Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 46 Архитектурная деятельность К. К. Лыгина в Томске МОУ СОШ 46 С Сибирью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
Advertisements

Исследовательская работа по декоративно- прикладному искусству Программа элективного курса.
Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ 602 связанное с изучением истории.
«ЕСТЬ НА СВЕТЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД» Автор: Власова Е.Ф., воспитатель 2 квалификационной категории.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРА РАСТРЕЛЛИ
Жизнь и научное творчество Владимира Ивановича Вернадского ( )
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ Апрель 2009 года.
МОУ СОШ с.п.п.Звездный Проект Разработка Шумиловой М.В. 2010г.
Школьный историко–краеведческий музей МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа 2» п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики Создан в.
Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Архитектура Новоселов Михаил 9а. Архитектура Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Презентация педагогической деятельности Шитиевой Н.В. Учителя ИЗО средней школы 30 г. Тверь.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Истимисская средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края Автор презентации:
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 46 Архитектурная деятельность К. К. Лыгина в Томске МОУ СОШ 46 С Сибирью связанные судьбы Томск 2009 Граматчиков Александр, 11 класс.

Актуальность выбранной темы объясняется несколькими причинами. Во-первых, в XXIв. остро встал вопрос о духовной сущности человека, его нравственных и эстетических критериях, отношении к труду. Во- вторых, исследование полезно – поможет приобщению к высокому уровню профессиональной культуры выпускника одной из ведущих архитектурных школ России – Императорской Академии художеств. Проблема исследования – нигилистическое отношение к культуре. Гипотеза: подтвердить, что деятельность архитектора К. К. Лыгина имеет научное, историческое и воспитательное значение. Цель работы: изучение архитектурной деятельности К. К. Лыгина в конце XIX - начале XXв. Задачи: 1. Изучить деятельность архитектора К. К. Лыгина в Томске. 2. Выделить этапы деятельности зодчего в Томске. 3. Дать характеристику архитектурных шедевров в стиле эклектики. 4. Выявить сущность эксперимента К. К. Лыгина в началеXXв. Актуальность и проблема исследования МОУ СОШ 46

Определение объекта и предмета исследования. Изучение литературы, формулирование ведущих вопросов: Этапы архитектурной деятельности К. К. Лыгина в Томске. Характеристика архитектурных шедевров стиля эклектики. Эксперимент К. К. Лыгина в Томске в начале XX в. Практическая деятельность: поход в мкр. Степановка. Толстый Мыс. Встреча с И. В. Рычковой, геологом ТПУ. Экскурсия в Минералогический музей ИГНД ТПУ. Личный осмотр объектов материальной культуры на проспекте Ленина. Оформление доклада. Источники: монографии Залесова В. Г. «Архитекторы Томска», Романовой Л. С. «Творчество архитектора К.К. Лыгина в Томске»; Майданюк Э.К. «Город. Томская панорама начала XXв.». Биографический справочник «Профессора ТПУ». Однако в историко-архитектурной литературе слабо изученной является организационная сторона архитектурной деятельности. Анализ комплекса источников обеспечивает достоверный вывод по исследуемой теме. МОУ СОШ 46 Этапы исследования Используемые источники информации

Историческое исследование ограничено хронологическими рамками – гг. Метод библиографии позволил условно выделить три периода в деятельности архитектора, подпадающей под принцип «вызова - ответа» А. Дж. Тойнби. Он окончил Академию художеств в С.-Петербурге в звании «классного художника архитектуры 1-й степени» с правом на чин X класса (высшая степень аттестации). Удостоен серебряной медали 2-го достоинства, большой серебряной и золотой медалями. С 1881 г. состоял действительным членом Императорского С-Петербургского общества архитекторов, с член- корреспондент. Награды: ордена Святой Анны III степени, Святого Станислава 3-й степени; медали: «В память царствования Императора Александра III», « В память 300- летия царствования Дома Романовых». «Вызов» - в 1895 г. в Петербурге Лыгин получил предложение занять должность при управлении Средне-Сибирской ж.д., которое находилось в Томске. «Ответ» - согласие. В период гг. работает архитектором «по новым работам». Исследовательские подходы и методы МОУ СОШ 46

1900г. «вызов» - основание Томского технологического института, «домостроительная горячка». «Ответ» - К. К. Лыгин наряду с педагогической практикой ведет частную практику. Он первым среди сибирских зодчих отказался от наружной цементной штукатурки, решив, то красный кирпич и желтый песчаник – лучший облицовочный материал. В советское время практикует мало. В 1924г. утвержден в звании профессора Томского технологического института МОУ СОШ Лыгин Константин Константинович (1854 – 1932) Исследовательские подходы и методы

2. Здание Общественного собрания гг. (Дом офицеров) Особая страница в русской архитектуре второй половины XIXв.-доходные дома. Томские власти были чрезвычайно заинтересованы в строительстве торгово- финансовых заведений, которые приносили основной доход в бюджет. Проанализируем архитектурные шедевры Лыгина. В работе применен и ретроспективный метод. Здание Общественного собрания богато украшено коринфскими полуколоннами, пилястрами с ионическими капителями. Впервые в Томске здесь была сделана парадная лестница – атриум, освещаемая верхним светом. Здание «… стало одним из культурных очагов дореволюционного Томска». Оно приносит широкую известность К. К. Лыгину. Характеристика архитектурных шедевров в стиле эклектики МОУ СОШ 46

