросы общей теории управления, конкретизация для учебного процесса по ступеням системы образования (среднее, средне-специальное, высшее) с выделением объектов управления. Л екция 1 4 часа Екатеринбург 2010 Подготовила: кандидат педагогических наук САРДАК Любовь Владимировна

План лекции 1. Основные термины ИКТ в образовании. 2. Основные тенденции реформирования образования. 3. Задачи информатизации образования. 4. Функции, процедуры и службы управления учебным процессом; объекты управления; методы администрирования. 5. Понятие информационной образовательной среды. 6. Основные направления использования ИКТ в школе: обучение, управление, методическая работа, внеклассная работа.

1. Основные термины ИКТ в образовании ИТ – информационная технология ИТ – информационная технология, технология связанная с получением, переработкой, анализом, организацией, передачей, хранением, представлением информации (совокупность методов и средств) учебного характера. НИТ образования НИТ образования – совокупность организационных форм, педагогических технологий и технических средств управления образовательным процессом, основанных на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивающих достижение принятого образовательного стандарта. НИТ в образовании НИТ в образовании подразумевают компьютеризацию отдельной стороны системы управления образовательным процессом. НИТ обучения НИТ обучения – совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных технологий педагогических измерений, обеспечивающих эффективное достижение целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результатов на всех этапах обучения (технология обучения математике одаренных детей) НИТ в обучении НИТ в обучении затрагивают одну из сторон обучения, например, моделирование, контроль, коррекцию знаний.

Понятие компьютерных технологий В понятие «компьютерная (буквально – вычислительная) технология» вкладывается понимание роли компьютера как вычислительной машины. Понятие средств КТ Программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации (И.В.Роберт). Примеры информационно-коммуникационных технологий в образовании: Технология, совершенствующая процесс обучения, повышающая его эффективность и качество благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого Технология управления учебно-воспитательным процессом Технология управляемого мониторинга (контроля, коррекции, результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики) Коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно- методического опыта Технология организации интеллектуального досуга, развивающих игр (Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001).

2. Основные тенденции реформирования образования Можно выделить следующие основные тенденции реформирования образования: 1.Смена парадигмы c «образование=обучение» на парадигму «образование=становление». Образование научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, социуме, оформить свое субкультурное пространство. 2.Переход от индустриального к информационному обществу, эволюция знания – источником стоимости в информационном обществе (прибыли) все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. 3.Смешанное финансирование образования. 4.Индивидуализация образования, учет возможностей каждого конкретного человека для стимулирования его самореализации и развития. Разработка разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей. Формирование у обучающихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

5.Развитие концепции непрерывного образования, образование на протяжении всей жизни. дистанционное обучение 6.Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии – дистанционное обучение. 7.Постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с обучающимися; ключевые формы проведения занятий: уроки, лекции, лабораторные работы или семинарские занятия остаются, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам. 8.Проникновение глобальной сети Интернет как удобного источника разнообразных сведений, при этом качественно меняется вся система накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта.

диверсификации и интернационализации Основные тенденции развития образования сопровождается двумя процессами – диверсификации и интернационализации образования. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования. Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др.

3. Задачи информатизации образования Информатизация образования Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания и соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Основные задачи информатизации образования 1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса; 9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Проблемы в информатизации школы Они затрагивают основные элементы школьной информационной системы: методическое обеспечение; подготовка преподавателей и администрации; прикладное программное обеспечение (энциклопедии, медиа-ресурсы, моделирование, управление административно-хозяйственным комплексом); базовая программная платформа; аппаратный комплекс (компьютеры, локальная сеть, доступ к Интернету).

В России реализуется программа "Информатизация системы образования", идёт постепенное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. В системе подготовки педагогических кадров в области ИКТ с целью методической поддержки учителей создаются сетевые педагогические сообщества, виртуальные методические объединения учителей. В отдельных городах и регионах страны успешно действуют свои образовательные порталы, школьные сети, предпринимаются попытки организации профессиональной деятельности учителей в сети через сетевые сообщества: Всероссийский августовский виртуальный педсовет "Сеть творческих учителей" и др. Российский общеобразовательный портал предлагает учителям образовательные ресурсы для самообразования, оказывает квалифицированную консультационную помощь.

