Школа No 1 1998 г. Тян Альберт. Айтысы Акынов. Устное народное творчество казахов во второй половине XIX в. сохраняло свои лучшие традиции и продолжало.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Абай Кунанбаев ( ) – выдающийся мыслитель, просветитель, поэт и основоположник казахской письменной литературы. o Имя при рождении – Ибрагим.
Advertisements

Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
АбайКунанбаев Выполнил:Суракбаев Шерхан 8 класс.
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
Образование казахского этноса и государственности относят к более позднему периоду. А в вв. на территории Казахстана проживали народы и племена,
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 17 Щербаковой Елены Александровны.
Авторская позиция в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Публикация рассказа в конце 1956 г. на страницах газеты «Правда»
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Развитие речи детей посредством художественной литературы. Подготовила воспитатель Кулик Е.Т.
Культура и быт домонгольской Руси. « Древнерусское искусство это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость,
Гражданская лирике Пушкина
Замечательный поэт, писатель, переводчик, журналист, педагог. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции М. Дулатов активно влиял.
Вслушайтесь в эти звуки…. Каким настроением проникнута музыка ? Какие определения могли бы вы подобрать для её характеристики?
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Основные идеи просветителей. Дж. Локк ( ) Стоял у истоков Просвещения. Выступал за конституционную, ограниченную монархию.
Великий русский поэт А. С. Пушкин был выслан царской администрацией на три года из столицы России. 21 сентября 1820 он прибывает в Кишинэу и останавливается.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Выполнил: Ученик 10б Егоров Иван.. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был написан в 1863 году. Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа.
Транксрипт:

Школа No г. Тян Альберт

Айтысы Акынов. Устное народное творчество казахов во второй половине XIX в. сохраняло свои лучшие традиции и продолжало развиваться. Яснее стала обозначаться творческая индивидуальность поэтов, акынов, певцов- импровизаторов ; их поэтическая деятельность постепенно начала принимать профессиональный характер. Изменения в экономике, все большее проникновение товарно-денежных отношений в аул, открытие русско- казахских школ, появление поэтов, писателей, получивших русское образование, - все это существенно влияло на развитие казахского народного творчества. Немало песен певцов-импровизаторов и сказителей сохранилось в народной памяти и даже было записано. Акыны Бактыбай, Марабай, Оске, Кемпирбай, и другие в своих песнях раскрыли отдельные стороны жизни и быта казахов в XIX в. Некоторые из них записывали свои произведения. Но эти акыны не поднялись до постановки больших общественных проблем, а в их творчестве явно видно влияние патриархально- феодальной идеологии и религии ислама. Развитие устного творчества. Большое место в устной литературе второй половины XIX в. занимали лирические песни акынов (сал, сере) и айтысы - состязания в импровизации песен. Айтыс проводился публично, перед народом, являвшимся и слушателем и критиком. Песни сочиняли экспромтом и исполняли их сами акыны. Мастерское исполнение, меткие выражения, находчивость, поэтический талант акынов увлекали слушателей, вызывали восхищение у одних, ненависть у других. Песни айтысов были отличны от песен, имевших готовый текст. Умение быстро, в стихотворной форме найти ответ, доказательство своей правоты, дать отпор противнику, найти его слабости, привести в замешательство - это замечательное искусство было присуще только большим талантам, имевшим большой опыт и навыки а импровизации. В XIX в. почти все акыны вступали в публичные состязания. Самые искусные, даровитые акыны острословы Орынбай, Шоже, Суюмбай, Биржан, Джамбул, Мйкот, Асет и другие получили народное признание. Успешно выступали в айтысах акыны-женщины - Сара, Аксулу, Манат, Болык, Рысжан. В состязаниях, где они участвовали, часто ставились вопросы раскрепощения женщин.

Тематика, художественные формы песен-состязаний были весьма разнообразны. Так, например, в айтысах Майкота с Кулмамбетом раскрывался быт и труд казахского народа, в айтысе Биржана и Сары - свобода личности. Песни-состязания Джамбула с Сарыбасом воспевали подвиги батыров. В некоторых айтысах акыны осуждали злоупотребления царской администрации. Особо выделяются по своим идейным и художественным качествам айтысы Джамбула с акыном Кулмамбетом и Сарыбасом. В этих айтысах Джамбул стремился показать нужды народа, воспевал батыров, боровшихся за интересы народа. Одно из важных особенностей айтысов состояла в том, что состязавшиеся акыны изобличали злоупотребления, жадность, скупость баев, волостных управителей рода, к которому принадлежал его соперник. В конечном счете заклейменными оказывались баи и должностные лица обоих сторон. Большое распространение получил айтыс Биржана и Сары, отличающийся высоким поэтическим мастерством, богатством и образностью языка.Оба акына прославляли освобождение женщины, поэтический талант, справедливость, человечность.Разумеется, не все айтысы являлись высокохудожественными, многие из них носили локальный характер. Айтысы Кудери, Калыбая и других, пропагандирующие религиозные идеи, превозносили пророка ; они очень невысоки и по своему художественному уровню. Для их айтысов характерно восхваление своего рода. Жанр айтыса оказал положительное влияние на развитие казахского устного творчества. Он еще более отточил, углубил и развил импровизаторское искусство и поэтическое мастерство акынов. Отдельные образцы айтысов, хотя и были во многом проникнуты патриархально-феодальной идеологией, касались существенных вопросов общественной жизни казахов В конце XIX и в начале XX в. наряду с акынами-импровизаторами в айтысах принимали участие и поэты - представители письменной литературы. Они состязались в сочинении стихов, посылая письма друг другу. Идейная борьба в литературе. Киса (поэма), хикая (рассказ). Во второй половине XIX идейная борьба в казахской литературе определилась более ясно, чем ранее. Чокан Валиханов, Ибрагим Алтынсарин, Абай Кунанбаев и их последователи боролись с реакционными течениями, мусульманским фанатизмом за все новое и передовое в жизни казахского общества.

