Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г. - величайшая фигура в Европейском искусстве постмодернизма. Писатель, значительно повлиявший.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Advertisements

«Высокое Возрождение. Великие гуманисты Европы». Сарф Галина Владимировна, МОУ «СОШ 142» г. Омска.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
Подготовительный этап к дню САМОУПРАВЛЕНИЯ. Каждый ребенок является личностью, Каждый, естественно, индивидуален, Откроем скрытые духовные силы, И в этом.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Пастор А.Турецкий. Психологи говорят, что есть пять уровней отношений. Их легко выразить в том, как и о чем мы говорим с разными людьми. Первый уровень.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
1.Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется _____________ 2.Культура – это… 3.Материальная культура – это… 4.Толерантность.
Определение и классификации Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их.
«Сотри случайные черты – «Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен». И ты увидишь: мир прекрасен». А. Блок А. Блок Александр Александрович.
ЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА 1.1 Бремя выбора 1.2 Что? Как? Для кого?..Когда? 1.3 Кто и каким образом? 1.4 Позитивный и нормативный анализ 1.5 Микроэкономика.
Работу выполнил: Тарасов Антон, ученик 9 класса МБОУ Большетумановская ООШ. Руководитель: Боровкова Елена Викторовна г. Районный фестиваль мультимедиа.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Нигилизм и его последствия.Подготовила Оганян Анна 10 "А" класс
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Занятие на тему: «Честь и достоинство» Автор: Педагог высшей категории: Коркунова Елена Юрьевна МАОУ Пермская кадетская школа 1 «Пермский кадетский корпус.
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Идеал красоты в философском аспекте Выполнила: Роякина Элина уч-ся 8б класса МОУ лицей 9 г.Сальск.
Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства
Транксрипт:

Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г. - величайшая фигура в Европейском искусстве постмодернизма. Писатель, значительно повлиявший на современную литературу и ее развитие. Гессе являлся одним из главных теоретиков игровой культуры, он создал уникальное, вечно современное произведение «Игра в Бисер». Hermann Hesse Герман Гессе

Тонкая духовная структура этого философского романа не знает границ. Его словно окружает аура гармонии, спокойствия и…человеколюбия. Г.Гессе придумал несуществующий мир, сюрреалистическое будущее. Вероятно, он воплотил в этом выдуманном мире свою мечту о светлом будущем. Ее воплощением является и провинция Касталия, и высокообразованные и дисциплинированные ученики, учителя и магистры (главным образом Ludi magister Йозеф Кнехт) и, разумеется, сама игра в бисер. Что же представляет собой Игра в Бисер?

«Правила, язык знаков и грамматика Игры, представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук,» - объясняет Гессе. Красивая и изысканная игра в бисер является также символической и многозначительной формой исканий совершенства, согласно гессевской теории – она вбирает в себя все духовное содержание мира.

Аналогия очевидна: Касталия Гессе- некое царство духовности, с четкой иерархией и порядками, призванное хранить, но не развивать, накопленные человечеством за всю его историю духовные богатства и Телемское аббатство место сосредоточения различных искусств и наук. Все это – воплощенная на бумаге фантазия, ведущая нас, по мнению писателей, к более совершенной жизни. Рассмотрим подробнее воплощение мечты о светлом будущем в Игре в Бисер. Мы можем провести параллель с произведением гуманиста эпохи Возрождения Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль.

Ф.Рабле описывает желанное для той эпохи освобождение от мрачности и жестокости, необразованности и нежелания стремиться к духовному развитию жителей средневековья. Герман Гессе же начал работать над своим романом за два с небольшим года до прихода к власти Гитлера. Он остро чувствовал напряжение и варварство в своей стране. Наверняка это послужило одним из факторов формирования удивительно гуманной гессевской прозы, ведь для писателя было естественным желание сохранить в неприкосновенности интеллектуальную честность и накопленные человечеством духовные богатства. Нам часто приходится слышать что-то вроде: Достоевский- знаток человеческих душ. Гессе – главный человеколюб©. И, правда, несмотря на тяжелую духовную атмосферу Германии – Игра в Бисер – светлое, пронизанное добром, любовью и пониманием произведение.

