Ю.М. Забродин, Московский городской психолого – педагогический университет, Е.Н. Геворкян, Московский городской педагогический университет О разработке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Психологическое образование как национальный ресурс подготовки педагогических кадров В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Проблемный семинар УМО «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» «Принципы и пути развития деятельностной.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Федеральные государственные образовательные стандарты как социо-культурный ресурс модернизации современного образования Российская академия образования.
Московский городской педагогический университет СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Социальная педагогика» Магистерская программа Магистерская программа «Социально-педагогическое.
Психологическая подготовка учителя «для новой школы» Психологическая подготовка учителя «для новой школы» В.В. Рубцов В.В. Рубцов ректор МГППУ ректор МГППУ.
Проблемы и возможности подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Ворошнина О.Р., заведующий.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Транксрипт:

Ю.М. Забродин, Московский городской психолого – педагогический университет, Е.Н. Геворкян, Московский городской педагогический университет О разработке ООП в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Деятельностный поход – научно-теоретическая основа ФГОС ВПО по направлению «Психолого- педагогическое образование» Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» подготовлен к утверждению 2

Напомним, что указанный Проект стандарта разработан в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В стандарте реализована концепция двухуровневого высшего профессионального образования в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», в котором предусмотрены образовательные профили – психолог образования, социальный педагог, воспитатель, учитель начальных классов и ряд других. 3

Проект стандарта подготовлен МГППУ с участием: Российской академии образования, Совета ректоров вузов Москвы, учреждённых Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Российской академии государственной службы при Президенте РФ (кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности), Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской высшей школы социально- экономических наук АНХ при Правительстве РФ. 4

компетентностная модель профессиональные задачиобщие отдельных видов деятельности общекультурные профессиональные компетенции В рамках проекта ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование», разработана компетентностная модель подготовки психолога образования, определены его профессиональные задачи, как общие для всего психолого-педагогического направления, так и для отдельных видов деятельности бакалавра и магистра, описаны необходимые для решения этих задач общекультурные и профессиональные компетенции. 5

Деятельностный подход – научно-теоретическая основа ФГОС ВПО по направлению «Психолого- педагогическое образование» модульный принцип психолого-педагогической деятельности возрастом учащегося типом ведущей деятельности Ядром основной образовательной программы ООП бакалавра по направлению «Психолого- педагогическое образование» является модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом учащегося и типом ведущей деятельности 6

Связь образовательного и профессионального стандартов 1. Факт отсутствия стандарта СПД по профилям специальностей данного направления 2. Необходимость реализации СПД в виде модели в ходе реализации ФГОС 3. Опора на КХ и ДИ реальных рабочих мест 4. Опора на экспертные оценки требований к профессиональной деятельности (ПВК) 5. Опора на международные нормы и национальный опыт 7 Стандарт профессиональной деятельности (СПД) образования Государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Соответствие мировым стандартам Учёт и реализация этого принципа на примере профиля «Психология образования» - опора на международные стандарты подготовки психолога: 1. Европейская федерация психологических ассоциаций (Европейский диплом в области психологии - EFPA) 2. Американская психологическая ассоциация (APA) 3. Международная ассоциация школьных психологов (ESPA) 4. Национальная ассоциация психологов образования (США) 8

Соответствие национальным требованиям Учёт и реализация этого принципа на примере профиля «Психология образования» - опора на национальный опыт работы практического психолога образования: 1. Опыт работы российских регионов (Москва, Самара, Ярославль и др.) 2. IV Съезд психологов образования России 3. ФПРО + РПО ( поставлена задача разработки национального стандарта профессионального психолога) 9

Что инкорпорировано в разработку ФГОС из этих норм: 1. Идея базовых компетенций с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах 2. Экспертные оценки квалификационных требований к ПД 3. Принятые в мировой практике схемы подготовки: Бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: года или 1,5 – 4 года в условиях супервизии (педагогическая интернатура) + независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества). 10

Что инкорпорировано в разработку ФГОС из этих норм: Концепция компетентности, согласно которой компетентность выступает в трех формах: 1. как условие эффективной профессиональной деятельности 2. как интегральное качество личности 3. как результат профессионального образования Принцип формирования структуры компетентности, исходя из: 1. требований рынка труда и особенностей вида профессиональной деятельности 2. основных задач для данного вида деятельности 11

Что инкорпорировано в разработку ФГОС из этих норм: Структура компетентности, принятая в международных нормах, которая включает следующие уровни компетенций: 1. ключевые (core) или общекультурные, 2. общие или общепрофессиональные, 3. специальные или узкопрофессиональные Содержание компетенций при разработке стандарта определяется в следующем виде: от видов деятельности к задачам деятельности к компетенциям 12

Особенности ФГОС по направлению «Психолого – педагогическое образование» Квалификация выпускников: Бакалавр психолого - педагогического образования Квалификация выпускников: Бакалавр психолого - педагогического образования Нормативный срок освоения ООП - 4 года Нормативный срок освоения ООП - 4 года Общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) * Общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) * *) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. 13

Направление подготовки: Психолого - педагогическое образование Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, - на основании решения Ученого совета высшего учебного заведения 14

Направление подготовки: Психолого - педагогическое образование Область профессиональной деятельности бакалавров включает: образование (общее, коррекционное, инклюзивное); образование (общее, коррекционное, инклюзивное); социальную сферу; социальную сферу; здравоохранение; здравоохранение; культуру культуру 15

Направление подготовки: Психолого - педагогическое образование Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие учащихся; социализация и здоровье учащихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение учащихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида 16

Виды профессиональной деятельности бакалавра: психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность; образовательная деятельность в дошкольном образовании; образовательная деятельность на начальной ступени общего образования 17

Конкретные виды Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, - определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно- педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей 18

Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого- педагогического сопровождения образования: проведение (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов; 19

Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого- педагогического сопровождения образования: работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды; использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы. 20

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими основными компетенциями: общекультурными общекультурными (ОК) общепрофессиональными общепрофессиональными (ОП) компетенциями в отдельных видах деятельности компетенциями в отдельных видах деятельности (СК) 21

Например, бакалавр в психолого-педагогической деятельности (ПКПП) должен быть: способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно- развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3); способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6). 22

Требования к структуре основных образовательных программ учебных циклов: Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; разделов: и разделов: учебная и производственная практики и/или научно- исследовательская работа; итоговая государственная аттестация 23

базовую (обязательную) часть вариативную, Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавра, которая включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий 24

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми руемых компе- тенций Профессиональный цикл160 Базовая (общепрофессиональная) часть 40–50 Безопасность жизнедеятельнос ти Модуль 1 Теоретические и экспериментальн ые основы психолого- педагогической деятельности Модуль 2 Психология и педагогика развития детей Модуль 3 Методология и методы психолого- педагогической деятельности ОПК-12 ОПК-15 ОПК-1 ОПК-8 ОПК-9 ОПК-13 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ОПК-11 ОПК-12 ОПК-13 ОПК-14 ОПК-15 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения; принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы уметь – организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе владеть – методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики

26 Рекомендованные профили, в соответствии с разделом IV настоящего стандарта: психология образования; психология и педагогика дошкольного образования; психология и педагогика дошкольного образования; психология и педагогика начального образования; психология и педагогика начального образования; психология и педагогика инклюзивного образования; психология и педагогика инклюзивного образования; психология и педагогика дополнительного образования; психология и педагогика дополнительного образования; психология и социальная педагогика; психология и социальная педагогика; психология и педагогика образования одарённых детей; психология и педагогика образования одарённых детей; психология и педагогика профессионального образования; психология и педагогика профессионального образования; специальная психология и педагогика специальная психология и педагогика Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с видами профессиональной деятельности

ООП по профилю «Психолого-педагогическое образование» обеспечивает соответствие нового стандарта ФГОС ВПО стандартам общего образования 27 Деятельность учащегося в стандарте общего образования Деятельность специалиста определенного профиля, формируемая в ФГОС по направлению

«Психолого-педагогическое образование» Главная стратегическая задача профессионального сообщества сегодня – разработать такие ООП, которые обеспечат эффективное внедрение нового стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» с учетом того, что этот стандарт опирается на фундаментальные закономерности психического развития человека и его личности, фундаментальные закономерности психического развития человека и его личности, деятельностный подход к организации учебных взаимодействий, деятельностный подход к организации учебных взаимодействий, на возрастные особенности и параметры современного детства, на возрастные особенности и параметры современного детства, что соответствует исходным принципам разработки ФГОС общего среднего образования 28

Спасибо за внимание!