4. Функции, процедуры и службы управления учебным процессом; объекты управления; методы администрирования Вопросы управления учебной деятельностью обучаемых рассмат- ривались в работах B.C. Аванесова, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, А.В. Захаровой, Т.А. Ильиной, Ю.А. Конаржевского, Л.К. Марковой, Д.Ш. Матроса, А.А. Орлова, Н.Ф. Талызиной, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой, Л.В. Шкериной, В.А. Якунина и др. Определим понятие «Учебная деятельность». С позиции личностно-ориентированного подхода, ведущим субъектом учебной деятельности является учащийся. В таком случае задача преподавателя – направлять, помогать, регулировать деятельность учащихся. Так В.И. Андреев дает следующее определение понятия учебной деятельности: «Учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества» [1, с. 47]. 1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, – 240 с.

По мнению Г.И. Щукиной, понятие «учебная деятельность» включает одновременно деятельность обучающего и деятельность обучаемого. Эти два вида деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы: обучающий создает условия для деятельности обучаемого, активизирует ее, направляет, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию [1, с. 24]. Можно обобщить ряд определений и конкретизировать для учебного процесса, наример, в вузе. Учебная деятельность студента – это совокупность его действий, связанных с получением и усвоением учебной информации, с формированием умений, навыков и качеств личности в рамках профессиональной подготовки, а также с рефлексией их сформированности [2, с. 17]. 1. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, – 160 с. 2. Явич Р.П. Управление математической подготовкой студентов технического вуза на основе телекоммуникационных технологий [Текст] : дис.... канд. пед. наук / Р.П. Явич. – Екатеринбург, – 183 с.

Отметим, что самостоятельная учебная работа является одной из составляющих учебной деятельности, следовательно, управление учебной деятельностью обучающихся должно предусматривать в качестве одной из составляющих управление самостоятельной учебной работой обучающихся.

Понятие управления Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регули- рование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Понятие «управление» имеет множество трактовок.

В кибернетике под управлением понимается совокупность действий, осуществляемая управляющей системой по определенной схеме, направленная на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта (системы). Ключевыми положениями в понятии «управление» считаются следующие: управление всегда является целенаправленным действием; управлять – значит оказывать влияние на управляемую систему; управление производится в соответствии с некоторым алгоритмом, т.е. предопределенной последовательностью действий; управление – информационный процесс; оно связано с обменом и обработкой информации; независимо от целей управления и природы исполнительных и управляющих органов процесс управления всегда характеризуется наличием одного или нескольких замкнутых контуров (прямой и обратной связи), когда по цепям прямой связи к системе поступает управляющая информация, а по цепям обратной связи – информация о состоянии управляемой системы и о том, в какой степени достигнуты (или не достигнуты) цели управления [ Воройский, Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник [Текст] / Ф.С. Воройский. – М.: Физматлит, – 768 с., с. 696 ].

В.С. Татьянченко определяет управление как любое изменение состояния некоторого объекта, системы или процессов, ведущее к достижению поставленной цели [ Татьянченко, В.С. Организация информационного обслуживания внутришкольного управления [Текст] / В.С. Татьянченко. – Курган: Изд-во КГУ, – 127 с., с. 45 ]. В.П. Симонов, управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей [ Симонов, В.П. Педагогический менеджмент [Текст] / В.П. Симонов. – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-синтез, – 352 с., с. 105 ] Дж. Форрестер, управление – процесс преобразования информации в действия – процесс принятия решения [ Форрестер, Дж. Основы кибернетики предприятия [Текст] / Дж. Форрестер. – М.: Прогресс, – 240 с., с. 45 ]. Н.Ф. Талызина: «Под управлением понимают воздействие управляющей системы на состояние структурных элементов управляемой системы в соответствии с поставленной целью» [ Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Изд-во МГУ, – 328 с., с. 17 ]. «Управление – это такое воздействие на процесс, которое приближает этот процесс к цели. Управление гарантирует достижение цели. Оно требует максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие с закономерностями его протекания» [ Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Знание, – 96 с., с ].

На смену философии воздействия в педагогическом управлении приходит философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. На основе достаточно разработанной теории производственного менеджмента в управлении педагогическими системами появляется новое направление – педагогический менеджмент (Ю.А. Конаржевский, С.М. Сантурова, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова). Данное направление ориентировано на совершенствование в образовательном процессе человеческих отношений, мобилизацию человеческого фактора, повышение эффективности управления. Теория менеджмента характеризуется, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Ю.А. Конаржевский выделяет следующие основные принципы педагогического менеджмента: уважения и доверия к обучаемому, целостного взгляда на него, сотрудничества и социальной справедливости, индивидуального подхода, обогащения работы преподавателя, личного стимулирования, единого статуса, перманентного повышения квалификации, консенсуса и коллективного принятия решений, целевой гармонизации, горизонтальных связей.

