Челябинск 2009 Иконопись Древнего Новгорода Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 48 Мировая художественная культура Автор: Межетова Мария.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Advertisements

Шедевры архитектуры и изобразительного искусства древнего Пскова.
Русское искусство до XVIII века Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона.
Культура Руси XIIXIII вв.. Начало формирования общерусской культуры В середине XII – XV вв. на основе местных традиций начинает формироваться единая общерусская.
Искусство Древней Руси О, светло светлая и красно – украшенная земля русская. Слово о полку Игореве.
Выполнила Берлова Анастасия Группа ИКГ 3.1 Лгаки им. Матусовского.
Живопись, литература, архитектура в X- начале XIII в. Выполнили: Братанова Ирина, Чиханова Елена, Бакланова Оксана.
Выполнила ученица 10 «Б» класса Сокирко Виктория Преподаватель: Демидова Н.А.
Школы иконописи. Новгородская школа Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. Новгородская живопись.
Шишкин – виртуоз рисунка Автор Батырова Алия Алмазовна ученица 10 А класса МБОУ «Лицей 14» г. Нижнекамска Республики Татарстан Руководитель Рыжкова Ольга.
«Золотая книга Русской культуры» Презентацию подготовила ученица 10 б класса МОУ СОШ 3 Лексина Елена Руководитель: Соломина Ирина Михайловна, учитель музыки.
События Благовещения описаны единственным евангелистом апостолом Лукой. Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении.
Культура Древней Руси в X- начале XIII в.. На развитие древнерусской культуры в X – начале XIII в. положительно сказались ежегодные поездки русской знати.
Русская иконопись Подготовила:Остапенко Т.В.. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено.
Каменное строительство на Руси началось в конце 10 столетия. В конце 11 – 12 века мы встречаем уже полностью сложившийся тип храма, получивший широкое.
Урок окружающего мира «Древнерусская культура». В правление князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого наступает расцвет Древней Руси. К этому времени.
Творчество Андрея Рублева.. Биография Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям.
Мозаики и фрески Киевской Софии Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г. Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г.
Перед художником стоит парадоксальная задача – передать на двухмерной плоскости трёхмерный, объёмный мир. Исключения здесь, конечно, бывают (плоские орнамент,
Культура и быт домонгольской Руси. « Древнерусское искусство это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость,
Транксрипт:

Челябинск 2009 Иконопись Древнего Новгорода Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 48 Мировая художественная культура Автор: Межетова Мария Руководитель: преподаватель МХК Зыкова Ольга Михайловна

Новгород был до присоединения к Москве свободным городом, обладавшим своим республиканским укладом жизни, своей оригинальной экономической структурой, своими большими культурными традициями. Огромные территории и изобильные угодья, щедрые дары природы, умелое и разумное для своего времени хозяйствование - все это способствовало экономическому расцвету "господина великого Новгорода", славившегося во всей восточной Европе своим богатством и своей деловитостью.

Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница и другие), от которых они ожидают прямой помощи в своих сельских работах и торговых делах. Апостол Иаков Иерусалимский, Святые мученики Флор и Лавр. Новгородская школа Вторая половина - конец XV века

От новгородской иконописи XI века сохранился на сегодняшний день лишь один памятник - монументальная икона "Петр и Павел" из Софийского собора (Новгородский историко- архитектурный музей- заповедник). Как и все ранние иконы Новгорода, этот памятник тяготеет к кругу произведений византийской станковой живописи.

В первой четверти XII века появляется группа византинизирующих икон, несомненно, отразивших вкусы великокняжеского и архиепископского двора. Среди этих икон, по-видимому, одним из самых древних является изображение св. Георгия в рост (Третьяковская галерея). От этой иконы исходит дух непоколебимой твердости, той самой твердости, которая позволяла русскому воинству одерживать победы над далеко превосходившими их по численности противниками.

В XIII веке икона "Спас Нерукотворный" была одной из прославленнейших святынь Новгорода. Торжественная "иконность" этого лика наглядно говорит о том, что написавший Спаса художник имел перед глазами хорошие византийские образцы либо прошел выучку у византийского мастера.

Византийская традиция существовала как наследие, о чем, в частности, свидетельствует икона "Никола" в Русском музее. Лик святого во многом сохранил византийскую строгость и суровость. Но в трактовке лика уже много нового, указывающего на грядущее развитие. Линии как бы врезаны в поверхность доски, в них есть что-то чеканное. Византийский мастер никогда не дал бы такой графической проработки формы.

В XIV веке в Новгород вновь стали попадать византийские и, возможно, также южнославянские иконы. Но иноземные образцы не сыграли заметной роли в истории новгородской иконописи XIV века. Стиль последней восходит к народным истокам и крепко связан с традициями XIII столетия. Он обнаруживает мало точек соприкосновения с грекофильским стилем росписей. И он гораздо разнообразнее последнего. В нем больше оттенков, больше различных ответвлений. Святой Никола (Новгород) XIII - начало XIV века

Пожалуй, самым счастливым периодом в ее развитии был рубеж XIV-XV столетий. В иконах этого времени краски приобретают невиданную дотоле чистоту и звучность. Палитра светлеет и проясняется, из нее исчезают последние пережитки былой сумрачности. Воскресают лучшие из традиций новгородской иконописи XIII века. Излюбленным становится пламенный киноварный цвет, определяющий радостный, мажорный характер всей палитры. Никола Зарайский и апостол Филипп

Новгородская иконопись XV века не любит сложных, замысловатых символических сюжетов, столь распространенных в позднейшей живописи. Ее темы просты и образны, они не нуждаются в развернутом комментарии. Художники без труда доносят до зрителя то, что они хотели сказать. В их произведениях всегда есть подкупающая простота. Рождество Христово

Стихия новгородской живописи - это импульсивность образа, достигнутая совсем особым цветовым строем, ярким и звонким. Новгородцы обращались с иконой запросто, как со своим закадычным другом. Они доверяли ей затаенные мысли, и они настойчиво добивались от нее поддержки во всем том, что представлялось им важным и неотложным. Такой подход к иконописи в какой-то мере сближал ее с жизнью. Но было бы неверным недооценить в новгородской иконе умозрительное начало. В ней, как и во всем средневековом искусстве, очень много отвлеченного, условного, много такого, что переносит все изображаемое в совсем особую среду, в которой события протекают вне времени и вне пространства. В этом своеобразном сочетании, казалось бы, непримиримых противоречий кроется неувядаемая прелесть новгородской иконописи: хотя новгородский художник крепко стоит на земле, мысль его в то же время взвивается в поднебесье; однако и здесь он не теряет дара предельно образного и конкретного воплощения своих переживаний. Заключение