Луч, пронзающий время Вячеслав Дегтев (10 августа 1959 – 16 апреля 2005)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Районная конференция - фестиваль творчества обучающихся «Excelsior-2009» секция Русская литература Реминисценции в рассказах Вячеслава Дёгтева Волкова.
Advertisements

«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
«Тема войны в произведениях В. Быкова» Выполнила: Ермолаева Юлия.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Жизнь дается человеку, чтобы жить, Чтобы мыслить, и страдать, и побеждать… Жизнь дается человеку- вот он и Жить торопится, и чувствовать спешит…
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель. Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе,
Подготовка к изложению «Чистые пруды» по тексту Ю.Нагибина Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Куженерская средняя общеобразовательная.
, Мы решили выяснить Что главное в человеке: прекрасная внешность или красивая душа? Что главное в человеке: прекрасная внешность или красивая душа? Всегда.
«Время эти понятья не стерло...» Зарыты в нашу память навека И даты, и события, и лица. А память, как колодец, глубока. Попробуй заглянуть: наверняка Лицо.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Тема «отцов» и «детей» в современной литературе Республики Коми Т.Ломбина, Е.Габова, Н.Куратова.
Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» год.
Из литературы Вятского края 20 века Творчество В. Н. Крупина Автор: Чайникова В.В., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ.
Особенности героев в рассказах А. П. Платонова © Учитель литературы МОУ сош 17 г.Ногинска Короткова Т.Г.
Фазиль Абдулович Искандер (6 марта 1929, Сухуми, Абхазия, СССР ) советский и российский прозаик и поэт абхазского происхождения. Родился в семье бывшего.
Урок литературы в 7 классе «Люди и куклы» ( по рассказу Евгения Носова « Кукла» ) Урок литературы в 7 классе «Люди и куклы» ( по рассказу Евгения Носова.
Автор: Боровикова Мария Викторовна, учащаяся 10 класса Руководитель: Никитина Руководитель: Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Луч, пронзающий время Вячеслав Дегтев (10 августа 1959 – 16 апреля 2005)

Русский Джек Лондон Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя. Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая.

Ему близки сильные герои, люди действия. Среди поколения растерянных людей Вячеслав Дёгтев ценен тем, что не намерен сдаваться, в самых невыигрышных условиях не падает духом. Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (Псы войны), о Древнем Риме или Древней Руси (Гладиатор или До седла), о воре-рецидивисте (Коцаный). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, но они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.

Для Вячеслава Дёгтева точкой творческого отсчета стала эпоха хаоса, перестроечная неразбериха. Исчезла стабильность во всем, даже в семье, даже в личных взаимоотношениях. Айсберг раскололся на мелкие льдинки, и каждая плыла в своем направлении.

Писатель Юрий Бондарев называл Вячеслава Дёгтева «летописцем жесткой эпохи», «рассказчиком от Бога», взявшим на себя смелость и ответственность «безоглядно резко писать об окружающих нас трагических событиях».

Вячеслав Дёгтев возвращает нас к сюжетной литературе, к острой и занимательной фабуле. Он не боится элементов мелодрамы, не боится налета сентиментальности в своих рассказах, ибо таков человек, а его писательская задача показать человеку во всех контрастных характеристиках, каким он может быть в душе своей. При всем разнообразии сюжетов прозаик Вячеслав Дёгтев был и остается певцом жизни.

Родился на хуторе Карасилов Воронежской области, в семье сельского кузнеца. Воронежской В 1979 закончил Вяземский учебный авиацентр и стал лётчиком- истребителем.1979 В 1991 закончил московский Литературный Институт им. А. М. Горького, после чего вступил в Союз Писателей России. Выпустил 13 книг прозы. Лауреат премии «России верные сыны», премии имени Андрея Платонова, финалист национального конкурса «Бестселлер-2003».1991 Публиковался в газетах и журналах: «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Москва». В апреле 2005 попал в больницу с подозрением на инсульт и скоропостижно скончался.2005 инсульт

Сегодня он один из лучших рассказчиков России. Рассказы невыгодный жанр. Платят мало, в кинематограф с рассказом не прорвешься. Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Лишь отчаянные смельчаки не покидают и в зрелом возрасте пространство рассказа. Один из таких смельчаков Вячеслав Дёгтев. Его рассказы это азбука выживания русского человека в нынешней России.

Рассказ – малая форма эпической прозы. В нём обычно немного героев, и изображаются одно-два события.

Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор. По аналогии критик В. Бондаренко назвал героев В. Дёгтева поколением растерянных людей.

Аналитическая беседа по рассказу Выбор. -Кого вы отнесете к этому поколению, поколению растерянных людей? -Почему в начале повествования нет собственных имен? -Почему герой рассказа ушел на войну? - Какой художественный прием использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? - Какие еще изобразительно- выразительные средства языка говорят о полной растерянности главного героя?

- Почему на войне его стали называть псом войны? -Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? - Почему слова пес войны, звери в кавычках? Что они значат?

* Литературный прием, когда автор умышленно или невольно берет образ, мотив, выражение из произведения другого автора, называется РЕМИНИСЦЕНЦИЯ. * В. Шекспир в исторической хронике «Юлий Цезарь» «псами войны» называл наемников. (Юлий Цезарь: «Сейте смерть! Спускайте псов войны!») * В XX веке Фредерик Форсайт вынес эту реминисценцию в название романа «Псы войны», а в начале XXI века английский режиссер Нил Маршалл снял фильм «Псы войны» (2002). Таким образом, реминисценция «псы войны» обозначает людей обозленных, идущих на любую жестокость ради денег. Выражение «дикий гусь» в XX веке на западе означало наемника, выбирающего на какой стороне он будет сражаться.

Рассказ В. И. Дёгтева «Выбор» посвящен Юрию Бондареву. Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название потерянное поколение. Ю. Бондарев – автор романов Горячий снег, Берег, Тишина, Выбор и др.

«Потерянное поколение» - это поколение людей, которые победили сильного врага в годы войны, но оказались бессильными в обыденной жизни.

- Каким содержанием наполнена эта реминисценция в рассказе? Человек ожесточился, потерял чувство жалости и справедливости. - Как попала на войну героиня рассказа?

Теперь обратим внимание на внешность героев: У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком. Какой прием использует автор?

А Антитеза – – – – стилистический приём контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний.

-Когда у появляются собственные имена у героев? -Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? -Почему ему понравилась девушка? - Как вы относитесь к поступку Романа? Что это: минутная слабость или любовь? - Легко ли ему было сделать предложение? - Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя?

Лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие: Сапог...Сапог! Боюсь, что завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная.

Парцелляция - Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения: Ты только не говори. Береги силы. Потом мы с тобой наговоримся. И натанцуемся. Ты еще покажешь класс - в своих скрипучих сапожках-то…. - ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложенияпредложениеотрезки

Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: Слушай, будь другом..., Ах, как я счастлива, Ромка!, Знаешь что... Оксана, дорогая?, Жмет, вражина, мочи нет. Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: Что? Замуж?, Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?, Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?.)

- Каково отношение автора к происходящему? -Можно ли назвать героя «псом войны» в конце рассказа? -Какова идея рассказа «Выбор»? -Рассказ имеет открытый финал. Что это означает? -Какие общечеловеческие ценности затрагивает Дёгтев?

Общечеловеческие ценности: любовь к жизни; ненависть к войне; самоопределение личности; поиск истинной и подлинной веры.

- Почему рассказ называется Выбор, как и роман Юрия Бондарева? Слово «выбор» однокоренное слову «выбирать», а оно означает «отобрать для себя нужное, предпочитаемое». Также оно близко по значению словам «искать», «определяться». В. Дегтев часто использует в своих рассказах это слово. Это своеобразный лейтмотив его творчества.

Самоопределение личности, поиск нравственных устоев – ведущие темы прозы В. Дегтева. Вывод: как бы ни была драматична судьба человека на войне, как бы ни ломали его обстоятельства, в человеке должно сохраняться все человеческое. Любовь помогает Роману снова научиться верить людям и вернуться к нормальной жизни.

«Русская душа: памяти Вячеслава Дёгтева».

В. Дегтев - лауреат международной Платоновской премии Умное сердце, литературной премии имени Александра Невского России верные сыны, он стал и победителем популярной премии Национальный бестселлер.

В Воронеже прошел вечер памяти русского писателя Вячеслава Дегтева

В журнале Москва, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев написал: В последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию.

Публикации Будьте счастливы! : Повесть. Воронеж, ISBN Тесные врата: Рассказы. М., ISBN Викинг: [Сборник]. Воронеж, ISBN Гутен морген: Рассказ. М., ISBN Русская душа: Рассказы. М., ISBN Крест : Кн. рассказов. М., ISBN X Карамболь: Рассказы и повесть. М., ISBN