Современные тенденции развития специальной педагогики в России Наумов А.А к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Современные педагогические технологии в специальном образовании А. А. Наумов ПГПУ.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Инклюзивное образование 2011 г.. Инклюзивное включенное образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками,
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Директор ГБОУ ЦПМСС « Взаимодействие » Ковалев Евгений Валерьевич.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Транксрипт:

Современные тенденции развития специальной педагогики в России Наумов А.А к.п.н., доцент

Специальное образование Сегодня под специальным образованием понимается обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, направленные на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, а также учет индивидуальных особенностей детей для достижения максимально возможного уровня образованности и самореализации личности

Специальное образование Понятие специальное образование находится в единстве с понятием специальная педагогика. В настоящее время под специальной педагогикой понимаются теория и практика воспитания и обучения, идущие от специфических образовательных потребностей лиц с отклонениями или нарушениями физического и (или) психического развития и необходимые им в том случае, если в типовых, массовых, стандартизированных условиях получение специального образования для них затруднительно или невозможно [Назарова Н.М.].

Специальное образование Н. М. Назарова указывает, что в условиях гуманизации образования термин коррекция стал неприменим к личности человека, он может относиться либо к отдельным технологическим составляющим специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями здоровья [8]

Специальное образование Более адекватным стал термин специальная педагогика, который подчеркивает личностную ориентированность, нацеленность на решение сугубо индивидуальных проблем образования конкретного человека.

Современный направления исследований в специальной педагогике Широкое распространение в современном специальном образовании получили концепции обучения, удовлетворяющего особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающего им необходимую социально-психолого-педагогическую помощь (Н. Н. Малофеев, Л. Б. Баряева, Е. Л. Гончарова, Л. В. Лопатина, Е. А. Медведева, Н. М. Назарова, М. Н. Русецкая и др.); интеграции и инклюзии детей с отклонениями в развитии в массовое образование (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко и др.), применения информационных технологий в специальном образовании (О. И. Кукушкина); ранней комплексной дифференцированной коррекционно- развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как условия их социальной адаптации (Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько,Е. А. Стребелева и др.). Оптимальное комплексное взаимодействие специалистов ( Т.Н. стимонова,0 О.Г Приходько, Е.Ф. Архипова) Профессиональная компетентность педагога дефектолога

Приходько Оксана Георгиевна Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно- развивающей помощи детям с церебральным параличом Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно- развивающей помощи детям с церебральным параличом

Ранняя помощь Система ранней дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, которая создает благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образовательной и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим. (Приходько О.Г.)

гуманистический подход к педагогической работе, когда «внимание должно быть направлено не на недостаток, дефект как таковой, а на самого ребенка, отягощенного этим недостатком, на его особую социальную и образовательную ситуацию» (Л.С.Выготский). комплексный подход к изучению и развитию психики ребенка, единство диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии, основанный на положениях теории Л.С.Выготского. дифференцированный подход в организации диагностико- коррекционной помощи ребенку проблемами в развитии. «Дифференцировка должна стать основным правилом нашей новой практики» (Л.С.Выготский). и др.).

Ранняя помощь детям с ПЭП Архипова Елена Филипповна Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и её последствиями Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и её последствиями

Ранняя помощь детям с ПЭП течение доречевого и речевого развития детей, с ПЭП, а у некоторых детей как следствие ПЭП - церебральным параличом, можно прогнозировать и, следовательно, осуществлять профилактику уже с первых недель и месяцев жизни ребенка, учитывая степень нарушения артикуляционного аппарата, состояние голосовой и дыхательной функции, а также сенсорных функций; динамическое наблюдение показывает, что с возрастом детей все линии развития продолжают существенно отставать от нормативных показателей, при этом отставание речевого развития остается самым выраженным. Такая тенденция характерна для развития всех участников исследования; моторная недостаточность, как следствие ПЭП, с возрастом не исчезает, а проявляется все более заметно к концу дошкольного возраста. Из-за нарушения иннервации мышц периферического речевого аппарата стойкими остаются нарушения звукопроизношения, нарушения голоса и дыхания, которые влияют на формирование просодики; вследствие стойкого нарушения фонетической стороны тормозится завершение формирования фонематического слуха. В то же время недостаточность слуховых дифференцировок не позволяет закрепляться вырабатываемым в ходе коррекционной работы умениям и навыкам правильного звукопроизношения; у детей с дизартрическими расстройствами нарушается не формирование слоговой структуры слова, а реализация ее в условиях возрастающей сложности структуры слов и в зависимости от фонетических условий и объема лексического материала.

Ранняя помощь детям с ПЭП Инновационные подходы к логопедической работе заключались в следующем: разработан и внедрен дифференцированный логопедический массаж, обеспечивающий нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата; разработан и внедряен комплекс артикуляционной гимнастики, включающий 20 упражнений с функциональной нагрузкой, обеспечивающий подготовку правильной артикуляции звуков; разработан и внедрен способ утрированной артикуляции с функциональной нагрузкой, способствовавший эффективной коррекции звуков в случаях их искажения; разработаны критерии подготовленности артикуляционной базы конкретных звуков для определения последовательности звуков при их постановке; для преодоления диспраксических расстройств был разработан и внедрен способ, в основе которого лежит опора на афферентацию разной модальности; для автоматизации поставленных звуков и введения их в речь был разработан и внедрен способ тактильно-кинестетической стимуляции при закреплении звука в разных фонетических условиях (с помощью тренажера).

