Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8.
Advertisements

1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Должен ли каждый педагог заниматься воспитанием? Образование Воспитание Обучение В интересах: 1.Человека 2.Общества 3.Государства Урок Система воспитательной.
Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
Методы педагогического процесса - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Методы.
Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.
ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, ПРОИЗВОЛЬНО НАПРАВЛЯЕМОЕ ВЗРОС ЛЕНИЕ РЕБЕНКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ (ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОМ) ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Выполнила: Бабаева Таисия Группа: ПиП-16-1 Преподаватель: Бокижанова Г.К.
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
Воспитание и педагогический процесс Выполнила: студентка 3 курса,335 гр Чернова Е.А.
Социально- психологические технологии формирования личности МБОУДОД СЮТ, педагог дополнительного образования Реутова О. О.
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Транксрипт:

Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8

Воспитание Воспитание - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели Социализация личности Формирование личности Становление личности

Стороны воспитания содержательная процессуальная Особенности воспитания процесс целенаправленный многофакторный динамичный длительный непрерывный комплексный вариативный (неоднозначный) и неопределенный двусторонний характер от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) от воспитанника к воспитателю (обратная связь)

Противоречия внешние внутренние Эффективность воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений соответствия цели и организации действий, помогающих достигнуть цели соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников совокупного действия объективных и субъективных факторов

Факторы воспитания выражаются через условия воспитания (материально- технические, социальные, санитарно- гигиенические и др. Объективные факторы воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Субъективные факторы

Условия воспитательного процесса интенсивность воспитания и самовоспитания; активность его участников в педагогическом взаимодействии; эффективность сопутствующих ему процессов - развития и обучения; воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь к более успешному воспитанию; качество воспитательного воздействия; интенсивность воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника; сочетание педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; интенсивность и качество взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками; общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий

Принципы воспитания Принцип связи воспитания с жизнью Принцип опоры на положительное Принцип гуманизации Принцип личностного подхода Принцип единства воспитательных воздействий Принцип направленности воспитания

Средства воспитания виды деятельнос ти (труд, игра) предметы, вещи (игрущки, ЭВМ) произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания)

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф. Харламов уточняет: методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский) 1 группа Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения 2 группа Методы организация деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности 3 группа Методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно- мотивационный компонент 4 группа Методы контроля, самоконтроля и самооценки

1 группа методов Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения. рассказ объяснение лекция диспут беседа пример внушение

2 группа методов Методы организация деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности упражнение общественное мнение воспитывающие ситуации педагогическое требование приучение инструктаж демонстрация

3 группа методов Методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно- мотивационный компонент наказание (осуждение) поощрение (одобрение) соревнования познавательные игры эмоциональное воздействие

4 группа методов Методы контроля, самоконтроля и самооценки педагогическое наблюдение опросники диагностика выявление причин отклоняющегося поведения посредством бесед

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата

Функции педагогического общения познание личности обмен информацией организация деятельности самоутверждение сопереживание обмен ролями

Структура педагогического общения Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап) Управление общением в ходе педагогического общения Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака)

Стили общения Авторитарный стиль Либеральный стиль Демократичный стиль Определяет направление деятельности группы, указывает, приказывает, пресекает всякую инициативу, подавляет инициативу школьников Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, педагог советуется со школьниками, активно обсуждает ход работы Анархический, попустительский. Учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности. Педагог фактически самоустраняется от ответственности за происходящего

Коллектив коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом признаков: - общий выборный руководящий орган - общая организация деятельности - общая совместная деятельность для достижения поставленной цели - отношения ответственной зависимости - общая социально значимая цель - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу

Стадии формирования коллектива (А.С. Макаренко) Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения) Вторая стадия – усиление влияния актива Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива

Отношения между личностью и коллективом Идеал взаимоотношений – гармонизация личности и коллектива. Личность берет от коллектива оптимальные модели поведения, усваивает целесообразные способы общения и социальный опыт. - личность подчиняется коллективу (конформизм) -личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония) -личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм)