Доцент кафедры МПМ Овчинникова Раиса Петровна
вступление, организационная часть; актуализация опорных знаний; изучение нового материала; закрепление материала – усвоение и применение; контроль усвоения; коррекция; обобщение; домашнее задание.
зависит от общей дидактической структуры урока; варианта использования средств ИКТ; объёма делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерного урока); вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).
Учитель не «отменяется», «рассказывает» материал компьютер, черная доска экран, виртуальное «путешествие», фронтальное или индивидуальное общение, задейсвованы все каналы восприятия «текст-звук-видео- цвет».
Проецировать на экран: определение понятия в виде текста, условие задачи из учебника, показать образец решения или оформления задачи, проецировать на экран тестирование, доказательство теоремы, историческую справку, показать видеофрагмент для релаксации. Выделить: наиболее важный материал
Вопросы разместить на слайдах в виде обычного текста, в виде алгоритма, в виде небольшого видеоряда: модели к проводимому ранее эксперименту, рисунка из учебника, требующего комментария, чертежа к доказательству теоремы, решению задачи и т.д. 1-2 слайда из предыдущей презентации.
индивидуальное программирование, организация внутриклассной групповой дифференциации. Три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту и своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей работает учитель ( затем происходит смена групп).
В первой части урока в любом формате (текст–звук– изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. При обобщающем повторении используются графические возможности компьютера, программы-тренажёры.
Использование презентации только на этом уроке с целью успеть повторить все. Включить в презентацию схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации. Видеофрагменты применения изученных объектов в быту или природе. Небольшой отчет учащихся о домашнем эксперименте. Защита минипроекта по пройденной теме с использованием слайдов презентации. Презентация, используемая на уроке обобщения должна отличаться стройной логикой, т.к. данная электронная презентация является единым целым и включается во весь урок.
Преимущества компьютерного контроля знаний: учитывается разная скорость работы ученика, множество вариантов, задания дифференцируется по степени трудности; повышается объективность оценки; ученик видит детальную картину собственных недоработок; оценка может выдаваться ( причем быстро) не только по окончании работы, но и после каждого вопроса.
задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль, задачи, тесты (открытые и закрытые), самоконтроль. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учеников по решению одних и тех же задач или показатели одного ученика.
Индивидуальные задания на внешнем носителе, создание чертежа в ИГС, написание реферата, создание электронной презентации, выполнение теста в Интернете.
урок с мультимедийной поддержкой – урок, на котором компьютер используется в демонстрационном режиме; урок с компьютерной поддержкой – урок с использованием нескольких компьютеров (обычно, в компьютерном классе); урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, под руководством двух учителей; урок самостоятельного изучения (возможно дистанционное с использованием Интернет) с помощью специальных обучающих систем [ Афанасьева О.В., 2 ].
Очевидное достоинство урока – усиление наглядности. «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету …». К.Д. Ушинский
Узнаваемость наглядности Динамика предъявления наглядности. Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Оптимальный размер наглядности. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.
Необходимо обратить на следующие : структура; объем; формат. Текст с экрана должен выступать как единица общения. Представление печатного текста с экрана.
Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д.
Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. Звуковая иллюстрация как дополнительный канал информации. Учебное звуковое сопровождение наглядного изображения, анимации, видеоролика, математического диктанта. Звук может играть роль шумового эффекта; звуковой иллюстрации; звукового сопровождения.
Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.
Учитель должен уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию [1]
Возможны варианты: учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.
Работа с текстом электронного учебника, справочниками, задачниками, тренажером и т.д. Использование дифференцированных форм организации учебной деятельности учащихся. Разработка заданий для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.).
Организация промежуточного тестирования, решение головоломок, кроссвордов, игр с применением полученных знаний
самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций, выполнение учащимися лабораторных работ и пр.
Во-первых, ученики, оказавшись в компьютерном классе, становятся совершенно иными. «Синдром нового бассейна» Во-вторых, в отличие от привычных уроков, в компьютерном классе работа учащихся осуществляется за каждой машиной в своём темпе. В-третьих, практика показывает, что в классе будут возникать неполадки. Необходима тщательная подготовка сценария групповой работы учащихся. Общая последовательность работы должна быть хорошо известна учащимся до урока. Желательно присутствие в течение первых 10–15 минут учителя информатики, инженера-программиста.
Лучше начинать с фрагмента урока длительностью не более 10–15 минут, первоначально использовать программу в демонстрационном режиме, необходимо разработать подробный план урока, сформулировать вопросы и задания к компьютерным демонстрациям, моделям, для эффективности урока необходимо а) заранее ознакомить учащихся со структурой урока и последовательностью выполнения заданий, б) заранее распечатать и в начале урока раздать учащимся вопросы и задания к моделям (лучше, если это будут готовые бланки, в которые должны вноситься ответы и результаты работы),
конкурсы на лучшую модель, чертеж к задаче, учесть, что длительность работы учащихся за компьютерами не должна превышать 30 минут, при оценке групповой работы провести опрос с указанием вклада каждого из членов группы в общую работу. Компьютерные уроки без подведения итогов менее эффективны.
Выделять учащимся некоторое время на незапланированные виды работы. Синхронизация работы детей, прерывание их работы и указание следующих действий. Каждый ученик (группа) выполняет своё персональное задание в своём, индивидуальном ритме. Одни ученики сделают больше, а другие меньше, главное, чтобы каждый учащийся работал в полную силу и получал от этого удовлетворение.
Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; учить выполнять проектные работы (Microsoft PowerPoint); учить красиво и грамотно оформлять тексты (текстовый процессор Microsoft Word).
Возможные этапы урока: Первый этап – небольшая разминка, в виде повторения материала предмета. Второй этап – повторение основных правил работы с программным продуктом. Третий этап – индивидуальная работа за компьютером. Четвертый этап – защита работы, ее показ и оценка. Пятый этап – подводятся итоги, выставляются отметки.
Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени; Воздействие электромагнитного излучения; Утомление глаз, нагрузка на зрение; Перегрузка суставов кистей; Стресс при потере информации; Психические расстройства.
1. Требования к ПЭВМ Для занятий детей допустимо использовать лишь такие ПЭВМ, которые имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о их безопасности для здоровья детей. 2. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ должно иметь искусственное и естественное освещение, защитное заземление (зануление), ориентированы на север и северо-восток, оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, недопустимо размещение в цокольных и подвальных помещениях, площадь на одно рабочее место с ПЭВМ не менее 6 кв. м. на базе электроннолучевой трубки, не менее 4,5 кв. м. на базе плоских экранов
3. Требования к освещению, микроклимату, визуальным параметрам Свет на экран должен падать слева, помещение должно быть хорошо освещено. Расстояние между боковыми поверхностями монитора должно быть не менее 1,2 м., между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2,0 м. 1,2 м 2 м
3. Требования к освещению, микроклимату, визуальным параметрам Свет на экран должен падать слева, помещение должно быть хорошо освещено. Расстояние между боковыми поверхностями монитора должно быть не менее 1,2 м., между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2,0 м. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть лк, экрана не более 300 лк. В общем освещении следует использовать люминесцентные лампы. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенные.
3. Требования к освещению, микроклимату, визуальным параметрам изображение на экране компьютера должно быть четким и контрастным. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура °, относительная влажность %. Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены.
4. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Рабочие места оснащаются одноместным столом с 2-мя раздельными поверхностями (одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15 градусов), рабочим стулом (креслом), который должен быть подъемно- поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.
Центр экрана должен быть на см ниже уровня глаз, угол наклона до 15 0 Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Профилактика зрительного и общего утомления на уроках 1. Непрерывная длительность работы за компьютером на уроке не должна превышать: - для I - IV классов - 15 мин.; - для V - VII классов - 20 мин.; - для VIII - IX классов - 25 мин.; - для X - XI классов - первый - 30 мин., на втором - 20 мин. 2. Оптимальное количество занятий в течение учебного дня для I - IV классов - 1 урок, для V - VIII классов - 2 урока, для IX - XI классов - 3 урока. 3. Для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
4. Для учащихся допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут. 5. Внеучебные занятия рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся в II - V классах - не более 60 мин., для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин. 6. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе [1].
1. Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, с. 2. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. Режим доступа: Дидактор – сайт педагога-практика. Режим доступа: 4. Компьютер и здоровье. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Режим доступа: 5. Методика использования компьютерных моделей на уроках 6. Селевко Г.К. Учитель проектирует компьютерный урок. Режим доступа: konda.edusite.ru/p20aa1.htmlhttp://86mmc- konda.edusite.ru/p20aa1.html 7. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке. Режим доступа: