Автор: учитель русского языка и литературы Слесарева Елена Михайловна МКОУ – Савкинская СОШ, Баганского района, Новосибирской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию - СИНОНИМЫ 2. Раздел науки о языке, изучающий слово и его значение - ЛЕКСИКА 3. Слова,
Advertisements

Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Тема урока: О чем расказывают устаревшие слова. План: 1.Лексика современного языка. 2.Сообщения учащихся. 3.Опрос. 4.Игра «Проще простого». 5.Работа с.
Ненахова Наталья Владимировна. Не боги горшки обжигают Какой государственный деятель, занимая высокий пост, на своей печати разместил фразу: «Я – ученик.
Русский бой!!. Шифровальщики! Ааптрек лажок РАУКЖК.
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА «РЕДАКЦИЯ» (обобщающий урок по разделу «Лексика» в 5 классе) Один день работы журнала «Лексикон» - 2 урока 1 Выполнила: Т.П. Колесникова,
Название океана Л Е И С КА К Остров Однозначных и Многозначных Слов Остров ОСА Остров Фразеологизмов Остров Исторический Остров Прямого и Переносного.
Правила игры Время для подготовки задания – 5 минут. Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком. За каждый правильный ответ команда получает.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
ФРАЗЕОЛОГИЯ раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания - фразеологизмы.
ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. Выполнила учитель русского языка и литературы АпалёноваО.В.
Повторение в начале года 7 класс. Палитра - 1 ) небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски; 2) подбор красочных сочетаний в картине,
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» 6 класс Подготовила: учитель русского языка Толстова Е.В.
Создание дидактических материалов Россахацкая Светлана Николаевна учитель информатики Бруданова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы.
Лингвистический турнир «Фразеологический калейдоскоп» Выполнил: Титов Сергей Лаврентьевич, учитель МОУ «Небыловская СОШ» Юрьев-Польского района Владимирской.
Урок русского языка в 6 классе Урок русского языка в 6 классе Тема: «Путешествие по сказочной стране» (повторение и обобщение по теме «Лексике») Автор.
Транксрипт:

Автор: учитель русского языка и литературы Слесарева Елена Михайловна МКОУ – Савкинская СОШ, Баганского района, Новосибирской области

1) Как называется раздел языкознания, изучающий Л3, употребление и происхождение слов? 2) Как называется раздел русского языка, изучающий Л3, употребление и происхождение фразеологизмов? 1) Какие слова называются диалектными? 2) Какие слова называются профессиональными? 1) Какие слова называются общеупотребительными? 2) Какие слова называются заимствованными? 1)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются? 2)Чем объявить появление новых слов, как они называются? 1)Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 2) Какие слова называется историзмами, архаизмами?

стезя– дорога чело–лоб ланиты– щеки внимать – слушать брадобрей– парикмахер сюртук– мужская одежда в талию с длинными полами денница – утренняя заря льзя- можно уста - губы очи - глаза кика - кичиться кокошник– женский головной убор брань- битва десница- правая рука

брошюра – небольшая книжечка инструкция– указание шоссе– дорога агрессивный– враждебный аккомпанемент– музыкальное сопровождение колоссальный– очень большой, огромный (успех) финал – завершение, конец антракт- перерыв контролировать - проверять анонс – предварительное объявление директор – руководитель учреждения стабильный – прочный, постоянный

принесите бураков(свёклы) узкая межинка(тропинка) пирожки с петушками(с щавелем) полоскать рушник(полотенце) первая кутиха(снегопад) упали в наз(узкая шель) молодой певень(петух) козюли в оврагах водятся(змеи)

К данному прилагательному подберите два таких существительных, чтобы с первым оно имело прямое значение, а со вторым - переносное Тяжёлый(камень, характер) свежий(цветы, газета) твёрдый(камень, решение) горячая(вода, голова) острый(нож, язык) тесная(квартира, дружба)

1) сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос) 2) начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт) 3) красная строка, отступ в начале строки (абзац) 4) тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот)

Выделите «третье лишнее» в каждой из приведенных групп слов. Каким лексическим явлением они объединены 1) огонь,осень,пламя 2) алфавит,чистописание,азбука буран,дождь, пурга шалун,конница, кавалерия

мозолить глаза– надоедать клевать носом– засыпать намять бока– бить хоть глаз выколи– темно не в бровь, а в глаз– метко точить лясы – болтать бить баклуши – бездельничать держать язык за зубами – молчать яблоку негде упасть– тесно с три короба – много

худой– кожа да кости спешить– лететь сломя голову близко – рукой подать быстро – на всех парусах

Кот наплакал– с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся Видимо – невидимо– с три короба, как собак нерезанных, конца – краю нет

Передайте значение фразеологизмов с помощью предметов, жестов сесть в калошу водить за нос дело в шляпе льёт как из ведра намылить шею связать руки реветь в три ручья лить крокодиловы слёзы

- Как называются такие слова?(омонимы) 1) Внизу бьёт холодный ключ (родник) 2) Дима потерял ключ от квартиры (инструмент для открывания двери)

Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества, сохранился этот след и в нашем языке. Мы пользуемся древнегреческими, математическими, астрономическими и прочими терминами, многие из нас, сами того не подозревая, носят греческие имена. Андрей, например по гречески «мужественный», «храбрый», Алексей – «защитник», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо. (Макароны)

недруг– приятель близко– далеко смелый – трусливый, робкий вверх– вниз холодный– горячий защита– нападение, обвинение

Список использованной литературы: 1. Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Издательство «Народная Асвета», Минск, Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н. Пташкина и др.- Волгоград: Учитель, с.:ил. 4. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс./ Сост. И.Г. Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», с.