3. Доходный дом купца Г. М. Голованова гг. (Нижний гастроном) Композиция вполне европейская, вместо простого чердака – мансарда, что для Сибири настоящая экзотика. На Почтамтской улице К. К. Лыгин спроектировал и построил самые заметные самые красивые дома, которые определили ее облик. Характеристика архитектурных шедевров в стиле эклектики МОУ СОШ 46

4. Доходный дом Е. И. Кухтерина гг. (городская администрация) Сложный, ярко выраженный силуэт способствует закреплению за ним символа- ориентира центральной части города. Человеческие действия подлежат оценочным суждениям, потому что они ценностно - ориентированы. Следовательно, здание казначейства можно считать памятником двум выдающимся гражданам Томска – К. К. Лыгину и Е. Н. Кухтерину. Первый из них создал образ Томска, второй – воплотил фантазии архитектора в жизнь. МОУ СОШ 46 Характеристика архитектурных шедевров в стиле эклектики

Характеристика архитектурных шедевров в стиле эклектики МОУ СОШ «Красный корпус» ТГАСУ гг. 6. Здание Окружного суда гг.

7. Торговый дом столичной фирмы «Штоль и Шмит» гг. Сравним произведения архитектора К. К. Лыгина конца XIX- начала XX вв., опираясь на метод личного осмотра объектов материальной культуры. С начала XX в. в практике зодчего все более активную позицию занимает стиль модерн. В начале XX в. происходил также обратный процесс, однако не столь характерный для Сибири. Столичные фирмы и некоторые государственные учреждения заказывали составление чертежей на «свои» здания в Сибири. Так было с проектом аптеки для столичной фирмы «Штоль и Шмит» в Томске, выполненным архитектором К. К. Лыгиным. Эксперимент К. К. Лыгина в Томске в начале XX века МОУ СОШ 46

8. Дом –особняк Г. Ф. Флеера гг., (дворец бракосочетания) Дом, в котором по воле томского архитектора прописан дух венского «сецессиона». Этот стиль, столь модный в те годы в Европе, неожиданно объявляется в Сибири, за тысячи километров от Вены ив двух шагах от тайги., что выделяет Томск в ряду других городов. Самое красивое здание города заслуживает особо бережного к себе отношения. МОУ СОШ 46 Эксперимент К. К. Лыгина в Томске в начале XX века

9. Пироговское городское училище гг. Здание ассиметрично. Наряду с использованием ренессансно-барочных элементов, вводились готические формы, декоративные детали модерна и неоклассицизма. МОУ СОШ 46 Эксперимент К. К. Лыгина в Томске в начале XX века

10. Мост через реку Ушайку г. Архитектор выделяет береговые устои моста ростральными обелисками, наделяя их скульптурными элементами в виде носовых частей корабля и лепными деталями, прорисованными в модерне. Капитель с валютами и листами аканта – часть сложного завершения колонны. Ограждение моста между фонарями – бетонное с ажурным рисунком, состоит из 10 звеньев. Замысел архитектора практически воплощен полностью. МОУ СОШ 46 Эксперимент К. К. Лыгина в Томске в начале XX века

Результаты, их значимость В итоге делаем выводы. Изучение архитектурной деятельности К. К. Лыгина в Томске в гг. – это расширение диапазона знаний по истории архитектуры не только Томска, Сибирского региона, но и отечественной истории. Достижение нового уровня знаний стало возможно благодаря анализу новых источников. Интегрируя все составляющие этапов деятельности К.К.Лыгина можно констатировать, что на рубеже веков в Томске работал самый маститый архитектор. Он находится у истоков архитектурного образования в Сибири. Долгие годы архитектор преподавал в Томском политехническом институте, передавая свой профессиональный опыт не одному поколению студентов. Архитектурные шедевры зодчего в Томске в стиле эклектики – это отражение души автора, свидетельство высокого уровня профессионализма, вещественные источники, которые свидетельствуют о культуре не менее достоверно, чем письменные. К.К. Лыгин впервые в Томске умело сочетал местный строительный материал песчаник и красный лицевой кирпич. Причем, песчаник использовался одновременно как декоративный и конструктивный элемент. Благодаря такому сочетанию здания становились нарядными и удобными в эксплуатации, узнаваемы. Суть эксперимента: знаток исторических стилей, архитектор-художник, зодчий-эклектик Лыгин начинает стоить здания в стиле модерн. Это сокровища томской архитектуры. Гипотеза, что деятельность архитектора Лыгина имеет научное, историческое и воспитательное значение, подтверждена. Материал используется на уроках истории как объект самостоятельного исследования. Культура в работе представлена как исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей. В школе создана группа «Будущий архитектор». Результаты деятельности группы: выступили на школьной научно-практической конференции «О времени, и о себе», представили доклады, оформили презентацию экскурсий, участвовали в городском туристско-краеведческом фестивале «Друзья таежного края». Написали статью в газету «Муравейник». Значимость результатов заключается в колоссальном воспитательном значении. МОУ СОШ 46