Дети со сложной структурой дефекта «Сложное нарушение», «комплексное нарушение», «множественное нарушение», представляющие собой сочетание двух и более первичных нарушений, на теоретическом уровне определяют своеобразие психического дизонтогенеза смешанного типа; соотношение данных дефиниций с понятием «сложная структура нарушения». Группа дошкольников с комплексными нарушениями развития полиморфна и требуется углубленная диагностика структуры нарушения и психического развития ребенка. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, включающая диагностический, коррекционно-диагностический, коррекционно-развивающий модули, и выступает в качестве важнейшего условия, способствующего разрешению их индивидуальных, социальных потребностей;

Комплексный подход в помощи детям с ОВЗ Трансдисциплинарная модель комплексной реабилитации детей с ДЦП, основанная на междисциплинарном подходе, Эта модель впервые позволила в значительной степени преодолеть ведомственную разобщенность и соединить в единую систему направления медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ДЦП. Анализ существующих моделей комплексной помощи детям с ДЦП в России и

Комплексный подход в помощи детям с ОВЗ В структуру синергетической модели психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТДН включены тесно взаимосвязанные подсистемы: теоретико-методологическая (теоретические положения, подходы и методологические принципы, определяющие ее построение); организационно-методическая: специальные педагогические условия, способы управления деятельностью субъектов психолого-педагогической помощи, организация деятельности по различным направлениям помощи, критерии оценки развития ребенка, система определения качества помощи, подготовка специалистов; диагностико-коррекционная подсистема: диагностический комплекс, состоящий из блоков диагностических методик, интегративные коррекционно-реабилитационные технологии, объединенные в модули дидактическими единицами: целями, задачами, единым подходом к комплексу коррекционных мероприятий, психолого-педагогическую поддержку процесса семейного воспитания; средовая подсистема: специальная коррекционно-развивающая среда – предметно- пространственный, технологический и социальный компоненты.

Комплексный подход в помощи детям с ОВЗ Так же аспекты комплексной помощи детям с ОВЗ отражены в исследованиях О.Г. Приходько, М.В. Жигоревой, Е.Ф. Архиповой

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога 1.Практика помощи людям с нарушениями интеллектуального развития в разные исторические периоды характеризуется существованием различных образовательных моделей, отличающихся целями, направлениями и средствами коррекционного воздействия: теоцентрической, социоцентрической, антропоцентрической, натуроцентрической, интегративной. 2.Исследование проблемы формирования профессиональной компетентности олигофренопедагога целесообразно осуществлять на основе синергетического, акмеологического, субъектно-деятельностного и аксиологического подходов. 3.Сущность профессиональной компетентности олигофренопедагога заключается в его готовности к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития в соответствии с социокультурными потребностями общества

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога 4.Структура профессиональной компетентности олигофренопедагога представляет собой сложное системно-динамическое образование, включающее мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностный компоненты. 5. Важным компонентом, определяющим дееспособность педагогических кадров в сфере специального образования, является интегральное личностное качество - готовность к помощи людям с нарушениями развития, включающая духовность, милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм. 6. В профессиональной подготовке олигофренопедагогов необходимо выделять технологии, направленные на: развитие ценностно-смысловой сферы, профессионально-личностное развитие, развитие профессиональных умений и навыков, готовность к инновационной деятельности. Применение технологий, нацеленных на развитие субъектности олигофренопедагога, будет способствовать становлению у него ценностных и смысловых ориентиров в профессии__

Интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Как научный термин интеграция своим появлением скорее всего обязана математике (Чапаев Н.К г.).

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем

Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ Подавляющее большинство тех, кто сегодня обучается в специальных школах, может и должно интегрироваться в общеобразовательные учреждения. Но на их место в хорошие спецшколы должны прийти те, кто раньше считался необучаемыми, тяжелыми детьми. Им будут нужны другие учебники и программы, другого уровня учителя. А плохие спецшколы должны быть расформированы. Надо строить практику инклюзивного образования, постепенно ее расширяя. Не рекомендовал бы начинать с разрушения системы спецучреждений, которая в России себя оправдала. (Н.Н. Малофеев)

Критика интеграции В российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;

Мы знаем, что на Западе в е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг. интеграция - это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Результаты эксперимента в Республике Азербайджан Большинство здоровых детей положительно оценивает совместное обучение. Родители здоровых детей отнеслись по разному. Было негативное отношение родителей которые ни когда не сталкивались с детьми, имеющими нарушения развития. Дети с ограниченными возможностями заметно прогрессировали в социальном развитии

Пример инклюзивного образования в Республике Азербайджан Основные принципы: Задействованы дети дошкольного и младшего школьного возраста. В классе не более двух детей с особыми образовательными потребностями. Общее количество детей в инклюзивных классах до 20 чел. Наличие ассистента педагога. Наличие экспертного совета и специалиста по инклюзивному образованию в органах управления образованием.

Основные принципы работы Обязательное согласие родителей. Готовность педагогов к работе с детьми в условиях интеграции и инклюзии; Специально организованная среда. Предварительное знакомство детей до начала процесса интеграции; Индивидуальные образовательные маршруты и задания, адекватные возможностям детей; Постоянный мониторинг достижений ребенка.