Свердловская область: ЭГП, население. Учитель географии Рапопорт Л.И. Гимназия 176.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект на тему: «Экономика родного края» Работу выполнил: Тихонов Алексей.
Advertisements

1.Географическое положение и состав района 2. Природные ресурсыПриродные ресурсы 3.Население 4. Хозяйство района.
УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. Урал – опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник нашей прежней славы, И славы нынешней творец! А. Твардовский.
Выполнил: Ученик 10 класса МОУ «Первомайская СОШ» Рыбкин Александр.
«Удивительное мы встретили новое чудо, о котором до сих пор не слыхивали… горы, заходящие в морскую луку, им же высота до небес» Древнерусские летописи.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Демографический портрет села Шелдаис Маркина Ирина Викторовна учитель географии МОУ ООШ с.Татарский Шелдаис.
Уральский экономический район. Состав района Пермский край Республика Удмуртия Республика Башкирия Свердловская область Челябинская область Курганская.
Ура́льский федера́льный о́круг административное формирование в России, в пределах Урала и Западной Сибири. Образован указом президента России от 13 мая.
Гафнер Екатерина.. План. 1. Состав Уральского экономического района. 2. Границы и ЭГП района. 3. Природные ресурсы. 4. Население. 5. Этапы развития хозяйства.
Презентация к уроку (география, 9 класс) по теме: Волго-Вятский экономический район
Уральский экономический район. Состав района Пермский край Республика Удмуртия Республика Башкирия Свердловская область Челябинская область Курганская.
Курганская область Выполнил: ученик 9 класса Ефимов Константин Уральский экономический район.
Восточно-Сибирский район (ВСЭР): природа и население Урок изучение декларативной информации.
Урок географии, 9 класс ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ.
Центральный район Москва Волго-Вятский район Центрально- Черноземный. район В состав Центральной России входят три экономических района ?
География Московской области 1 –й урок Географическое положение. Административное деление. Природные особенности.
Расселение и урбанизация 8 класс. Цель: Раскрыть особенности основных типов поселений; Сформировать представление об урбанизации; Выявить взаимосвязи.
1.Состав района 2.ЭГП 3.Природа района 4.Население 5.Хозяйственный комплекс 6.Основные проблемы.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Создательница Создательница слайдов: слайдов: Черненко Галина. Черненко Галина.
Транксрипт:

Свердловская область: ЭГП, население. Учитель географии Рапопорт Л.И. Гимназия 176

Цель урока: определить особенности ЭГП Свердловской области; выявить природно-ресурсный потенциал области; Сформировать знания о размещении и динамике численности население как о процессах, которые закономерно изменяются во времени и географическом пространстве.

Свердловская область на карте России. Свердловская область образовалась 17 января 1938 года; Площадь области – 195 тыс. кв.км, что составляет 1,14% площади России; Очертания области напоминают треугольник; На западе граничит с республикой КОМИ, Пермской обл.; на юге – с Башкортостаном, Челябинской обл., Курганской обл.; на востоке – Тюменской обл., включая Ханты-Мансийский АО; Находится на границе двух частей света – Европы и Азии; Занимает внутриконтинентальное положение: удаленность от Атлантического океана – 2000км, от Северного Ледовитого -1000км; Транзитное положение между западом и востоком страны; Удаленность от государственных границ несколько затрудняет развитие рыночных отношений с зарубежными странами.

Природно-ресурсный потенциал Свердловской области. «кладовая земли»: рудные полезные ископаемые – железные руды ( Высокогорское, Гороблагодатское, Серовское), медные руды (Красноуральское, Дегтярское, Турьинское), алюминиевые руды (Североуральское, Черемуховское), марганцевые и никелевые руды (Полуночное, Режевское), золото и платина (Березовское, по долинам рек Тагил, Туры); Нерудные полезные ископаемые – асбест (Невьянское), тальк (Шабровское), кварциты (окрестности Первоуральска), огнеупорные глины(Белкинское близ Серова), драгоценные и цветные камни (Малышевское, Мурзинка, Гумешлевское)

Водные ресурсы неравномерно распределены по территории области. Наиболее развитая промышленная зона, менее всего обеспечена водными ресурсами, т.к. в ней расположены верховья рек. Из 29 куб. км объема годового стока рек территории 5,3 куб км приходится на бассейн Тавды и 5,4 куб км- на бассейн Уфы и Сылвы. На хозяйственные цели области требуется более 2 куб.км воды; Построенные на реках водохранилища, а также переброска части стока Уфы в промышленный регион обеспечивают потребности территории в воде; Экологическая ситуация с водными ресурсами весьма напряженная.