Призывы к труду, знанию, осуждение лени, безынициативности, гнета и произвола, борьба против отживших обычаев и обрядов, защита свободы личности, особенно свободы женщин. - все это составляло основную тематику и идейно - художественное содержание литературы. В противоположность консервативным, реакционным певцам, восхвалявших феодалов, ханов, народные акыны создавали и распространяли песни о Исатаи, Махамбете, Бекете, Суранши и других батырах, Отстаивавших свободу народа, отображали борьбу казахских трудящихся против колониального гнета. Жаяу-Мусса, Ногайбай, Джамбул и другие акыны слагали песни о тяжелом положении трудящихся казахов, обличали эксплуататорские устремления баев, произвол местной царской администрации. Джамбул Джабаев ( ) в песнях того времени рассказывал о жизни и быте казахской молодежи, о социальном неравенстве в ауле. В стихотворениях «Жылкышы», «Доля бедняка», «Мамбету» и других акын рассказывал картину тяжкой жизни бедняков, пастухов, зависимых от баев. Нелегкий труд чабана показан акыном ярко и реалистично. Голодный бедняк Калкабай около Узун-Агача. Просит хлеба на пикетах У почтовых передач, От куска не будет сыт, Отбирает голод стыд. Босоногий и без шапки На снегу голодный спит. Как не сжалится над ним. Время черное, тугое, Труд и пот, пролитый им, Ничего в степях не стоит. Среди акынов наиболее видным был поэт Шортамбай Канаев. Его стихи написаны на народном языке и более или менее свободны от арабских и персидских оборотов. В некоторых произведениях он изобразил представителей царской администрации и феодально-байской верхушки, связанной с торговлей и ростовщичеством, как насильников, которые готовы бросить в «тюрьму, словно в вырытую могилу», любого ; сочувственно говорил о казахской бедности, лишенной земли, терпящей нужду в кабале у баев. Насилие, беззаконие, произвол баев, биев, «испорченных временем», и волостных управителей, как выражался Шортамбай, «стали неразлучным несчастьем бедных». Он показывал общественное неравенства, угнетение народа, хищнический облик новых богатеев. Но осуждение гнета и произвола Шортамбай ввел с клерикально- консервативных позиций, идеализируя и защищая прошлое, патриархальщину, воспевая средневековые ханские порядки. Идеал поэта был узок, его мировоззрение весьма ограниченно и пронизано религиозными догмами ислама, творчества во многом пессимистично.

Шортамбай выступал против новых порядков, утверждавшихся в Казахстане; он одинаково осуждал и колониальный гнет, и проникновение капитализма в Казахстан, не делал различия между царизмом и русским народом, не виде того, что наряду с усилением гнета в Казахстане происходили прогрессивные изменения в экономике и культуре. Наиболее сильно консервативные тенденции проявились в произведениях акына Мурата Монке-улы. Идеализируя ханскую власть и прежних биев-родоуправителей, он мечтал о возвращении к прошлому, отрицательно оценивал проникновение в казахский аул новых экономических явлений и правопорядков, всячески защищал основы родного быта, выражал сожаления по поводу того, что не именитые люди прошлого, а «безродные выскочки» баи, имеющие деньги, управляют народом. Сознавая свое бессилие перед проникновением нового, Мурат Монке-улы призывал к вере в судьбу, рок, к строгому соблюдению религиозных обрядов. Таким образом идейные позиции Шортамбая Канаева и Мурата Монке-улы были отсталыми, консервативными, отражавшими патриархальную идеологию. Вместе с тем нельзя не отметить, что Шортамбай и Мурат Монке-улы во многом способствовали становлению казахской литературы. Они мастерски использовали издавна бытовавшие формы стиха, стремились к реалистичности, конкретности в психологических характеристиках, немало сделали для развития казахского литературного языка. Некоторые рассказы, общие для многих народов Востока, переводили на казахский язык И. Алтынсарин, А Кунанбаев, творчески используя их в свои произведениях. По своему содержанию эпические поэмы, переведенные на казахский язык, написаны с различных идейных позиций. Такие поэмы, как «Сал-сал», «Заркум», «Сейтбатал», «Жум-жума», проповедовали религиозные догмы ислама, прославляли захватнические войны арабских халифов, силой оружия навязывавших народом ислам. Иные эпические поэмы, сказки написаны по образцам классической литературы восточных народов. Так например, поэмы «Шакир и Шакрат», «Мунлык и Зарлык», «Шахмаран», «Кер-оглы», «Абильхарис» и другие воспевали благородные человеческие чувства - честность, верность в любви, дружбу, образованность, мужество и храбрость, разоблачали и осуждали злодеяния, насилия, лицемерия, предательство, измену. Эпические поэмы, повествующие об интересных, увлекательных приключениях героев, имели популярность в народе. Значительное влияние на создание казахских эпических поэм этого времени имела литература татарского, азербайджанского и таджикского народов. Многие казахские эпические поэмы, приключенческие сказки переведенные или оригинальные, были собраны и опубликованы в качестве образцов казахской литературы русскими и казахскими учеными.