Мастер Игры Йозеф Кнехт Ludi magister Josephus III Вновь вернемся к Ренессансу и Ф.Рабле. Есть ли в его романе воплощение идеальной для будущего той эпохи личности? Да, это Гаргантюа. Подобно героям античности, он прекрасен и совершенен во всем: он атлет и музыкант, он художник и поэт, он умен и воспитан. Герман Гессе тоже видит личность будущего, ее отображением является Йозеф Кнехт. Однако странен парадокс: Касталия не приемлет индивидуализма. Согласно философии Гессе – личность становится личностью, только полностью растворившись в обществе.

….для авторов тех эпох, которые явно тяготели к форме биографии, самым существенным в той или иной личности были, пожалуй, отклонение от нормы, враждебность ей, уникальность, даже патология, а сегодня мы говорим о выдающихся личностях вообще только тогда, когда перед нами люди, которым, независимо от всяких оригинальностей и странностей, удалось как можно полнее подчиниться общему порядку, как можно совершеннее служить сверхличным задачам, – говорит Гессе со страниц Игры в бисер. Если учесть, что Гессе жил в начале XX века, позволю себе сравнить его представление о личности с суждениями философов разных эпох, а также с сегодняшним пониманием личности и приведу одно интересное наблюдение.

Ученики и учителя Касталии большую часть времени уделяют самодисциплине и образованию, в частности, – чтению книг. В Игре в бисер упоминается несколько авторов, чьи произведения особо предпочитает элита. Чаще всего упоминается Г.Гегель, философ романтизма. Ознакомившись с философией Гегеля, мы можем сделать вывод, что упоминание о нем в Игре в бисер – неслучайно. Его философия довольно многогранна, я затрону лишь те ее аспекты, которые, несомненно, оказали влияние и на философский подтекст романа Гессе. Мы встречаем у Гегеля выражение мировой дух. Он подразумевает под этим совокупность всех человеческих мыслей и изречений. Гегель не воспринимал личность отдельно от мирового духа. Согласно Гегелю, личность – часть некого целого, т.е. общества, государства. Разум проявляется прежде всего в обществе, во взаимодействии между индивидуумами. Гегель считал, что никто не может по своему произволу отделиться от государства. Он не воспринимал как личностей людей, которые пытаются отделиться от общества в стремлении к самопознанию. В Игре в бисер явно прослеживается гегелевская философия. Ведь только следуя порядкам и подчиняясь иерархии, ученики становились полноценными личностями.

Как обстоит дело с понятием личности в современном обществе? Приведу цитаты из произведений популярных на сегодняшний день писателей: Чем станет дорога без пыли и сталь без ржавчины? Чем станешь ты без людей? Собой… С.Лукьяненко. Лорд с планеты Земля. Часть 3. В этом мире, т.е. в современном обществе ничто так хорошо не продается как грамотно завернутый протест против этого самого общества. В.Пелевин. Я согласна с высказыванием Пелевина, ведь сейчас наблюдается наиболее рьяное стремление к индивидуализму. Подтверждением служат многочисленные молодежные контркультуры и прочие классификации общества, зачастую настроенные против государства. Философия Гегеля (и ее продолжение у Гессе) неактуальна в наше время. Не могу судить о правильности той или иной точки зрения, т.к. считаю, что суждение о личности в целом – спорное и может быть приемлемо не к каждой эпохе.

И все же этот роман – утопичен. За все время существования вымышленной Касталии ни один ее ученик не достиг высшего знания, несмотря на столь высокое духовное развитие. В произведении чувствуется постоянная борьба и соперничество между высшим орденом и обычными людьми, не лишенными личной жизни и чувств. Когда бывший Магистр Музыки достигает просветления и святости, ученики и учителя не понимают того, что с ним произошло, что уже говорит об их неверном мировоззрении и о том, что их существование излишне идеалистично. В конце произведения главный герой Йозеф Кнехт уходит с должности магистра и начинает жить вне Касталии. Возможно, Гессе хотел показать этим невозможность синтеза высокой духовности и мирской жизни, ведь, вступив в мир обычных людей, Кнехт погибает, он тонет в озере. Это можно объяснить тем, что гармонии во всем достичь очень трудно, практически невозможно. Мирская жизнь и республика духа – вещи противоположные, как зло и добро, как жизнь и смерть. Что и показывает нам автор: пока Кнехт был магистром игры в бисер, он жил. Стоило ему сойти с этого пути, как он умирает.

И все-таки главное в романе – не утопия Касталии, не Игра в Бисер и не личность Йозефа Кнехта, а вечные вопросы существования, которыми рано или поздно задается каждый из нас.