Согласно методологии гомоцентрического подхода в современной науке, управлять – это приводить других к достижению ясной цели, а не заставлять их делать то, что считаешь правильным сам, управлять – приводить к успеху других. Гомоцентрический подход в педагогике (Р.Х. Шакуров) требует нацеленности на развитие личности, удов- летворение её потребностей в саморазвитии. Таким образом, согласно принципам личностно- ориентированного подхода педагогическое управ- ление на уровне преподавателя следует рас- сматривать как его деятельность по созданию совокупности организационно-педагогических усло- вий для осуществления учебной деятельности обучающихся.

В работе Б.Е. Стариченко и др. выделяются следующие особенности управления дидактическими системами: управляемый процесс – обучение – является информационным, управляющая информация поступает по каналу прямой связи одновременно с «основной», следовательно, учебная информация должна включать указания о последовательности ее обработки и управляющие предписания, или учащиеся должен быть с ними уже знаком; управляемой системой является система групп обучающихся и/или группа учащихся; каждый из членов группы имеет индивидуальные психические, интеллектуальные и информационные возможности, которые могут меняться с течением времени или в результате внешних воздействий; => нельзя установить строго однозначного соответствия между некоторым управляющим действием и реакцией системы, т.е. результат управления носит вероятностный характер; субъекты управления (обучающиеся) обладают мышлением, поэтому возможны процессы самоорганизации и саморегуляции; они заинтересованны в результатах своих действий. Следовательно, наряду с каналом основной обратной связи «учащийся-педагог», по которому передается информация о ходе освоения материала, необходима обратная связь «педагог-учащийся», благодаря которой у учащегося формируется мотивация обучения, а также возникают эффекты саморегуляции. Эта информация должна позволить ему как можно ближе подойти к своей последующей ответной реакции к желательному поведению [Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя [Текст] / Б.Е. Стариченко, Н.А. Стариченко, Н.В. Шуняева // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: Материалы науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во «Дом Учителя»., Ч.1. – С , с. 87].

Выделяя информационный характер управления, под управлением учебной деятельностью обучающихся будем понимать деятельность обучающего по созданию условий для всестороннего и полного информационного и коммуникационного обеспечения обучаемых, направленная на достижение поставленных образовательных целей. Задание 1: Сформулируйте самостоятельно или найдите, определение - «Управление учебным процессом», укажите ссылки на используемые источники.

Основные задачи управленческой деятельности: Определение основной цели или дерева целей организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения. Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.

Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Группы управления предприятием Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность). Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация). Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство (учебная деятельность), кадры, финансы, основные фонды и др.). Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Функции управления Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ к ним относятся: - прогнозирование и планирование; - организация работы; - мотивация; - координация и регулирование; - контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав: - перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; - организация работ по стандартизации; - учет и отчетность; - экономический анализ; - техническая подготовка производства; - организация производства (организация учебного процесса); - управление технологическими процессами; - оперативное управление производством; - метрологическое обеспечение; - технологический контроль и испытания; - сбыт продукции; - организация работы с кадрами; - организация труда и заработной платы; - материально-техническое снабжение; - капитальное строительство; - финансовая деятельность.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности,. При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: - выбор технологического процесса; - планирование программы производства; - планирование последовательности производства (оперативное планирование); - формирование производственных систем (систем оборудования); - содержание и эксплуатация оборудования; - организацию материально-технического снабжения. При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: - организация инновационного процесса; - выбор и реализация стратегии НИОКР; - оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; - внедрение результатов НИОКР; - защита результатов НИОКР. Задание 2 Задание 2: Конкретизировать задачи управления производством для предприятия, оказывающего образовательные услуги.

Реализация функций в области маркетинга включает: - организацию сбора и обработки маркетинговой информации; - выбор целевых рынков и их сегментирование; - применение маркетинговых решений по продукту; - выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; - продвижение товара; - выбор и реализацию ценовой политики; - планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности. Финансовое управление предприятием включает: - приобретение финансовых средств; - использование финансовых средств; - управление ликвидностью; - структурирование капитала и имущества; - управление платежными средствами и проведение платежного оборота; - финансовое планирование и финансовый контроль.

Типы организационных структур управления Задание 3. Воспользуйтесь информацией в файле Типы организационных структур управления к лекции 1.doc Задание: По материалам, представленным на сайте нашего университета: определить тип организационной структуры УрГПУ; составить схему организационной структуры УрГПУ ; составить схему организационной структуры института информатики и ИТ. Результаты представить преподавателю в электронном виде, с выбором приложения определиться самостоятельно.

Функции управленческой деятельности: 1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы, реализуется выдвижением: целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п. 3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха. 5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения. 7. Мотивационно-стимулирующая функция. Предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально- психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность управляемой системы. Направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления. 9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости. 10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности. 11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации. 13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития. 14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Процедуры и службы управления учебным процессом Процедуры планирования, организации учебного процесса, учета выполнения учебной работы, анализ качества и эффективности учебного процесса

Объекты управления

Методы администрирования

5. Понятие информационной образовательной среды (ИОС) или информационной системы в управления учебным процессом 5. Понятие информационной образовательной среды (ИОС) или информационной системы в управления учебным процессом (ИСУ уч.проц.) Определение Е.В. Мельниковой и П.В. Веденеева раскрывающие ИОС как систему психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса. (Мельникова Е. В. Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Иваново, 2006).

Компоненты ИОС Ценностно-целевой компонент – совокупность целей и ценностей педагогического образования в условиях информационного общества и отвечающего требованиям международных стандартов качества, удовлетворяя запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства и производства. Содержательно-методический компонент, определяющий как содержательную сферу ИОС, так и формы организации занятий, методы и принципы обучения, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования. Коммуникационно-психологический компонент, отображающий особенности субъектов информационной образовательной среды и специфику коммуникационной сферы. Организационно-административный компонент, включающий организационно- правовую основу (совокупность нормативной документации, регламентирующей деятельность как самой ИОС, так и ее субъектов); организационные условия, систему безопасности и модуль разграничения прав доступа и полномочий участников (пользователей) ИОС; готовность педагогического коллектива к работе в информационной образовательной среде и систему информационного обеспечения и управления образовательной деятельностью. Пространственно-технологический компонент, в состав которого входят архитектурно-эстетическая организация образовательного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.); клиент-серверная архитектура и соответствующая ей структура локальной компьютерной сети; а также техническая база (система технических устройств и программное обеспечение, используемое в информационно-образовательной среде).

ведение документации (договоры, справки, формы и т.д.); учет учащихся; учет движения учащихся (реализовано в форме приказов на учащихся); учет преподавателей; ведение сложных учебных планов; составление тематических планов; учет педагогической нагрузки (расчет осуществляется в автоматическом режиме по учебному плану, при этом от пользователя требуется лишь указать, какой преподаватель будет вести предмет в учебной группе); ведение электронного журнала успеваемости.

Модель информационного пространства школы

РВУ – РВУ – Региональный виртуальный университет. ВП - ВП - виртуальные представительства учебных заведений своего региона создаваемые по инициативе учебных заведений различного уровня

6. Основные направления использования НИТ в школе: обучение, управление, методическая работа, внеклассная работа Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс информатики Другие дисциплины Внеклассная работа По учебным предметам По интересам Управление Уровень преподавателя Уровень администрации Уровень преподавателя Методическая работа Уровень администрации Учащиеся Педагоги, администрация Вспомогательные службы Психологическая Библиотека Хоз.часть

Одной из тенденций развития образовательных НИТ следует считать комплексный подход к их использованию в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности.

Первым классификационным признаком является очевидное деление пользователей НИТ на две группы – учащиеся и педагогический персонал. Учащиеся могут применять компьютеры в учебной деятельности и во внеклассной работе. Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс инфо рмати ки Други е дисци плин ы Внеклассная работа По учебн ым предм етам По интер есам Управление Урове нь препо дават еля Урове нь админ истра ции Урове нь препо дават еля Методическая работа Урове нь админ истра ции Учащиеся Педагоги, администрация

Блок "Обучение" предполагает использование компьютерных технологий учащимися непосредственно в процессе усвоения учебной информации. Как видно из приведенной схемы, в этом блоке, в свою очередь, выделяется два достаточно автономных и различающихся по своим задачам направления - "Курс информатики" (или информационных технологий) и "Другие дисциплины". Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс инфо рмати ки Други е дисци плин ы Внеклассная работа По учебн ым предм етам По интер есам Управление Урове нь препо дават еля Урове нь админ истра ции Урове нь препо дават еля Методическая работа Урове нь админ истра ции Учащиеся Педагоги, администрация

Раздел "Курс информатики" имеет своей задачей формирование информационной культуры ученика, его компьютерной грамотности в современном понимании этого термина. Это направление работает на информатику как науку и обязательную школьную дисциплину, в которой компьютер и компьютерные технологии выступают в качестве объектов изучения. Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс инфо рмати ки Други е дисци плин ы Внеклассная работа По учебн ым предм етам По интер есам Управление Урове нь препо дават еля Урове нь админ истра ции Урове нь препо дават еля Методическая работа Урове нь админ истра ции Учащиеся Педагоги, администрация

Раздел Другие дисциплины предполагает применение компьютеров в качестве средства обучения при освоении обычных дисциплин (не информатики). В этом случае применение НИТ призвано повысить эффективность обучения за счет активизации деятельности учащихся, реальной индивидуализации учебного процесса и гуманизации его построения. Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс инфо рмати ки Други е дисци плин ы Внеклассная работа По учебн ым предм етам По интер есам Управление Урове нь препо дават еля Урове нь админ истра ции Урове нь препо дават еля Методическая работа Урове нь админ истра ции Учащиеся Педагоги, администрация

Блок Внеклассная работа призван, с одной стороны, решить проблему досуга учащихся, а с другой – предоставить возможность для развития его индивидуальных творческих способностей и, возможно, профориентации на базе современных информационных технологий. Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс инфо рмати ки Други е дисци плин ы Внеклассная работа По учебн ым предм етам По интер есам Управление Урове нь препо дават еля Урове нь админ истра ции Урове нь препо дават еля Методическая работа Урове нь админ истра ции Учащиеся Педагоги, администрация

В разделе По интересам компьютер предоставляет учащимся любых возрастов ни с чем не сравнимые возможности удовлетворения своих интересов. Можно привести тематики подобной деятельности: студия компьютерной графики и анимации; шахматная студия; мультимедиа-библиотека; развивающие игры; Lego-лаборатория; музыкальная компьютерная студия; школьное издательство; школьный электронный журнал; школьный Web-сайт; и др.

Преподаватели и администрация могут использовать информационные технологии для решения задач управления и методической работы

В блоке Управление раздел Уровень преподавателя предусматривает использование компьютера при решении вопросов, с которыми сталкивается преподаватель в своей повседневной деятельности: учет текущей успеваемости и ее статистическая обработка, ведение различных баз данных, подготовка документов и пр. При использовании сетевой школьной информационной системы преподаватель, безусловно, должен уметь ею пользоваться в рамках имеющихся у него возможностей доступа к информации Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс инфо рмат ики Друг ие дисц ипли ны Внеклассная работа По учеб ным пред мета м По инте реса м Управление Уров ень преп одава теля Уров ень адми нист раци и Уров ень преп одава теля Методическая работа Уров ень адми нист раци и Учащиеся Педагоги, администрация

Компьютеризация школьного управления на Уровне администрации в значительной мере определяется технической базой и наличием специализированного программного обеспечения. Можно выделить несколько уровней применения компьютеров в управлении школой:

Уровень администрации минимальный – использование стандартного офисного ПО (для реализации требуется 1–2 компьютера в распоряжении администрации) уровень специализированного ПО (предусматривает создание и ведение системы школьных баз данных: Контингент, Кадры, Учебный план, Оборудование и других) уровень локальной общешкольной сети (безбумажный документооборот в рамках школы) уровень использования глобальной сети в рамках РУНО (ГУНО) Организация учебной деятельности – это ее планирование, осуществление контроля, расстановка сил, мобилизация ресурсов, учет факторов окружающей среды, установление связей со средой, взаимодействие участников педагогического процесса. В организации и управлении учебной деятельностью можно выделить несколько уровней, начиная от уровня отдельного преподавателя и заканчивая уровнем национальной системы образования.

Блок Методическая работа предполагает использование специализированных баз данных, содержащих материалы как для учителей-предметников, так и завучей, возможность обмена информацией с коллегами посредством компьютерной сети, подготовку и тиражирование дидактических материалов для учащихся, создание средств наглядности, разработку материалов для компьютеризированных уроков (в том числе с применением инструментальных систем педагогического назначения) Основные направления использования НИТ в школе Обучение Курс инфо рмати ки Друг ие дисци плин ы Внеклассная работа По учебн ым пред мета м По интер есам Управление Урове нь препо дават еля Урове нь адми нистр ации Урове нь препо дават еля Методическая работа Урове нь адми нистр ации Учащиеся Педагоги, администрация