Разнообразны и богаты растительные ресурсы, самая важная их часть –лесные ресурсы. Леса области делятся на три группы: первая группа - неэксплуатируемые леса вокруг городов и населенных пунктов (лесопарки и зеленые зоны), вторая группа – частично эксплуатируемые, в основном резервные, третья группа – эксплуатируемые леса; Таежные леса разделяются на темнохвойные (ель, пихта, кедр) и светлохвойные (сосна, лиственница). В таежной зоне много вторичных лесов, преимущественно березовых. Сосна занимает 40% площади лесов, береза-30%,ель-17%. Леса дают не только древесину. Заготовка лекарственных трав, ягод, грибов, орех имеет не менее важное значение; Лесные и пойменные луга – это пастбища и сенокосы. На крайнем юго-востоке и юго-западе – лесостепь.

Среди почв области наиболее плодородными являются черноземы и серые лесные почвы, которые находятся на юго-востоке и юго-западе области. Это основные сельскохозяйственные районы. В южной тайги, необходимо повышать плодородие дерново-подзолистых почв, используя минеральные удобрения и известкование; Необходимо проводить меры по борьбе с водной и ветровой эрозией почв.

Население Свердловской области. Численность населения на 2001 год – около 5 млн.человек; Отрицательный естественный прирост. Причины: высокий уровень урбанизации (уровень образования и культуры, занятость женщин в производстве), благосостояние населения, вредные привычки, экологическая ситуация; Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского, это объясняется возрастной структурой (отток трудоспособного населения). На численность населения оказывает влияние – миграции. Внутри области миграции по направлению «село-город»; Население размещено неравномерно. Средняя плотность – 24 человека на 1 кв.км. Это в 3 раза выше общероссийской 8,7 чел на 1 кв.км.

Структура населения Половая структура Преобладание женщин Возрастная структура Постарение населения,19,2% населения пенсионеры Национальный состав Русские – 89,3% Татары – 4 % Украинцы, немцы, башкиры, марийцы

Структура населения: Религиозный состав – православное христианство (русские, украинцы, белорусы, марийцы, чуваши, мордва, удмурты) и ислам (татары и башкиры – мусульмане); Структура занятости населения – 71% занято в отраслях материального производства, в строительстве – 48,9%. Уменьшается удельный вес занятого населения в промышленности при удалении от Екатеринбурга и растет занятость в сельской местности. В Талицком, Артинском, Ачитском районах занятость в сельском хозяйстве составляет более 50%

Формы расселения. Городское население. Высокий удельный вес городского населения – 87,5%. Преобладание малых однофункциональных городов. Сельское поселение. Разреженность сельского расселения; большая доля несельскохозяйственных поселений - (ЛЗП, горнодобывающие поселки). Сельское население расселяется деревнями.

Классификация городов по количеству жителей Город-миллионер Г..Екатеринбург Большие- более 100 тыс. жит. (Н.Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральск, Серов) Средние тыс.жит. (10 городов) Малые – до 50 тыс.жит. (32 города)

Закрепление : Почему большая часть прироста численности населения области приходится на Екатеринбург и ближайшие территории? Каковы причины снижения естественного прироста населения Свердловской области? Как в наши дни можно уменьшить смертность населения в области? Будет ли меняться отраслевая структура занятости трудовых ресурсов в Свердловской области в новых экономических условиях? Чем вызвана «проблема невест» в сельской местности?

Домашнее задание: Опросить своих старших родственников о числе детей в семьях их родителей. Обработать данные (записать по годам рождения). Выучить конспект.