Николай Семёнович Лесков Загадка женской души «Леди Макбет Мценского уезда»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и ДАРЕНИЕ – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное.
Advertisements

Тема урока Загадка женской души (по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» Две Катерины (По драме А.Н.Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
ТЕМА СУДА В ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ЦЕЛИ УРОКА Выяснить, как решается тема суда в драме А. Островского «Гроза»; Выяснить, как решается тема суда.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
Я ребенок без имени. Смерть забрала меня, прежде чем я родился. Из тьмы, я перешел во тьму, не увидев света. И все-таки, я обращаюсь к тебе со словом.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Что в имени тебе моём?. Цель исследования: Выяснить, влияет ли имя на характер литературных героинь А.Островского и Н.Лескова Выяснить, влияет ли имя.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.
Литературный вечер «Тургеневские девушки»... Эпиграф: Носитель жизни, женщина, глубже всего воплощает в себе высоконравственное отношение к будущему человечества.
«Сравнительных психологический анализ героев произведения А.Н. Островского «Гроза». Тихон и Катерина.
Тема любви в творчестве А.И. Куприна (Рассказ «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое» Учитель МАОУ СОШ 18 г. Великий Новгород Любчикова Марина Владимировна.
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
Любовь в жизни и лирике Ф.И.Тютчева. Федор Иванович Тютчев Любовь, любовь- гласит преданье. Союз души с душой родной- Их съединенье, сочетание И поединок.
Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников,
Транксрипт:

Николай Семёнович Лесков Загадка женской души «Леди Макбет Мценского уезда»

«Леди Макбет Мценского уезда» впервые опубликована в журнале «Эпоха» в 1865 году под названием «Леди Макбет нашего уезда». Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Основное содержание произведения составляет тема трагической женской судьбы.

Любовь – великая тайна и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живёт и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная. Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души. Эта традиция идёт из фольклора.

Помните Марьюшку из русской народной сказки «Пёрышко Финиста-ясна сокола»? В поисках любимого она три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной её душе.

А Ярославна из «Слова о полку Игореве», которая «зегзицей плачет на Путивле», тоскуя о любимом?!

А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из «Грозы» Островского.

Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и ДАРЕНИЕ – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным. Но была и другая любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, всё преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Так и хочется сравнить двух Катерин – Из «Грозы» Островского и героиню Лескова.

Катерина в «Грозе» – возвышенно-лёгкая, поэтичная. А Катерина Львовна? «Я в девках страсть сильна была… Меня даже мужчина не всякий одолевал».Но главное свойство натуры – решительность. «Сергей обнял молодую хозяйку», а «Катерина Львовна не успела даже распорядиться своею хвалёною силою». И страсть захватила её всю.

Как же живёт Катерина Львовна без мужа, когда тот уезжает по делам? «Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные хозяйкины уста поцеловано, и чёрными кудрями на мягком изголовье поиграно». Страсть перерастает пределы простой измены. Почему? «Невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять нельзя». «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья».

Но ведь счастье бывает разное. У Лескова же: «Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт».

И ведь «перешагнула». Свёкра убивают, пригрозившего разоблачением. Потом мужа. По библии, закон брака: «Двое – одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость. Это ведь только «первую песенку зардевшись спеть» (эпиграф к очерку), а дальше уж само пойдёт. И вот живёт Катерина Львовна, «царствует» (с ребёнком во чреве) – всё вроде бы свершилось по её идеалу (даже ребёночка хотела себе родить). Да вот сны чудные тревожат. А потом и слова символичные звучат из уст бабушки Феди, родственника мужа, маленького мальчика: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждёшь; потрудись…».

И «потрудилась» Катеринушка. Убила Федю. Перед очередным убийством «собственный ребёнок у неё впервые повернулся под сердцем, и в груди у неё потянуло холодом». Сама природа, женское естество предостерегает её от преступления. Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нём» (Шекспир). И возмездие пришло сразу: «…стены тихого дома, скрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались…». Почему - сразу? Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу. Даже имя символично: «Фёдор» – «Божий дар».

Неужели Катерина Измайлова не боится Бога? Или люди в Мценске – безбожники, креста на себя положить не умеют? Обратимся опять к тексту: «Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный: благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений». Нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия – «не убий», ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Помните Тютчева? Две силы есть – две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы, - Одна есть Смерть, другая – Суд людской. Суд земной свершился, но произвёл ли он впечатление на Катерину Львовну? «Она опять видит Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветёт счастьем».

Апп. Григорьев сказал о Катерине, что она «страстный, хищный тип». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть? Страстная натура, оказавшись во власти «свободы преступлений», неминуемо обречена на гибель. Один русский эмигрант сказал: «Рядом со статуей Свободы я бы поставил статую Ответственности». Но на каторге лесковская героиня всё-таки меняется. Теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина. Теперь она жертва, любит по-прежнему, даже сильнее. «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его ещё горячее, ещё больше». Чем безогляднее её любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и её чувством.

Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники. Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Этот Бог – внутренний судья. Нет такого Бога в душе - страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.

Героиня изменилась, и теперь Лескова интересует душа отвергнутой женщины. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: Она больна не телом, но душою. Предел собственных страданий и мучений пробуждает в ней чувство вины. В волнах Волги ей чудятся свёкор, муж и Феденька. И опять (Волга же) вспоминается Катерина из «Грозы» Островского. Её Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве». А Катерина Львовна Измайлова?!

Катерина Измайлова – «молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта». В. Гебель «Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьёт со дна души». Л. Аннинский Аннинский увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь её загубленной души. Он же сказал: «Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырёхкратную убийцу ради любви».

Так в чём же загадка женской души? Сложно сказать. Одно должно быть несомненным: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Тютчев: Союз души с душой родной. Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И … поединок роковой.

Презентацию к уроку литературы в 10 классе по творчеству Н. С. Лескова подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 г. Болотного Черкасова Лариса Александровна